Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

1
1

Классическая, фундаментальная лимфология «выросла» из функциональной анатомии лимфатической системы (ЛСи), которая изучает строение ЛСи в связи с ее функциями, в т.ч. в развитии. Именно анатомы, начиная от O. Rudbeck и Т. Bartolinus (XVII век), сформировали классические представления о ЛСи как системе лимфатических сосудов и узлов (Петренко В.М., 2010). Позднее к ним присоединились другие морфологи, физиологи и клиницисты.

Классическая, фундаментальная лимфология имеет 2 составляющие – морфологическую и физиологическую, которые тесно взаимосвязаны. На основе фундаментальной лимфологии возникла клиническая лимфология. Ситуация известная: анатомия и физиология являются базовыми научными дисциплинами, азбукой медицины. Ее частью стала современная лимфология – интегративная медико-биологическая наука, которая связана с иммунологией и клеточной биологией (Коненков В.И., Бородин Ю.И., Любарский М.С., 2012).

Морфологи, анатомы в частности, традиционно рассматривают строение тела индивида как многослойный сэндвич – многоуровневую систему оболочек (стенки полостей тела и внутренних органов, сосудов и мозговой трубки). Если максимально упростить и «вставить» такую систему между внешней и внутренней средами организма, то получим модель его циркуляционной системы для функциональной морфологии. Она рассматривает систему в связи с окружением, в т.ч. содержимым циркуляционных каналов. Оболочки клеток и органов составляют скелет циркуляционной системы. Его компоненты совершают движения разного вида. Они играют важную роль в организации циркуляции жидкостей внутренней среды (~ факторы циркуляции), которая лежит в основе жизнедеятельности организма. При этом жидкости и их циркуляция сами являются результатом функционирования оболочек циркуляционных каналов (клеток, тканей, органов). В них происходят биосинтез белков, нуклеиновых кислот и других веществ, их расщепление с образованием пластического материала и энергии для организации циркуляции жидкостей внутренней среды организма.

Циркуляционная система организмов формируется в ходе их развития в эволюции и онтогенезе. Развитие индивида состоит в прогрессивной дифференциации его тела, которая приводит к усложнению его строения, сопровождается функциональной специализацией образующихся частей и их кооперацией. Наряду с образованием оболочек разного уровня организации (клеток, тканей, органов), развитие индивида сопровождается нарастающей компартментализацией его внутренней среды, дифференциацией каналов циркуляционной системы разного уровня (тканевые каналы, кровеносные и лимфатические сосуды и др.). Многообразие региональных и локальных вариантов морфогенеза циркуляционной системы обусловлено адекватными особенностями органогенеза.

ЛСи является частью сердечно-сосудистой системы, второй дренажной системой органов, коллатеральной венам. ЛСи имеет ярко выраженную сегментарную организацию, структурную (сегментированные оболочки) и функциональную (парциальный, посегментный лимфоотток из органов). В этом состоит конституция или общее устройство ЛСи (Петренко В.М., 2011, 2012). Сегментарная организация ЛСи обусловлена как строением стенок (клапанами), так и топографией (ветвящейся артерией) лимфатического русла (ЛР). Поэтому все сегменты ЛСи я разделил на 2 группы:

1) генеральные (общие для ЛР и кровеносного русла) или системные, периартериальные;

2) специальные (собственные для ЛР) или локальные (межклапанные – МКС).

На каждом уровне генеральной сегментации ЛСи, связанной с ветвлением артерий, ЛР подразделяется на собственные сегменты с разным строением стенок адекватно колебаниям функциональной активности окружающих органов, метаболической (лимфообразование) и механической (наружная манжетка тканевого насоса). МКС всех видов, включая сосудистые и нодальные лимфангионы, «вставлены» в генеральные сегменты ЛСи. Супраинтеграция (внешняя, надсегментарная) всех сегментов ЛСи, собственных (адвентиция как надсегментарный аппарат ЛР, общий «футляр» цепи МКС – инфраструктура сегментарного аппарата ЛР) и генеральных (периадвентиция объединяет их компоненты, в т.ч. лимфатические с другими – инфраструктура ЛР в целом в составе корпоральных сегментов индивида), происходит прежде всего посредством рыхлой соединительной ткани. Она местами преобразуется в лимфоидную ткань вокруг кровеносных микрососудов (лимфоидные узелки и бляшки, лимфоузлы) – морфофункциональная и генетическая связи ЛСи с иммунной системой (лимфоидно-лимфатический аппарат).

ЛСи является частью тела человека. Выделяют разные соматотипы как морфологические проявления типов конституции человека. Поэтому следует выделять адекватные типы конституции ЛСи, которые охватывают определенные индивидуальные варианты ее строения и физиологических реакций. Например: разные число и распределение клапанов на протяжении ЛР с разными формой и топографией (~ соматотипы человека) детерминируют разный транспорт лимфы, в т.ч. разное соотношение фазной и перистальтической форм сократительной активности ЛР, раздельных и групповых сокращений соседних лимфангионов, в т.ч. их лимфоидной разновидности – лимфоузлов. Разработку типов конституции ЛСи анатомы должны осуществлять совместно с другими специалистами.