Одной из ключевых и остро поднимаемых тематических идей современного социально-философского дискурса ныне стала тема кризисности практически всех форм бытия человека, – социума, культуры, цивилизации, – что в конечном итоге ведет к антропологическому кризису и ставит под вопрос само существование человека. Алармизм подобной постановки с неизбежностью обязывает социально-гуманитарную науку к анализу всех возможных форм, истоков и механизмов кризиса конкретных аспектов бытия [2].
Актуальность исследования состоит в следующем: современная цивилизация в значительной степени преобразует, как окружающую среду, социальные институты организации человеческой жизнедеятельности, так и самого человека. Важное место в этом ряду, занимают физическая культура и спорт, виды деятельности, выступающие в качестве средства преобразования природы человека, как общественного индивида.
Объектом исследования выступает спорт как социальная практика человека в современном обществе.
Предметом исследования является спорт – как форма культуры и сфера социальной практики, которая, заметим, не избалована вниманием социальной философии. Необходимо, на мой взгляд, учесть еще одно обстоятельство – в качестве мировоззренческого ракурса осмысления и интерпретации генезиса спорта в рамках социально-культурной эволюции и его современных тенденций выбрана категория «человекоразмерность», которая пока еще не изучена должным образом, не эксплицирована в корпус социально-философских категорий. Исследование в этом направлении представляет интерес, для специалистов, занятых проблематикой философии и социологии спорта.
Спорт, рассматривается, как способ определения человекоразмерности в той области бытия человека, которая связана с развитием телесности (тела как единства природного и социального. Спорт рассматривается как феномен европейской культуры и для которой, характерен специфический тип отношения человека к миру – как к человекоразмерному (гармоничному). Предельные основания спортивной деятельности следует искать в базовых слоях культуры, – в которых формируется отношение индивида к окружающему миру и себе [6].
Какими средствами и механизмами общего потока психической и социокультурной активности обладает культура, посредством чего эта активность направляется в спорт или вытесняется из него? Ответы, к которым приходят в результате обширного экскурса в историю философской, культурологической и антропологической мысли. В этом контексте обоснованно и в первую очередь нужно обратится к европейской культуре как к генетическому и историческому истоку спорта.
В Западной культуре спорт рассмотривается как феномен западной культуры которая ориентируют на самоопределение человеком себя через выявление границ человеческой размерности. Вопрос о положении спорта в системе восточных культур, о специфичности структуры и философии восточного спорта, которые в отличие от европейской ситуации детерминируются не активизмом, а принципами гармонии универсума, гармоничной вписанности (встроенности) человека в универсум(духовный, прежде всего). В восточной культуре другие мировоззренческие категории, отражающие отношение к человеку как «природо-» или «мироразмерному» бытию. Особенностью восточного мышления является «настроенность» на определение размерности природы, а не человека – «вписаться» в мир, определить возможности своего существования внутри границ природного бытия [5].
Культурный потенциал спорта» – определяется вклад спорта в осуществление культурой своей человекосозидающей функции. Выявление и демонстрация предельных возможностей, которыми обладает человеческая телесность, является частью процесса человекотворчества. Потребность в определении границ «человеческой вместимости», выявлении пределов реализации возможностей, вложенных в человека природой и культурой, относится к смысловым пространством западной культуры. В этом есть роль и место спорта в системе культурных форм, социальных практик и институтов. При этом особое внимание уделено социально-ценностным и культурным измерениям спорта, которые и стоят за его (спорта) человекоразмерностью (пределу возможностей).
Понятие «человекоразмерности» предельно выраженных телесных свойств индивида, возможностей оперативного интеллекта, психических характеристик личности (прежде всего воли, упорства, настойчивости, терпения) и нравственных качеств (например, чувства ответственности, долга, товарищества, соотнесенных по принципу гармонии и не нарушающих целостность человека.
Дефиниция «степень человекоразмерности», поскольку философия как форма теоретического мышления имеет дело с целостностями (сущностями), выделенными из реальной действительности (бытия) на основе неких идентифицирующих и конституирующих признаков. Человекоразмерность относится к их числу. Если учитывать это обстоятельство, а также не пренебрегать общей логикой философии, та или иная целостность- объект философского анализа (природный, социоприродный, человеко-машинный, социально-деятельностный) может быть, либо человекоразмерным, либо не быть таковым.
В этом плане заслуживающим внимания представление тезиса о том, что посредством спорта физическая культура манифестирует пределы физических потенций человека, что также является одним из смысловых аспектов человекоразмерности спорта. Именно спорт, как наиболее массовый вид социальной практики человека является областью и средством выражения некоторых предельных проявлений тела и духа человека, в этом проявляется его содержательная, субстанциональная характеристика. Следовательно, спорт выступает как один из способов определения очень важных для человека параметров человеческой размерности, границ человеческой природы [6].
В феномене спорта есть нечто парадоксальное. С одной стороны, все больше людей занимаются спортом, спортивные новости давно превратились в постоянную тему каждодневных бесед, так что спорт кажется неотъемлемой частью современной жизни; с другой стороны, спорт можно с таким же основанием назвать явлением, принадлежащим всем эпохам и всем культурам.
Благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты». Однако само творчество носит двоякий характер: оно и позитивно, так как расширяет сферу самореализации человека, и негативно, ибо разрушает зачастую уже созданное.
В спорте, человек раскрывает и «измеряет» свои физические и ментальные возможности, однако в нём, содержится опасность выхода за пределы допустимого этих возможностей. Растущий кризис современного спорта, сущность которого заключается в тенденции нарушения им пределов человеческой размерности. Если спорт ныне стоит перед угрозой утратить человекоразмерность гармонию (а такая угроза, видимо, существует), то причина вовсе не в конкуренции спортсменов, без чего спорт перестает быть спортом, а в факторах, лежащих за пределами спорта (а значит – его сущности), а именно- в стремлении любой ценой и любыми средствами подчинить спорт коммерческим и финансовым мотивам и интересам [6].
Коммерциализация и профессионализация мирового спорта, наблюдающаяся в последние десятилетия, решительным образом повлияла на его место в общественной жизни. Коммерциализация полностью преобразила лицо современного спорта – вплоть до изменения правил в некоторых видах в угоду телевизионным компаниям, платящим гигантские деньги за трансляции и получающим еще бóльшие деньги за рекламу. Занятия спортом высших достижений заставляют человеческий организм работать на пределе возможностей, оттого и повышенная травмоопасность, и необходимость научных методов, способствующих выведению спортсмена на пик формы, и создание специальных средств релаксации. Развитие медицинских технологий, основанных на практике спортивной медицины, – исторический факт и тут чрезвычайно актуален и такой элемент современного спорта, как допинг.
Победа в Олимпийских играх – это основная цель, которую ставят перед собой спортсмены из различных стран. Однако часто быть лучшим не означает быть победителем. Необходимо обойти своих соперников честным путем. А это куда труднее, чем при помощи различных стимулирующих препаратов. Еще с древних времен, когда Олимпийские игры только начинали свою историю, спортсмены использовали различные препараты для того, чтобы показать лучшие результаты в соревнованиях. Обнаружение в крови запрещенных препаратов может стоить атлету медали. Поэтому с развитием спорта развивались и методики того, как эти препараты можно скрыть. Участники античных Олимпиад использовали женьшень, опиум или стероиды натурального происхождения, чтобы быть «быстрее, выше, сильнее». Синтетические анаболические стероиды появились в 50-х годах прошлого века. Но поскольку спорт тогда еще был преимущественно любительским, они не нашли широкого применения.
Взаимосвязь между потребностями общества и развитием технического знания составляет главный источник научно-технического прогресса. Именно технологии могут помочь добиться успеха там, где прочие показатели равны. И даже больше: слабый спортсмен может победить более сильного, используя технологические новинки. Предметы, с помощью которых спортсмены «выясняют отношения», – далеко не маловажный элемент состязаний, и технология их изготовления развивается иногда быстрее, чем это можно себе представить. В сущности, целые отрасли спорта обслуживаются специальными лабораториями и производствами. Человек и машина – тот самый вечный спор (и спорт!), – который получил, форму противостояния в честном поединке. Социально-экономические факторы оказывают решающее влияние на формирование целей и задач в научно-технической области, направленность и масштаб технических изменений. Это находит отражения и в спорте в форме опасности применения генного допинга и его внедрения в большой спорт [1].
Речь идет в первую очередь о неигровых видах спорта. По мнению западных ученых, уже через полвека ни один спортсмен, как бы он тренировался, не сможет улучшить поставленные предшественниками рекорды. Современные достижения спортивной генетики открыли уникальные возможности с помощью генетического анализа выявлять наиболее подходящий вид физической деятельности и спорта для каждого индивида, оптимизировать тренировочный процесс и, что немаловажно, предотвратить вредные воздействия чрезмерных физических нагрузок. Однако эти успехи науки могут быть применены и как основа для создания нового типа допинга – генетического допинга. Махинации современных спортсменов с препаратами, позволяющими заметно повысить скорость и выносливость, вплотную приблизились к опытам из области генной инженерии. При помощи генетического допинга спортсмены могут изменять себя на генетическом уровне (с помощью ДНК, повышающего физические показатели организма). Проблема генетического допинга непосредственно связана со спортивной генетикой и применением допинга.
Спорт окончательно превращается из спортивного состязания в соревнование производителей допингов. Заинтересованы в этом будут как сами спортсмены, тренеры. Уровень достижений спортсменов во всем мире близок к абсолютному «потолку». Именно рекорды и позволяют поддерживать интерес ко многим соревнованиям на высоком уровне [4].
Спорт высоких достижений уже давно стал большим бизнесом. Олимпиады позволяют организаторам зарабатывать сотни миллионов долларов. Без щедро оплачиваемых рекордов немыслим ни один крупный турнир по легкой или тяжелой атлетике, плаванию, велоспорту.
Достижением современной науки, генетической терапией, изначально направленной на лечение сложных заболеваний, оказывается, можно злоупотребить с целью достижения выдающихся спортивных результатов [3].
При этом надо отдавать себе отчет в том, что все это достигается ценой огромного риска, потому что генная терапия, даже в условиях высококачественных клиник и научно-исследовательских институтов, уже имеет длинный список людей, которые погибли при попытке их лечить таким методом -это абсолютно реальная вещь. Допинг так же, как наркотик, может влиять и на поведение, и на физическую форму, и на адекватность восприятия окружающей среды. Понятно, что есть традиционные виды спорта, где допинг уже давно был проблемой и проблемой останется. Это, в основном, виды спорта, связанные с выносливостью и мышечной силой [7].
Эти формы связаны со становлением человеко-машинного общества, в котором начали мощно развиваться технократические черты и тенденции. Эти процессы составляют основу практики современного спорта, а в сфере спорта ведет – к преодолению им границ человекоразмерности.
Гуманизация спорта – фактор оптимизации человекоразмерности практическая реализация системы идей, решений и мер, связанных с гуманизацией спорта, является, пожалуй, самой сложной и вместе с тем актуальной задачей спортивной науки. Сложность заключается в том, что гуманизации спорта часто противостоят сами интенции спортивной деятельности, связанные со стремлением её субъекта к определению границ человекоразмерности. Проблема, связанная с переходу за пределы Антропологической Границы. На границах этого ареала – запредельные и неадекватные как для тела, так и для духа нагрузки, а внутри него сквозь бытие (тренирующегося или соревнующегося спортсмена) просматривается инобытие – посредством сигналов, посылаемых организмом о приближении критической ситуации. Эти корни – в развитии технократических тенденций, в культе силы активизма, вещных связей и превращении индивида в «слабое звено» человеко-машинных комплексов [3].
Гуманистическая тенденция дальнейшего развития спорта направленна в сторону превращения спорта в процесс самореализации и самосовершенствования. Спорт предстает в качестве способов всестороннего совершенствования личности.
Гуманизация спорта как социальный механизм сохранения его человекоразмерности» ключевое место отведено вопросу о пределах соразмерности спорта и его планочных устремлений бипсихическим потенциям, иначе говоря- о пределах человекоразмерности спорта. При этом исследовательские усилия вполне обоснованно направлены на выявление и анализ тех факторов, которые игнорируют эти пределы(не считаются с их существованием). Главным из этих факторов опасной дегуманизации спорта, является технократизм, который возобладал в современной культуре политического мышления и в социально-политической практике. Не вызывает каких-либо возражений и мысль работы о том, что гуманизация спорта – единственный путь сохранения его культурной сути и соразмерности человеку. когда гуманистически направляемый тип социального развития становится потребностью и вызовом современности(в том числе и для России). Поиск путей гуманизации любой сферы социального бытия можно только приветствовать [8].