На кафедре психиатрии ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России вводится преподавание вариативной дисциплины «Аддиктивные поведенческие расстройства у детей и подростков» для студентов 5 курса педиатрического факультета, осуществляется комплексный подход на основе интегративного обучения теоретическим знаниям, практическим навыкам, особенно основам профилактики аддиктивных поведенческих расстройств в молодежной среде.
В подростковой среде употребление табака, алкоголя или «легких» наркотиков не оценивается как аномальное поведение. Оно входит в структуру их понятий о норме, особенно в отдельных субкультурных группах. При этом не учитывается реальная деструктивная сущность зависимого поведения. Большинство людей в социуме отрицательно относятся к проявлениям зависимости, и общегрупповая норма исключает употребление психоактивных веществ.
Механизмы формирования аддиктивных поведенческих расстройств и коморбидностив настоящее время остаются недостаточно изученными. Существуют противоречивые мнения о роли органических, стресс зависимых и личностных факторов в возникновении и развитии данных поведенческих расстройств. Наиболее подробно проблема формирования зависимого поведения отражена в исследованиях, посвященных наркологии и утверждающих точку зрения о значимости врожденных или приобретенных органических нарушений. Особое значение уделяется изучению личностных предикторов формирования аддиктивных поведенческих расстройств, основных этапов и форм профилактики зависимого поведения, что особенно необходимо в изучении психиатрии и наркологии, медицинской психологии и формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [1, 2, 3].
Целью нашего исследования явилось изучение психологических предикторов аддиктивного поведения и оптимизация профилактики аддиктивных поведенческих расстройств у студентов.
В исследовании приняло участие 150 студентов педиатрического факультета медицинского университета. Возраст испытуемых от 18 до 22.
Проведены анонимные скрининг-тесты:
- Для определения риска алкогольной и наркотической зависимости - опросник CAGE-AID, опросник толерантности Фагестрема – определение степени никотиновой зависимости.
- Для определения риска трех видов поведенческих (нехимических) аддикций использовались верифицированные методики: двадцать вопросов общества анонимных гемблеров, тест определитель спортивной аддикции, тест К. Янг на интернет - зависимость.
- Определение личностных особенностей проводилось с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла, также использовался опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел», анкеты-опросники с целью выявления предикторов зависимого поведения.
По результатам скрининг исследования с помощью опросника CAGE-AID, 40,0% студентов вуза попали в группу риска развития алкогольной или наркотической зависимости. Из них 20,0% имеют высокую степень риска, 20,0% среднюю степень риска.
Согласно результатам исследования с помощью опросника Фагестрема 26,6% студентов имеют предрасположенность к зависимости от никотина. Что касается степени риска развития нехимической аддикции, то она имеет различный процент: 3% студентов имеют высокий риск развития игровой зависимости, 5,0% студентов имеют высокие показатели риска развития спортивной аддикции, 30,0% студентов – высокий риск развития интернет зависимости.
Для определения индивидуально-типологических особенностей студентов с предрасположенностью к различным формам аддиктивного поведения мы разделили выборку на 3 группы:
- Условно здоровые - 53,4% (студенты с низким риском развития аддикции);
- Студенты с высоким риском развития никотиновой зависимости - 23,3%;
- Студенты с высоким риском развития алкогольной и никотиновой зависимости 23,3%.
Результаты сравнительного анализа показали, что фактор Н «смелость» у лиц с предрасположенностью к никотиновой зависимости выше, чем у здоровых, а у лиц с сочетающейся предрасположенностью - еще выше (норма – 7.7, выявленные показатели - 11, 12), фактор E «доминантность», также выше нормальных значений (норма - 5.5, высокие значения – 9, 8, 11), в данной группе чаще встречаются личностные черты возбудимого круга. Студентов с предрасположенностью к никотиновой зависимости отличает от здоровых испытуемых более высокий самоконтроль (6.3 - норма, высокие значения - 9, 12). Это подтверждает отсутствие корреляций между никотиновой зависимостью и другими видами химической аддикции. По результатам сравнительного анализа показателей выделенных групп по опроснику «склонность к отклоняющемуся поведению Н.А. Орел» выявлено, что нет достоверных отличий между показателями по шкале «Аддиктивное поведение» между группами условно здоровых студентов и студентов с предрасположенностью к никотиновой зависимости (баллы: условно здоровые от 7-10, N<=12, выше нормы - 14-16). Показатели по этой шкале выше у лиц с сочетанным риском развития аддикции >16 баллов.
Таким образом, результаты проведенного исследования необходимо учитывать при проведении индивидуальной профилактики аддиктивного поведения у студентов ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России с различными личностными характеристиками, которая основана на углубленном изучении индивидуально-типологических свойств, освоении навыков саморегуляции и дальнейшем повышении адаптационных свойств личности.