В июне 2017 года правительством Республики Казахстан утверждена новая Концепция развития туристской отрасли страны до 2023 года [1]. Это событие является начальной точкой отсчета нового этапа развития туризма в Казахстане. Он ставит целый ряд фундаментальных вопросов экономического, социального и технологического характера, весьма принципиальных для дальнейшей модернизации данной сферы.
В условиях глобализации современного мира туризм претерпел значительные изменения. Сегодня он является сложной социально-экономической системой, включающей природные, социально-экономические и социально-культурные ресурсы, инфраструктуру, уже использующиеся или пригодные для создания туристического продукта, развитую методологию и многочисленные специальные технологии.
Социально-экономические позиции туризма быстро укрепляются, он стал одним из ведущих драйверов мировой экономики. Его доля в мировой торговле услугами составляет более 30 %.
По данным исследований [2] Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в сотрудничестве с Oxford Economics вклад туристской отрасли в мировой ВВП опережает по темпам роста глобальную экономику уже шестой год подряд и в 2016 году составил 10,2 % мирового ВВП (7,6 трлн долл. США). В секторе занято 292 миллиона человек – это каждое десятое рабочее место на планете.
Прогнозы на следующие 10 лет также выглядят чрезвычайно благоприятными с темпами роста 3,9 % в год.
В этой связи весьма актуальным для Казахстана является поиск фундаментальных, методологических и практических подходов к всемерному развитию сектора туризма. Одним из системных проявлений такого поиска является принятие упомянутой Концепции развития туристской отрасли страны.
Цель исследования
Целью исследования является выявление базовых характеристик нынешнего состояния отрасли и ряда ключевых факторов, использование которых позволит более эффективно и системно развивать сектор туризма в Казахстане.
Исследование выполнено методами сопоставительного анализа стратегической, фактологической, статистической и научной информации.
Ключевые вопросы развития туризма в Казахстане
Для Казахстана как страны с весьма серьезной сырьевой ориентацией экономики в нынешних условиях проявлений мирового финансово-экономического кризиса и ставшего устойчивым падения цен на сырьевые ресурсы (прежде всего нефть) форсированное развитие туризма может стать одним из действенных направлений диверсификации экономики и обеспечения устойчивого развития страны в целом.
Поэтому в стратегическом курсе, формируемом Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым и последовательно проводимом в жизнь, этот сектор экономики и социально-культурной сферы неоднократно приводится в качестве приоритетного и перспективного. К примеру, на него обращено внимание в Посланиях Президента РК на 2014 год «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [3], провозгласившем стратегическую цель вхождения Казахстана в число 30 развитых стран мира, и на 2015 год «Нрлы Жол – путь в будущее» [4], где было объявлено о Новой экономической политике Казахстана. В нем, в частности, подчеркнуто, что главным преимуществом инфраструктуры туризма является возможность создания большего числа рабочих мест. Здесь создание одного рабочего места обходится в 10 раз дешевле, чем в промышленности.
Благодаря такому вниманию, туризм является одним из устойчиво развивающихся видов казахстанского бизнеса [5].
Тем не менее туристский рынок Казахстана демонстрирует все еще низкие темпы и уровень развития [1, 6]. Доля туризма в ВВП Казахстана к настоящему моменту составляет 0,9 %, что намного ниже не только показателей развитых стран, но и среднемирового уровня.
Анализ имеющейся информации показывает, что рост в сфере туризма Казахстана сдерживается целым рядом факторов, среди которых:
– низкий уровень развития инфраструктуры (в целом и туризма в частности) и сервиса;
– недостаточность законодательной базы развития и стимулирования туризма;
– ориентация на внутренний и выездной туризм, на типовые услуги и продукты;
– недостаточная информационная прозрачность, низкий уровень эффективности коммуникативной и информационной подсистем;
– ограниченные (относительно развитых стран) материальные возможности и высокий (в том же сопоставлении) уровень дифференциации доходов населения;
– недостаточная эффективность государственного регулирования отрасли, институциональная волатильность соответствующих органов госуправления и слабость координации усилий для межотраслевого развития туристического сектора;
– отсутствие должной согласованности и баланса интересов государства и частного сектора, и другие факторы.
Опыт зарубежных стран показывает, что достичь конкурентоспособности на мировом туристическом рынке возможно за счет развития новых форм экономической интеграции между государством, туристическим бизнесом и населением страны [6]. К числу наиболее эффективных форм такой интеграции можно отнести государственно-частное партнерство (ГЧП) и формирование туристических кластеров.
Этим вопросам посвящено большое число научных работ [5, 7], но внедрение их в практику сильно тормозится.
Значительная часть указанных проблем нашла свое отражение в предлагаемых решениях в новой Концепции развития туристской отрасли. В частности, предусмотрены такие механизмы, как усиление государственной поддержки сектора туризма, вклад в развитие регионов и сельских районов Казахстана, в том числе развитие инженерно-транспортной и туристской инфраструктуры, инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу, развитие индустрии туризма в определенных шести культурно-туристских кластерах с конкурентоспособным туристским бизнесом, выработка форм ГЧП совместно с бизнес-сообществом по финансированию и инвестированию туристских зон, а также прилегающих к ним территорий для размещения сервисных объектов и другие.
Впервые в казахстанской нормативной практике (например, по сравнению с предыдущими концепциями 2001 и 2014 годов [8, 9]) государством обращено внимание на специализированные виды туризма, ускоренное развитие которых является одним из мировых трендов. В их числе культурно-познавательный и этнографический туризм, сакральный или духовный туризм, социальный, детско-юношеский, спортивный, медицинский, деловой, пляжный, аграрный, охотничий и рыболовный, гастрономический туризм, автотуризм и караванинг.
Это весьма принципиальные подвижки, способные оживить развитие отрасли.
Но серьезным сдерживающим фактором является то, что, как показывает наш анализ и мнение научно-экспертного сообщества, туристские услуги Казахстана в целом слабо конкурентоспособны на мировом рынке по доступности, цене и качеству сервиса и существенно уступают зарубежным аналогам.
Во многом это связано с неадекватным ценовым уровнем. К примеру, цены на проживание в гостиницах с высоким уровнем услуг в Казахстане гораздо выше, чем в аналогичных гостиницах в ведущих туристских дестинациях мира. Подобные недостатки могут быть устранены интенсивным развитием туристской инфраструктуры, которое должно привести к возрастанию конкуренции в данной сфере и установлению адекватных цен на услуги.
Но пока Казахстан, как отмечено в Концепции, остается «туристским донором» [1] для таких стран как Турция, Китай, ОАЭ, Таиланд, где интенсивно развивается индустрия туризма, создаются новые рабочие места, улучшается структура платежного баланса и растет благосостояние населения. Спрос казахстанских туристов на выездной туризм и слабый приток въездных туристов представляет упущенную выгоду и потерю доли бизнеса для туристских дестинаций и объектов размещения в Казахстане.
Еще одним мощным фактором низкой конкурентоспособности, как показывают результаты анализа, является системное отставание казахстанского туризма в технологической сфере.
Мы очень серьезно отстаем в технологиях современного менеджмента и маркетинга, брендинга (от локального до странового), индивидуализации турпродуктов, а также эффективного использования глобальных туристских информационно-коммуникационных ресурсов и систем, разработки и внедрения локальных информационных ресурсов и программных продуктов (специализированных туристских порталов, сайтов, форумов, online-версий профессиональных туристских изданий, аналитических систем, БД и др.) [10].
Ряд из них отмечен в Концепции (например, брендинг, менеджмент с освоением иностранного опыта, маркетинг, единый туристский портал), что дает основания надеяться на подвижки в этих вопросах, но многие еще остаются недостаточно воспринятыми и нуждаются в дальнейших научных исследованиях и разработках.
И, безусловно, одним из основополагающих элементов развития самого туризма и государственной политики его поддержки на нынешнем этапе становится привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов. Специфические особенности современного состояния мировой инвестиционной среды (глобализация и одновременное обострение глобальных политических и экономических противоречий, расширение санкционных режимов, нарастание как интеграционных, так и деструктивных явлений на мировой арене, изменение инвестиционного климата и т.п.) требуют целенаправленной разработки новых адекватных подходов и методов управления привлечением инвестиций в туризм и использованием.
В отечественной научной литературе инвестиционным проблемам, в том числе новым вопросам управления инвестициями в такой сложной системе, как туризм, уделяется еще явно недостаточное внимание, и эту проблему необходимо исправлять.
В Концепции предложен ряд механизмов данного направления общегосударственного уровня: привлечение стратегических (якорных) инвесторов, проведение работ с иностранными донорами по развитию туристской отрасли Казахстана (программы помощи ЕС, США, ООН, ОБСЕ, международных финансовых институтов, а также КНР, РФ, Индии, Ирана и др.).
Но, на наш взгляд, их необходимо существенно дополнить формированием реальных механизмов инвестирования туризма на всех уровнях отрасли, принципиальным и адекватным динамике современной ситуации совершенствованием стратегического инвестиционного менеджмента отдельных фирм, объединений, кластеров, регионов и т.д.
Заключение
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что реализация новой Концепции развития туристской отрасли Казахстана до 2023 года позволит приступить к решению целого ряда принципиальных проблем туристской отрасли, не пользовавшихся особым вниманием ранее. На этой основе развитие туризма может выйти на новый этап существенной интенсификации, что в итоге окажет значительное позитивное влияние на экономику страны. Сделан вывод и о том, что необходима научная и практическая проработка и ряда других направлений, имеющих важное значение для отрасли.
Библиографическая ссылка
Медиева Г.А., Козин А.И., Майгожина Г.К. НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 10-1. – С. 130-133;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11876 (дата обращения: 21.11.2024).