Проблема смысла и смыслообразования в культуре справедливо относится к разряду труднейших. И дело здесь не только в разнице и многоголосии исследовательских подходов, а, в первую очередь, в постоянном распредмечивании самого смысла, его ощутимом неравенстве самому себе в различных бытийных контекстах культуры. Сфера образования сегодня все более становится «лакмусовой бумажкой», индикатором общего состояния культуры. Это связано главным образом с тем, что, с одной стороны, именно в системе образования, пожалуй, в наибольшей степени проявляется глобальный кризис культуры, с другой - именно она является средством преодоления данного кризиса.
Кризис смысла - наиболее опасный, ибо человек как духовное существо жив исключительно смыслом, то есть тем, что составляет метаэмпирическую основу его существования. Предназначение феномена образования, по нашему убеждению, состоит в становлении собственно личностного начала, в котором творчество есть всегда акт освобождения и преодоления, переживание силы (Н. А. Бердяев). Современная философия образования склонна видеть в личности не данность, а поиск, не сотворенное, но творящее, активное начало, использующее в процессе самосознания весь материал науки и культуры.
Противопоставление «человеку знающему» -«творческой личности» и есть, на наш взгляд, актуальная образовательная цель. И, несмотря на кажущуюся легкость, с которой мы осуществляем образование, на деле оно доступно не каждому. Ведь не каждый способен стать и быть личностью творящей, созидающей, самоорганизующейся, не каждый горит творчеством. Ибо, личность в нас - это такое измерение, в которое мы входим при постоянном самонапряжении сил и возможностей, выходя за рамки природно-данного, или трансцен-денции (М. К. Мамардашвили), в стремлении построения нового.