.«Мир становится все меньше»..., «Global village))... Не приходится сомневаться не только в метафоричности, но и в истинности этих и им подобных фраз. Каждодневная реальность неотвратимо оказывается вовлеченной в феномен, характеризующий современный мир как постоянно меняющийся, лишенный какой-либо константности. Процесс глобализации, затронувший практически все стороны жизни, выдвигает все новые проблемы. Многие ученые и политики всерьез считают, что будущее Земли - в единении, размывании границ не только территориальных, но и этнических, культурных, религиозных.
Образование не составляет исключения. Более того, оно служит своеобразным форпостом проявления указанных выше процессов.
В монографии «Современное образовательное интеркультурное пространство» изложены результаты многолетней работы автора по изучению феномена современного образовательного пространства, которое с каждым днем наполняется новыми смыслами и содержит в себе новые вызовы. В связи с этим появляется необходимость понимания и толкования новых граней многомерного понятия «образовательное пространство». Несмотря на наличие фундаментальных исследований и попытки рассмотреть данный феномен с различных сторон, категория «образовательное пространство» находится сейчас в стадии поиска научной парадигмы, что обусловлено стохастичностью и многоплановостью самого феномена. Сложность рассмотрения и изучения образовательного пространства связана еще и с тем, что изначально понятие «пространство» принадлежит философии, что лишний раз свидетельствует о многогранности явления и заложенных в нем возможностей разностороннего толкования. Поэтому в монографии представлено философское обоснование категории «пространство», позволившее автору придти к выводу о том, что за многовековую историю категория «пространство» прошла уникальный путь становления, накопив за это время весомый пласт знания, где наряду с ответами возникали новые вопросы. Уже в античном мире начинается процесс разделения знания о пространстве. Этот процесс неразрывно связан с накоплением информации, осмыслением сложных связей человека в мире и с миром. В этом смысле античная эпоха, суть которой воплощена в метафоре «античность - детство человечества», интуитивно и эмпирически точно расставила акценты в толковании феномена «пространства», что позволило потом расширить и разделить представление о нем, придав ему методологический характер. Категория пространства одновременно абстрактна и конкретна. Она отражает гетерогенность и взаимосвязь физического, социального и духовного миров человека.
На основании философского обоснования категории пространства автор посчитал логичным сделать анализ понятия «образование» в пространственном контексте. При этом образование рассматривается с различных позиций: как ценность, процесс и результат, система, синтез обучения и воспитания, деятельность, развитие личности, вхождение в культуру, создание образа «я», оказание образовательных услуг. Столь многоплановая картина в то же время лишена эклектики, поскольку все позиции существуют и реализуются в пространстве, и «пространственность» в данном случае служит корневым понятием. Проведенная работа позволила автору придти к выводу о синтезе трех видов образовательных пространств: объективно существующего пространства, целенаправленно формируемого и субъективного индивидуального образовательного пространства личности. Говорить о доминирующей составляющей внутри этого единства нет смысла, потому что каждое образовательное пространство имеет свои специфические черты, особенности, и возможности. Существует взаимовлияние и взаимодействие всех трех видов пространства.
Вторая глава монографии посвящена анализу образовательного интеркультурного пространства как качественно нового уровня образовательного пространства. В работе есть обращение к понятию «культура», где на основе многочисленных исследований доказано, что существуют прямо противоположные позиции и оценки сложного взаимодействия культур в прошлом и настоящем. Вместе с тем нынешняя реальность не оставляет надежд на изоляцию культур, находящихся примерно на одном уровне развития. Взаимопроникновению и взаимодействию культур в значительной степени способствуют возможности современного информационного пространства, где одной из главных составляющих является его открытость. Происходит «культурное развитие человечества».
В работе обосновывается термин «интеркультура», трактуемый как одна из сущностных характеристик современного взаимодействия культур. Синергетическая основа интеркультурного взаимодействия, по мнению автора, может стать отправной точкой в изучении данного феномена в различных контекстах, одним из которых является образовательное пространство.
На основе характеристики современного образовательного пространства доказано, что интеркультурный характер современного образовательного пространства есть своеобразный вызов образовательным сообществам, системам и каждому из нас. Это - реальность, в которой мы живем и с которой необходимо считаться. Проблема ежедневно актуализируется необходимостью гармонизации трех видов образовательного пространства, каждое из которых наполнено культурой, ее концептами, смыслами, традициями, содержание и формы при этом порой диаметрально различаются.
Проделанное автором исследование специфики взаимодействия культур в современном мире и отражения данного феномена в образовательном пространстве позволили обосновать правомерность термина «вторичная культурная личность», готовой и способной понимать иные культуры, рефлексивно оценивать свой опыт взаимодействия с ними. Контекстом «проживания» собственного опыта в чужой культуре как являются объективные, так и субъективные предпосылки и причины невозможности полного понимания другой культуры и стремления к нему. Автор приходит к выводу, что мы все являемся вторичными культурными личностями. Все дело в уровнях и качестве интерпретаций «иной» культуры. Целенаправленное образование призвано решать вопросы создания условий, при которых уровни и качество интерпретаций будут развиваться в ситуации невозможности полного понимания, а стремление к нему выступает стимулом для развития личности и культуры в целом. Таким образом, вторичная культурная личность - не терминологический неологизм, а продиктованная временем реальность, позволяющая личности соответствовать вызовам быстро меняющегося мира.
В качестве практического воплощения вышеизложенных идей в работе приводится описание опыта высшего педагогического иноязычного образования в условиях современного образовательного интеркультурного пространства. Доказано, что современный опыт иноязычного образования настоятельно требует создания такой модели профессионального становления будущего учителя иностранного языка, где бы происходила гармонизация существования личности на пересечении трех видов образовательных пространств: объективно существующего образовательного пространства, специально формируемого пространства и личного образовательного пространства. В учебном процессе следует не только учитывать интеркультурный характер этих трех видов пространств, но и создавать условия для того, чтобы будущий учитель иностранного языка мог оценить возможности каждого из видов пространств для себя как будущего специалиста и человека, живущего в XXI веке.
Монография представляет интерес для специалистов в области философии образования, культурологии, высшего педагогического иноязычного образования, а также студентов, чей путь самоопределения в «иной» культуре в период обучения в вузе достигает своего пика.