В России в 2017 г., по данным МЧС, произошло 257 чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, в 2018 г. – 264 случая [1]. Ежегодно в Российской Федерации принимаются меры по уменьшению количества ЧС, тем не менее часть из них невозможно предотвратить, но можно минимизировать их последствия за счет снижения количества человеческих жертв. Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи населению в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС не теряет своей актуальности и до настоящего времени. Эффективность оказания качественной, своевременной помощи населению и ликвидаторам ЧС находится в большой зависимости от того, насколько высок уровень оснащения медицинских формирований и лечебных учреждений.
Цель исследования: обобщить данные исследований в сфере организации обеспечения медицинским имуществом (МИ) (в том числе комплектно-табельного оснащения (КТО), комплектов медицинского имущества (КМИ), наборов и укладок медицинских (НУМ)) для наиболее качественного оказания экстренной медицинской помощи формированиями службы медицины катастроф (СМК) при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время.
Материалы и методы исследования
Используя данные интернет-ресурсов, был проведен ретроспективный анализ работы формирований и учреждений СМК в сфере организации медицинского снабжения (ОМС) и контент-анализ законодательных документов, регламентирующих нормирование и использование КТО при работе в условиях ЧС.
Результаты исследования и их обсуждение
Ученые Амурской государственной медицинской академии проанализировали работу СМК в период разного рода опасных стихийных бедствий, природных явлений (наводнения в Крымске – 2012 г., паводка в Хабаровске – 2013 г.), а также при катастрофах антропогенного происхождения (таких, как крушение поезда «Невский экспресс» – 2009 г., кораблекрушение теплохода «Булгария» – 2011 г., авария в Московском метрополитене – 2014 г., пожар в ночном клубе «Хромая лошадь» – 2009 г.). Данный анализ определил некоторые проблемы работы СМК, приведшие к возросшему числу человеческих жертв. Главной проблемой амурские медики называют ненадлежащую скорость реагирования и скоординированность медицинских служб (МС). Немаловажной считается и нехватка материально-технической базы, а именно недостаток транспортных медицинских средств и медицинского оснащения [2]. Данный анализ организации медицинского обеспечения пострадавших в разного рода происшествиях и опасных природных явлениях показывает, насколько необходимо будущее развитие мобильных медицинских сил (такой как СМК), которые будут в состоянии вовремя обеспечить полноценную медицинскую помощь при разного рода катастрофах. Это позволит сократить длительность фазы изоляции и оказать пострадавшим на догоспитальном и госпитальном этапах лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО) адекватную для данной ситуации медицинскую помощь, что является залогом сокращения численности раненых и погибших при ЧС мирного времени или во время войны. Это показывает высокую значимость обновления и пересмотра материально-технической базы данных служб для повышения качества оказания медицинской помощи населению и ликвидаторам ЧС в экстренных условиях при катастрофах природного, техногенного происхождения и во время боевых действий.
Одновременно с этим, большой опыт МС ВС РФ, полученный в ходе вооруженных столкновений и при ликвидации последствий ЧС: медицинское обеспечение военных действий по уничтожению бандформирований в республике Чечне с 1994 по 1996 г., во время антитеррористической операции на Северном Кавказе с 1999 по 2002 г., в конфликте на территории Южной Осетии по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., при ликвидации последствий землетрясения и цунами в Индонезии в качестве международной помощи в 2004 г. и др., свидетельствует, что эффективность деятельности МС в большой степени определяется наличием соответствующего медицинского оснащения. Ретроспективный анализ историй болезни пострадавших бойцов и мирных жителей показал несостоятельность имевшейся системы медицинского снабжения ВС РФ [3]. Поэтому в 2011–2014 гг. по заключению руководства Министерства обороны РФ (МО РФ) специалисты главного военно-медицинского управления МО РФ и Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова в Санкт-Петербурге (ВМедА) поэтапно провели серьёзную исследовательскую работу по усовершенствованию нормирования МИ [4].
По завершении данной работы создано обновленное КТО, взятое на снабжение ВС РФ [5] и прошедшее апробацию в медицинских подразделениях воинских частей и лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) МО.
Выбирая МИ для эксплуатации в полевых условиях или помещениях, приспособленных для оказания медицинской помощи, по мнению исследователей ВМедА, будет целесообразно использовать МИ, разработанное МО РФ [6].
Целью военных специалистов при подготовке новой номенклатуры КМИ и НУМ было приведение оборудования медицинских формирований к более современному виду для оказания экстренной медицинской помощи сообразно обстановке военного времени. С этой точки зрения использование подобного КТО на полном основании возможно и в практике СМК для ОМС при ликвидации последствий стихийных бедствий и происшествий антропогенного характера, то есть в обстановке ЧС.
Выбирая КМИ и НУМ, следует обратить внимание на определенные свойства комплектов и наборов усовершенствованного КТО (таблица).
Чтобы выяснить состоятельность усовершенствованной системы оснащения медицинского обеспечения, в 2015 г. в Хабаровске на базе Военно-клинического госпиталя проведены тактико-специальные учения, где использовались образцы КТО. Основной их задачей была обработка систему снабжения формирований СМК при ликвидации медико-санитарных последствий наводнений. Было смоделировано массовое поступление пострадавших, при котором разработанные комплекты показали себя как высокоэффективные [7]. Несомненно, это связано с особым набором качеств и свойств разработанных комплектов.
Все вышеизложенные преимущества разработанного КТО, полученные во время выполнения различных учебно-боевых задач в условиях, искусственно приближенных к условиям ЧС, и его соответствие современным дополнительным требованиям, позволили специалистам ВМедА и Клинической больницы № 1 Управления делами президента РФ создать «Перечень и классификацию КМИ и НУМ, которые могут использоваться в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС», куда вошла часть наименований КТО, принятого на снабжение ВС РФ. Авторы перечня рекомендуют использовать КМИ и НУМ для оказания медицинской помощи функциональными подразделениями СМК других министерств и ведомств [3].
Наравне с прочими в этот список вошли комплекты для оказания экстренной медицинской помощи: КАН и КПШ.
Комплект анестезиологический (КАН) предусмотрен для работы врача-анестезиолога и двух медицинских сестер-анестезистов. КАН оснащен новейшей аппаратурой для осуществления интенсивной терапии пораженных, включающей прикроватный монитор, портативный пульсоксиметр, кардиодефибриллятор и МИ для выполнения искусственного дыхания и проведения общей анестезии.
Комплект противошоковый (КПШ) позволяет провести вспомогательную, управляемую, высокочастотную ИВЛ и оксигенотерапию, трахеостомию, а также устранить нарушение дыхания, остановить наружное кровотечение, осуществлять мониторинг артериального давления, термометрию и т.д. В КПШ имеются портативные аппараты ИВЛ, электрокардиограф и др.
Обновленный состав комплектов позволяет улучшить качество работы по оценке состояния пострадавшего; контролю за адекватностью анестезии и интенсивной терапии, наблюдению за изменениями в состоянии больного перед введением и после выведения из наркоза; поддержанию и искусственному замещению временно нарушенных функций жизненно важных органов и систем человеческого организма при состояниях, несущих угрозу жизни пострадавших.
Требования к МИ, используемому формированиями СМК при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на этапах медицинской эвакуации
Требование |
Пути достижения |
Эргономичность |
Чтобы сделать транспортировку КМИ удобной, а развёртывание – максимально быстрым, созданы ящики медицинские укладочные (ЯМУ). Их можно с легкостью трансформировать в мебель для использования при организации медицинских пунктов и т.п. (столы, шкафы, кушетки) |
Прочность |
Контейнеры, в которые упаковываются НУМ, производят из ударостойкого, армированного полимера, выкрашенного в защитный цвет |
Герметичность |
Упаковывание МИ осуществляется в чехлы-укладки, которые закрываются и скрепляются контактной лентой и привязными ремнями с целью повышения их влаго- и пылезащищённости |
Портативность |
Предполагает сокращение количества наименований МИ |
Конструкция ЯМУ позволяет помещать в них образцы крупногабаритного МИ и при этом обеспечить удобство и быстроту транспортировки, погрузки и выгрузки, и развёртывания в полевых условиях |
|
Внутри контейнеров для транспортировки вложены боксы-стерилизаторы, позволяющие проводить стерилизацию инструментария и поддерживать стерильность на протяжении трех суток |
Наравне с КАН и КПШ военными успешно применяется функциональный токсико-радиологический комплект (УТ). Он разработан для оказания специализированной терапевтической помощи. В основе комплекта МИ, необходимое для специфической (антидотной) детоксикации и неспецифической, симптоматического лечения острых отравлений и дегазации яда. Комплект эффективен при отравлении боевыми отравляющими веществами (БОВ) общеядовитого, пульмонотоксического, нервно-паралитического, удушающего и раздражающего действия, а также для профилактики поражений, вызванных радиацией.
В связи с глобализацией химической промышленности ежегодно увеличивается и количество ЧС, связанных с поражением аварийно-химически опасными веществами (АХОВ), а ввиду высоких темпов развития современной радиационной промышленности, повышается и вероятность радиационных аварий. Растет количество потенциально опасных объектов. В РФ более 1,5 тыс. радиационно опасных объектов, свыше 3 тыс. химически опасных объектов. В современном мире около 7 млн химических веществ, 100 из них обладают высокой токсичностью, сопоставимой с БОВ. И очень высока вероятность утечек и массовых отравлений людей АХОВ, которые обладают теми же механизмами токсического действия, что и БОВ, соответствующие профилю токсико-радиологического комплекта. Так, учитывая возможность применения комплекта УТ при отравлении БОВ удушающего действия, его использование может быть актуальным при отравлении таким АХОВ, как хлор, широко использующимся в сооружениях по обеззараживанию воды и обладающим удушающим действием. УТ может быть востребован для оказания помощи пораженным аммиаком, обладающим удушающим и нейротропным действием, тоннами применяемым в качестве хладагента; фосфорорганическими соединениями, активно использующимися в сельском хозяйстве как инсектициды и оказывающими нервно-паралитическое действие на организм [8].
УТ не вошел в указанный перечень, однако его возможности полностью удовлетворяют потребностям токсико-терапевтической и радиологической бригады специализированной медицинской помощи (БСМП). На этом основании токсико-радиологический комплект мог бы успешно использоваться для ОМС при техногенных катастрофах указанными специализированными медицинскими формированиями. Возможно применение УТ радиологической и токсико-терапевтической БСМП и для перепрофилирования отделений ЛПУ по профилю комплекта.
Все рассмотренные КМИ оснащены современным оборудованием для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, возможно их использование в эпицентре катастрофы, где имеет место влияние поражающих факторов. Учитывая их соответствие всем требованиям, которые предъявляются к КТО, КМИ могут применяться для развертывания функциональных подразделений на всех этапах ЛЭО. Их использование для перепрофилирования отделений формированиями СМК как в режиме повышенной готовности, так и в режиме чрезвычайной ситуации также будет способствовать улучшению качества этого процесса.
Всё МИ в составе рассмотренных комплектов является результатом отечественных инновационных разработок [9]. Однако непрерывно идёт усовершенствование комплектов и укладок существующего КТО, в числе прочих и тех, которые рекомендованы для использования СМК в мирное время или на период войны.
Заключение
Введение в эксплуатацию рассмотренных наборов и укладок МИ позволит оказывать качественную экстренную и неотложную медицинскую помощь пострадавшим в очаге поражения и обеспечить необходимо высокий уровень специализированной медицинской помощи при перепрофилировании ЛПУ, опираясь на современные технологии.
Следственно, комплекты, наборы и укладки МИ, принятые МО РФ на снабжение и вошедшие в нормы снабжения МИ воинских соединений, будут успешно использованы формированиями СМК Минздрава России, МЧС России и службами других министерств и ведомств на догоспитальном и госпитальном этапах ЛЭО населения при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Библиографическая ссылка
Чугунова А.В., Малкина Н.В., Букаев О.Н. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ИМУЩЕСТВОМ ФОРМИРОВАНИЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2019. – № 8. – С. 95-99;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12832 (дата обращения: 21.11.2024).