Целью нашего исследования явилось: выявление морфологических основ гиподиагностики плоских кондилом, сопоставление аномальных кольпоскопических картин и результатов гистологического исследования. Материалом для изучения служили биоптаты влагалищной части шейки матки, взятые при расширенной кольпоскопии с применением эпителиальных и сосудистых тестов, у 250 больных в возрасте 23-36 лет, обследовавшихся в отделении клинической патологии шейки матки базовой акушерской гинекологической клиники кубанского медицинского университета в 2008-2009 гг. Материал фиксировали в 10% нейтральном формалине, срезы окрашивали гематоксилин-эозином, гликоген выявляли ШИК - реакцией по Шабадашу. Подробно были изучены амбулаторные карты больных.
Клинический диагноз у всех больных был поставлен на основании данных кольпоскопии. Простая лейкоплакия диагностирована у 57 (22,8%) обследованных женщин, простая лейкоплакия на фоне полной зоны трансформации и простая лейкоплакия на фоне неполной зоны трансформации соответственно у 78 (31,2%) и 108 (43,2%) пациенток, неполная зона трансформации - в 7 (2,8%) наблюдениях. В большинстве случаяев - у 243 (97,2%) больных при обследовании шейки матки выявили белые очаги ороговевающего эпителия с перламутровым блеском, не реагирующие на уксусную кислоту. Проба Шиллера в 238 (95,2%) случаях была отрицательной, в 12 (4,8%) наблюдениях - неоднородной, пестрой. Полимеразная цепная реакция проведена 75 (30%) больным и была отрицательной.
При гистологическом исследовании биоптатов во всех случаях выявляли специфические маркерные клетки папилломавирусной инфекции-койлоциты, преимущественно в поверхностных и промежуточных слоях многослойного плоского эпителия, в редких случаях - 14 (5,6%), в базальном слое многослойного плоского эпителия. В покровном эпителии наблюдали полиморфизм клеток, преимущественно представленный мелкими, средними и двухядерными койлоцитами, а также единичными дискератоцитами. Крупные койлоциты (койлоцитарную атипию) выявляли редко - 25 (10%) наблюдении. В 168 (67,2%) случаях отмечали пролиферацию клеток покровного эпителия, что выражалось гиперплазией базального и парабазального слоев многослойного плоского эпителия, в некоторых случаях - 26 (10,4%), в гиперплазированном эпителии отмечалась выраженная пролиферация соединительнотканных сосочков с центрально расположенными капиллярами. Базально-клеточная гиперплазия разной степени выраженности и явления базальноклеточной гиперактивности сочетались с наличием в покровном эпителии крупных койлоцитов (коилоцитарной атипией).
В большинстве наблюдений выявляли кератоз - 226 (90,4%) наблюдений, реже - паракератоз - 24 (9,6%) случая, иногда в сочетании с акантозом - 25 (10%). Эти морфологические процессы фактически явились причиной затруднившей кольпоскопическую диагностику субклинически протекающей папилломавирусной инфекции. Поэтому окончательный и достоверный диагноз был верифицирован в результате гистологического исследовования как объективного и завершающего этапа в комплексной диагностике патологии шейки матки.
Таким образом, вероятность ложно-отрицательных результатов диагностики плоских кондилом существенно может снижаться при комплексном применении визуальнокольпоскопического, молекулярно-биологического и гистологического методов исследования.
Частое сочетание плоской кондиломы с зоной трансформации в исследуемом материале подтверждает уязвимость метаплазированного эпителия для инфекции.