Научный журнал
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Миралиева А.Ж. 1 Бекмухаметова А.Б. 1
1 Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
В данной статье подробно изложены вопросыотраслевой структуры мировой экономики. Автором анализируется трехсекторальную модель экономикиИ. Фишера и Кларка, которая далее получила свое развитие в работах Д. Белла и У. Ростоу. Также замечено, что общими тенденциями отраслевых сдвигов в экономике большинства стран мира является снижение удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, капиталоемких отраслей, быстрый рост сферы услуг. Авторы акцентируют свое внимание на тот факт, что ведущая роль экономики страны и ее положение в мире во многом определяются развитием машиностроительного комплекса, топливно-энергетический комплекса, сферой международной торговли. Авторами выделен целый ряд проблем, важнейшей из которой является обеспечение постоянно растущих потребностей минерального сырья, на базе которого формировались крупные народнохозяйственные комплексы.
ресурсы мирового хозяйства
технологические нововедения
экономический приоритет
1. http://textb.net/82/29.html.
2. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/postindustrializm.html.
3. http://allrefs.net/c12/40w28/p3/
4. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 27.01.96 г. «О недрах и недропользовании».
5. http://yvision.kz/post/677935.

Ресурсы мировой экономики включает в себя капитальные ресурсы мирового хозяйства и его отраслевую структуру, которую можно представить как совокупность накопленных основных материальных и нематериальных активов, а также оборотных активов, используемых в производстве. Соотношение между различными подразделениями экономики характеризует отраслевая структура мировой экономики – совокупность пропорций и отношений между отраслями производственной деятельности, под которыми понимается совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, однотипных в технологическом отношении и выполняющих особую роль в системе общественного разделения труда.

В соответствии с теорией секторов, авторами которой являются И. Фишер и Кларк, выделяются три сектора общественного производства: первичный, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный, касающийся отрасли обрабатывающей промышленности и строительства и третичный (сфера услуг).

Развивая трехсекторальную модель экономики, У. Ростоу выделяет пять этапов экономического роста, определяемых уровнем развития техники, структурой потребления и долей накопления в национальном доходе: 1) названный «традиционным обществом»(отличается высоким удельным весом сельского хозяйства); 2) «период предпосылок для взлета» (активное проникновение в производство достижений науки и техники, рост производительности в сельском хозяйстве, развитие торговли); 3)обозначенного как «взлет» (характерна промышленная революция). На следующем этапе («движение к зрелости») наблюдается бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда. И, наконец, на пятом этапе, называемом «эрой высокого массового потребления», экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, на первый план выходит сервисная сфера, а не промышленность [1].

Основные методологические принципы теории постиндустриального общества получили развитие в работах Д. Белла, который выделяет три стадии экономического развития общества: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. В доиндустриальном обществе рабочая сила используется, в основном, в добывающих отраслях и сельском хозяйстве. Индустриальное общество характеризуется массовым производством товаров и преобладанием класса промышленных рабочих. Переход к постиндустриальному обществу проходит несколько этапов: 1) развитие промышленности способствует экспансии транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара; 2) характеризуется расширением сфер торговли, финансов, операций с недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ; 3) рост национального дохода сопровождается снижением доли расходов на питание, а высвобождаемый остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем – предметов роскоши, на отдых и потребление услуг, среди которых доминируют образование и здравоохранение.

Д. Белл также дополняет трехсекторальную модель еще двумя этапами: «четвертичным» и «пятеричным», отражающими переход от индустриального к постиндустриальному обществу. В соответствии с этой моделью услуги относятся к трем секторам: «третичный» – транспорт и коммунальное хозяйство, «четвертичный» – торговля, страхование, операции с недвижимостью и финансовые услуги, «пятеричный» – здравоохранение, образование, исследовательская деятельность, отдых и государственное управление[2].

В хозяйственной практике обычно выделяют три группы отраслей: сельское хозяйство (первичные отрасли), промышленность и строительство (вторичные отрасли) и сферы услуг (третичные отрасли). По доле в создаваемой стоимости в среднем в мире на сельское хозяйство приходится лишь 10 %, на промышленность – 30–40 %, на услуги – 60 %. Существует и другая классификация отраслевой структуры – деление на базовые отрасли и инфраструктурные. К базовым отраслям относят ТЭК, промышленность, сельское хозяйство и накопленный научно-технический потенциал, к инфраструктурным отраслям – транспорт, связь и телекоммуникации, а также информатику.

Общими тенденциями отраслевых сдвигов в экономике большинства стран мира является снижение удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, капиталоемких отраслей, быстрый рост сферы услуг.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)охватывает все процессы добычи и переработки топлива (топливные отрасли промышленности), электроэнергетику, а также транспортировку и распределение топлива и электроэнергии. Доля этого комплекса в совокупном мировом ВВП в последние годы составляла около 3 %. Топливная промышленность представлена нефтяной, газовой, угольной, торфяной и сланцевой отраслями, электроэнергетика – ТЭС, ГЭС, АЭС и альтернативными (возобновляемыми) источниками энергии. К ТЭК следует отнести и нефтепроводы, ЛЭП, газопроводы.

Ведущая роль экономики страны и ее положение в мире во многом определяются развитием машиностроительного комплекса отраслей обрабатывающей продукции мира, включающий производство металлоизделий и металлообработку, общее и транспортное машиностроение, радиоэлектронное и электротехническое машиностроение, приборостроение. Более 90 % машиностроительной продукции производится промышленно развитыми странами. Сегодня не менее 1/5 из общей массы предметов потребления приходится на машиностроительную продукцию.

Сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60–70-е годы ХХ века. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68 % мирового ВВП. Современная сервисная сфера включает значительное число отраслей, под отраслей и видов деятельности, объединенных в группы. Так, например, в рамках ВТО выделяется свыше 150 видов услуг.

Казахстан занимает лидирующие позиции в мире по подтвержденным запасам вольфрама, хрома, серебра, цинка, свинца. Для различных регионов страны характерны разные полезные ископаемые. Надо заметить, что еще не все месторождения полностью изучены. Нa западе страны представлены нефть и газ, фосфаты, хром, урановые руды. Наиболее существенное значение имеет Северо-каспийский нефтегазоносный бассейн. Его площадь оценивают в 600 тыс. км5, в том числе на шельфе – в 45 тыс. км2. Крупнейшее месторождение Тенгиз (открыто в 1979 г.) с извлекаемыми запасами около 1 млрд т входит в разряд мировых. Далее следует Карачаганак (около 250 млн т извлекаемых запасов нефти и 150 млрд м3 газа). Выделяются такие месторождения, как Прорва, Каратон, Кульсары, а также расположенные ближе к российской границе Камышитовое (нефтяное) и Астраханское (газовое; продолжение российского). На п-ове Мангышлак находятся газовые месторождения – Узень, Жетыбай, Кара-жанбас. Согласно оценкам, запасы газа превышают 2 трлнм3, а потенциальная производительность – 35 млрд м3 в год.

Второй нефтяной район – Тургайский бассейн в центре Актюбинском области. Здесь существенные запасы имеются в месторождениях Кенкияк (более 20 млн т), Кумколь в Кызылординской области (более 40 млн т). В целом по стране прогнозные запасы нефти разные источники оценивают от 6 до 12 млрд т.

Рудные ископаемые западной части страны характерны для южных частей Урала в пределах Актюбинской области. Здесь представлены никель-кобальтовые (Южно-Кемпирсай-ская группа) и хромитовые (Актюбинская группа) руды. Запасы хромитовых руд по категориям А + В – C достигают 320 млн т, что составляет около 10 % мировых запасов.

Шилисайское месторождение фосфоритов, конечно, гораздо меньше, чем район Каратау, но для Казахстана довольно значимо. В Северном Казахстане сосредоточены основные проявления рудного золота (Степняк, Аксу, Акбеит). По объемам его добычи Казахстан, конечно, несопоставим с Россией и Узбекистаном.

Восточная часть Казахстана – господство руд цветных металлов, главные из которых – полиметаллические. В большинстве случаев они приурочены к месторождениям Рудного Алтая. Некоторые из проявлений уходят на российскую территорию. Помимо этого, можно говорить о залежах вольфрамо – молибденовых и титановых руд.

В центре страны преобладают руды черных металлов (железа и марганца) и меди, а также находится самое крупное месторождение коксующихся каменных углей (Карагандинский бассейн). По балансовым запасам железных руд Казахстан значительно отстает от России и Украины, но является лидером в Центральной Евразии (8,8 млрд т). Некоторые месторождения черных металлов содержат комплексное сырье (марганец и железо). К ним можно отнести такие рудопроявления, как Кара-жал, Большой Китай. Из чисто марганцевых месторождений стоит отметить Джезды, Жомарт, Ушкатын. По запасам марганцевой руды страна устойчиво держит второе место в СНГ после Украины (более 400 млн т). Залежи углей основных бассейнов страны в категориях запасов достигают 34 млрд т.

В южных районах Казахстана находится крупнейшее в СНГ месторождение фосфоритов (Каратау), имеются Коксуйское, Туюкское месторождения полиметаллических руд. Встречаются проявления медных и железных руд [3].

В большинстве районов страны есть запасы сырья для промышленности строительных материалов.

Если рассматривать масштабы и темпы освоения полезных ископаемых, то можно отметить следующее:

Во-первых, высокие темпы добычи всех видов полезных ископаемых обеспечили возможность последовательного наращивания производства продукции, необходимой для народного хозяйства и населения страны.

Во-вторых, рост масштабов добычи сопровождался снижением качества новых запасов, их сокращением в ряде традиционных районов, усложнением горнотехнических условий и ростом издержек производства.

В-третьих, развитие горно-металлургического производства сопровождалось ухудшением экологической обстановки.

Таким образом, быстрый рост потребления выдвинул целый ряд проблем, важнейшей из которой является обеспечение постоянно растущих потребностей минерального сырья и в, первую очередь, энергетического. На базе минерально-сырьевых ресурсов формировались крупные народнохозяйственные комплексы. Средние оценки обеспеченности стран мира по важнейшим видам полезных ископаемых находятся в диапазоне 15-50 лет, последние 20-25 лет характеризуется высокими темпами прироста запасов от 5 до 15 % при увеличении добычи на 3-10 %.

В настоящее время вопросы недропользованию в Казахстане регламентируются введенным в действие в январе 1996 года Указом Президента (имеющим силу закона) о «Недрах и недоиспользовании». В соответствии с этим Указом и с Конституцией Республики все недра, в том числе и полезные ископаемые, находятся в государственной собственности.

Правительство республики выполняет следующие функции:

– организует управление государственным фондом недр;

– устанавливает правила пользования недрами;

– определяет участки, предназначенные для удовлетворения государственных потребностей в стратегических и дефицитных видах минерального сырья, устанавливает ограничения на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, сохранности окружающей природной среды, безопасности населения, производит консервацию для сохранения запасов в интересах будущих поколений;

– определяет порядок уплаты платежей и налогов для недропользователей, осуществляющих деятельность в отраслях добывающей промышленности;

– определяет порядок лицензирования и заключения контрактов;

– осуществляет выдачу лицензий на право недропользования, а также контроль за соблюдением условий выполнения лицензий и контрактов и д. р[4].

В свете мирового падения цен на углеводородные ресурсы в 2015 году многими компаниями значительно сокращаются объемы буровых работ, что приводит к пересмотру бюджета и оптимизации затрат. Однако динамика затрат недропользователей показывает увеличение закупок с прошлым годом. Увеличение связано с девальвацией национальной валюты, поскольку многие недропользователи импортируют товары и оборудование для производственных нужд и расчет ведется в иностранной валюте. Картина в долларовом выражении выглядит иначе (рис. 1).

mir1.tif

Рис. 1. Динамика закупок недропользователей. *Источник: http://yvision.kz/post/677935

В целом рынок недропользования распределен на 3 группы:

1. Стабилизированные контракты: Тенгизшевройл, Карачаганак, Кашаган, Маерск. По данной группе наблюдается рост закупок по сравнению с предыдущим годом на 34 %. Существенный рост закупок обусловлен в первую очередь тем, что по данной группе контракты с поставщиками преимущественно заключаются в долларах США. Кроме того, на Кашаганском проекте идет замена труб (1 прогонный метр трубы весит 1 тонну!), а на Тенгизском месторождении запускается Проект Будущего расширения (увеличение добычи на 50 %).

2. Недропользователи, входящие в группу компаний ФНБ «Самрук-Казына»/ АО «НК «КазМунайГаз». По данной группе наблюдается снижение закупок на 24 % по сравнению с прошлым годом.

3. Все остальные недропользователи, осуществляющие закупки через Реестр товаров, работ и услуг при проведении операций по недропользованию. По данной группе также наблюдается спад закупок: спад на 34 % по сравнению с предыдущим годом.

По итогам 2015 года на долю стабилизированных контрактов приходится 72 % всех затрат недропользователей (рис. 2) [5].

mir2.wmf

Рис. 2. Доля рынка по группам недропользователей. *Источник: http://yvision.kz/post/677935

Казахстан обладает огромными запасами минерального сырья и входит впятерку ведущих стран мира. В развитии минерально-сырьевой базы республикиисключительную роль сыграл выдающейся казахстанский ученый-геолог академик К.И. Сатпаев (1899-1964).

Во многом благосостояние страны будет зависеть от рационального использования минеральных ресурсов. Однако не все страны мира преуспели в этом.

Президент Н. Назарбаев ставит стратегию использования природныхресурсов в качестве одного из приоритетных направлений процветания нашей страны к 2030 году. Эта мысль проходит красной нитью через все приоритеты. Вот что пишет он в 1-м, казалось бы, не имеющем отношение к ресурсам, разделе под названием «Национальная безопасность». Одним из элементов нашей стратегии является «освоение богатых природных ресурсов, которые могут стать надежной основой для защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны».

Экономический приоритет: «Будет продолжаться разработка наших энергетических и других природных ресурсов. Её цель – получение доходов от экспорта, которые будут способствовать не только экономическому росту, но и политической стабильности страны, а также обеспечению национальной безопасности».

Приоритет «Здоровье и образование»: «Предотвращение заболеваний подразумевает использование чистой воды, очистных систем, сокращение объектов, загрязняющих окружающую среду и наносящих экологический вред. Сегодня плохая экологическая обстановка является причиной 20 % смертей, а в некоторых регионах еще хуже».

Наконец, приоритет, касающийся ресурсов: «Мы будем форсировать создание и развитие внутренней энергетической инфраструктуры, решать проблемы самодостаточности, конкурентной независимости. Стратегия подразумевает крайне рачительное использование будущих доходов от этих ресурсов. Мы должны иметь строгий контроль за своими ресурсами, жить экономно и по-хозяйски».


Библиографическая ссылка

Миралиева А.Ж., Бекмухаметова А.Б. РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-2. – С. 369-373;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9615 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674