Влияние антропогенной нагрузки на травяные экосистемы, в частности выпаса, в разных зонах приводят к разным результатам. Изучение закономерностей деградации растительности дает возможность определить период пастбищного использования степей, разработать методы регулирования пастбищной нагрузки и мероприятия по восстановлению пастбищ, которые послужат основой подробной карты степных пастбищ с рекомендациями по их использованию [2].
Цель работы – выявить характер изменения растительности степных пастбищ в межгорных котловинах Тувы в зависимости от стадии пастбищной дигрессии.
Объект исследования – степная растительность пастбищ Тувинской и Убсунурской котловин Республики Тыва. Материалы для исследования были собраны в течение 1996–2014 гг.
Природные условия Тувы благоприятны для развития кочевого скотоводства, причем дифференциация этих условий отмечается в двух направлениях – пространственном и временном (сезонном). Так, в межгорных котловинах Тувы преобладают разнотравно-ковыльные, разнотравно-тонконоговые сухие степи, которые в течение длительного времени находятся под влиянием пастбищной нагрузки. Общие запасы растительного вещества этих степей не превышают 3500 г/м2. Легкий выпас приводит к развитию мелкодерновинных сообществ, устойчивых к выпасу. Общие запасы растительного вещества приближаются к 2800 г/м2. При снятии пастбищной нагрузки, после 15 лет заповедания, на участке происходит смена растительного покрова на разнотравно-крупнодерновинную степь. Общие запасы растительного вещества увеличиваются до 3500 г/м2. Мертвое надземное растительное вещество превышает фитомассу в 1,5-2 раза. Подземное растительное вещество также значительно увеличивается, причем доля живых корней превышает мертвые в 1,5 раза. Перевыпас также приводит к смене растительного покрова. Степь представлена полынно-лапчатковой ассоциацией, с низкими общими запасами растительного вещества. В подземной сфере преобладает мертвая неразложившаяся фракция. При перевыпасе на местах старых стоянок, где растительный покров уничтожается практически полностью («черные земли»), происходит коренная смена растительности. Сукцессия восстановления длительное время направлена в сторону образования сообщества из сорных видов, отсутствующих в естественном покрове [3].
За 30 лет зарастания «черные земли» еще не восстанавливаются полностью. Вероятно, период их восстановления до терминальной степной стадии превышает 50 лет.
Рис. 1. Картосхема расположения пастбищ в Туве на 1997 г. (ТувИКОПР СО РАН)
Рис. 2. Картосхема расположения пастбищ в Туве на 2010 г. (ТувИКОПР СО РАН)
Исключительно тревожным является то обстоятельство, что площадь «черных земель» в Туве непрерывно растет. Сравнение карт 1997 г. и 2010 г. показывают, что их площадь увеличилась в несколько раз (рис 1, 2).
Заключение
Систематические наблюдения за «черными землями», начатые с 1990-х годов и продолжающиеся до сих пор, позволяют нам высказать большое опасение по поводу современного характера использования пастбищ Тувы.
Для предотвращения возникновения новых «черных земель» необходимо вернуться к пастбищеообороту и изучить приемы традиционного скотоводства, при котором не допускалось появление «черных земель».
Библиографическая ссылка
Самбуу А.Д., Аюнова О.Д. СТАДИИ ПАСТБИЩНОЙ ДИГРЕССИИ В СУХИХ СТЕПЯХ ТУВЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-2. – С. 293-295;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9241 (дата обращения: 23.11.2024).