Экологизация экономики становится одной из приоритетных целей для развитых стран современного мира. Сокращение ассимиляционного потенциала территории становится одним из лимитирующих факторов экономического роста. В зарубежных публикациях, программных документах и отчетах международных организаций все чаще в качестве приоритетного направления указывается строительство «зеленой экономики» (green economy), то есть достижение такого уровня экологизации, при котором экономический рост не оказывает ярко выраженное негативное воздействие на окружающую среду, не подрывая тем самым основу благосостояния будущих поколений. Практическая реализация подобных стремлений в развитых странах заключается в разработке и внедрении целого комплекса мер государственного регулирования, направленного на формирование у природопользователей стимулов к экологизации [2]. На практике для отдельно взятого предприятия задача повышения экологичности связана с покупкой экологического оборудования (которое либо напрямую сокращает выбросы, либо увеличивает ресурсоэффективность), формированием спроса на экологические услуги (экологический аудит, консалтниг, страхование и т.д.). Сектор экономики, удовлетворяющий подобные потребности природопользователей в зарубежной теории и практике получил название «environmental goods and services sector» – сектор экологических товаров и услуг или «eco-industry» (эко-индустрия). В США (Бюро переписи населения) используется сходный термин – «environmental industry» (экологическая отрасль). Учитывая многообразие используемых трактовок, сопоставление и оценка динамики развития экологического сектора различных стран является достаточно затруднительной. Исходя из вышесказанного, целью данного исследования является обобщение существующих в теории и практике подходов к определению структуры экологического сектора экономики, оценка его масштабов и динамики развития, а также определение его роли в процессах экологизации экономики.
Высокое значение и самостийность этого сегмента национальной экономики подчеркивает тот факт, что в системах статистического учета зарубежных стран (США, страны ЕС, Япония, Канада и т.д.) и международных организаций (ООН, ВТО, АТЭС) существует система показателей, характеризующих данную отрасль (оцениваются ее объемы, динамика, структура, численность занятых и т.д.). При этом, попытки количественной оценки масштабов указанного сектора и его роли в экономике различных стран затрудняются отсутствием единообразного толкования его сегментного состава.
Так, наиболее общая трактовка состава экологического сектора используется в системе эколого-экономического учета Организации объединенных наций, где под экологическим сектором понимаются отрасль экономики, продуцирующая блага, направленные на 1) охрану окружающей среды, то есть предотвращение, сокращение и устранение последствие загрязнения воздуха, воды, почвы, шумового и вибрационного воздействия, защита биоразнообразия и целостности ландшафтов; экологический мониторинг; исследовательская деятельность в указанной области; администрирование, просвещение и переподготовка в указанной области; 2) ресурсный менеджмент – сокращение потребления ресурсов; восстановление их запасов; администрирование ресурсов (мониторинг, контроль, учет) [10].
Одна из наиболее емких трактовок используется в деятельности Организации экономического сотрудничества и развития, а также в статистической системе Европейского союза (Евростат). Указанные источники дают следующую трактовку: экологическая отрасль включает в себя деятельность по производству товаров и услуг, применяемых для измерения, предотвращения, минимизации или возмещения экологического ущерба (ухудшение качества воздуха, воды, почв, отходообразование, шумовое загрязнение и деградация экосистем) [6]. При этом, экологический сектор включает следующие группы сегментов:
1) менеджмент загрязнений:
а) товары экологического назначения (оборудование, материалы), применение которых дает возможность абсорбировать, нейтрализовывать вещества-загрязнители в воздухе, воде, почве, а также сокращать шумовое и вибрационное загрязнение;
б) экологические услуги – помимо услуг по очистке от загрязнений включают экологический консалтинг и инжиниринг, информационные услуги, НИОКР в указанной сфере, образование и переподготовку;
в) строительство, включая услуги по установке основных средств, предназначенных для контроля качества воздуха, воды, почв, сокращению масштабов загрязнений.
2) Энерго- и материало-сберегающие технологии и товары: технологии – включают технологические решения, способствующие сокращению негативной антропогенной нагрузки за счет сокращения первичного потребления ресурсов (в отличии от технологий прямого сокращения экологического ущерба, которые указаны в составе первой группы) а также такие товары, которые дают возможность повысить эффективность использования ресурсов.
3) Ресурсный менеджмент – включает в себя деятельность по ресурсному обеспечению – проектирование вентиляционных систем и систем воздухоочистки, деятельность по водоснабжению и водоотведению. К этой же группе ОЭСР относит переработку отходов, альтернативную энергетику, менеджмент экологических рисков, решения в области экологичного использования экосистем (устойчивое лесное, сельское хозяйство, рыбные промыслы, экологический туризм).
Таким образом, в методологии ОЭСР и ЕС, экологический сектор включает широкий спектр экологических благ (которые существуют в различных формах: товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности), которые могут быть применены в одном из трех направлений: либо измерить и сократить уже имеющие загрязнения, либо способствовать их сокращению посредством повышения ресурсоэффективности, либо предоставляют возможность пользования природными ресурсами (включая оптимизацию этого процесса).
Агентство по охране окружающей среды США (а также Бюро переписи населения) в экологическим секторе выделяет: 1) сегмент экологических услуг: инжиниринг, рекультивация, утилизация отходов, очистка стоков, аналитические и информационные услуги (экоаудит, консалтинг); 2) сегмент производства экологических технологий и оборудования: оборудование для очистки вод, для мониторинга и очистки атмосферного воздуха, для переработки твердых отходов, превентивные технологии, генерация информационных природоохранных систем [4].
Таким образом, однозначное определение сегментного состава экологического сектора весьма затруднительно, что во многом объясняется тем, что экономические блага, им продуцируемые имеют неоднородную природу, а также могут выполнять различные функции и, как следствие, являться составной частью иных отраслей национальной экономики. Так, например, водоснабжение, традиционно включаемое в сектор коммунальных услуг, подразумевает водоочистку, которая, в свою очередь, уже относится к экологическому сектору. При этом, пожалуй, наиболее широкую трактовку экологического сектора используют в своей деятельности ОЭСР и ЕС.
Ситуация также осложняется тем, что генерируемые экологическим сектором блага могут распределяться двумя путями: рыночным и нерыночным. Нерыночное распределение включает в себя, во-первых, потребление экологических благ самими производителями (без их транзакций), а во-вторых, реализацию государствами своей экологической функции (экологический мониторинг, контроль и учет природных ресурсов и т.д.). При этом, согласно статистическим выкладкам Евростата порядка 85-90 % экологических благ в 28 странах ЕС распределяются рыночным способом [7].
Обзор приведенных выше источников (Евростат, ООН, ОЭСР, Бюро переписи населения США) показал, что в основном для характеристики экологического сектора экономики используется показатель валового выпуска (output, revenue), в рамках которого блага, распределяемые рыночным путем оцениваются по рыночным нетто-ценам (без учета косвенных налогов), блага, распределяемые нерыночным путем оцениваются по величине затрат на их производство (можно косвенно оценить через величину государственных расходов на охрану окружающей среды). При этом, если например в ЕС к экологическому сектору относятся блага нерыночного распределения (хотя их доля не превышает 15 % в разные годы), то в США учитываются только те, которые распределяются путем обращения на рынке. Сфера обращения подобных благ получила название экологического рынка (environmental market) [3]. Обзор существующих трактовок [1] указанного понятия позволяет понимать под ним систему экономических отношений возникающих в процессе обращения благ экологического назначения, прав на выбросы и производных от них финансовых инструментов. При этом, оформление отдельных транзакций экологических благ в единый институт подобного рода возможно в эколого-экономических системах, достигнувших определенного уровня экономического развития с сформированными элементами инфраструктуры [5]. Таким образом, не все блага, продуцируемые экологическим сектором экономики, распределяются рыночным способом.
Проведенное автором исследование различных источников информации о динамике развития экологического сектора за рубежом (данные системы Евростат, ОЭСР, ежегодные отчеты Бюро переписи населения США), а также приведенные выше теоретические выводы о сопоставимости отдельных подходов к измерению позволили произвести оценку динамики его развития. При этом, нами за основу была взята более общая трактовка, в рамках которой экологический сектор экономики включает блага, распределяемые как рыночным, так и нерыночным путем. В рамках оценки динамики автором была проделана работа по поиску и приведению в сопоставимый вид (это касается и вопросов динамики цен и курсов валют, и «емкости» трактовок экологического сектора в разных источниках) статистических материалов, характеризующих объемы валового выпуска экологического сектора в США, Японии и странах Западной Европы за период с 1988 по 2013 год. Результаты представлены на рисунке.
Итак, на рисунке явно прослеживается тенденция увеличения объемов экологического сектора в развитых странах. При этом, динамика развития сектора совпадает с изменением общеэкономической конъюнктуры: в периоды экономической стабильности наблюдается уверенный рост объемов валового выпуска, а во времена экономических кризисов – его сокращение (например в 2008-2009 годах). Приведенная динамика в большинстве своем характеризует состояние всей отрасли, так как на рассматриваемые регионы приходится порядка 80 % мировой экологической индустрии. При этом в динамике ее концентрация увеличивается. На сегодняшний день экологический сектор экономики наиболее развит с США (порядка 340,4 млрд. долл.) и составляет порядка 4 % ВВП страны. Традиционно высок удельный вес рассматриваемой отрасли в ВВП стран Западной Европы (Германия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Австрия, Швейцария), ее удельный вес колеблется от 4 до 6 % в разные годы. Экологический сектор экономики Японии также имеет положительную тенденцию развития, хотя его рост замедляется после кризиса 2008-2009 гг. Доля сектора в ВВП страны относительно невелика и, в отличие от США и европейских государств, сокращается от 0,86 % в 1994 году до 0,64 % в 2013 году.
Динамика экологического сектора в США, Японии и странах западной Европы за период с 1988 по 2013 год
Исчисленные коэффициенты корреляции
Показатели |
Объемы экологического сектора |
||
США |
Япония |
Западная Европа |
|
Валовые выбросы SОx |
– 0,847 |
– 0,852 |
– 0,962 |
Валовые выбросы парниковых газов |
– 0,934 |
0,323 |
– 0,354 |
Валовые выбросы NOx |
– 0,984 |
– 0,873 |
– 0,937 |
Валовые экологические платежи |
0,956 |
0,944 |
0,896 |
Удельный вес экологических платежей в ВВП |
– 0,613 |
– 0,922 |
– 0,664 |
ВВП по ППС |
0,991 |
0,952 |
0,964 |
Говоря о структуре экологического сектора, можно отметить, что в 2012-2013 гг. наибольший удельный вес имел сегмент ресурсного менеджмента (49,65 %), далее – сектор экологических услуг (30,57 %) и 19,57 % пришлось на экологическое оборудование.
Роль экологического сектора в процессе экологизации экономики трудно переоценить. В таблице представлены исчисленные автором коэффициенты корреляции выбросов в атмосферу основных веществ-загрязнителей, объемов экологического сектора, экологических платежей а также ВВП в США, странах Западной Европы и Японии. Коэффициенты корреляции исчислены на основе динамических рядов за период с 1994 по 2012 год. Для учета фактора инфляции и динамики валютных курсов все стоимостные показатели конвертированы с доллары США по паритету покупательной способности. Конверсия производилась по курсу, исчисленному Международным валютным фондом [8].
Согласно данным, представленным в таблице, наблюдается устойчивая корреляция между объемами экологического сектора экономики и отдельными показателями загрязнения окружающей среды (выбросы оксидов серы и азота, эмиссии парниковых газов). Высокая обратная зависимость между степенью развития экологического сектора экономики и объемами выбросов оксидов серы и азота характерная для всех рассматриваемых стран. Отсутствие зависимости наблюдается по выбросам парниковых газов для Японии и стран Западной Европы. Подобные результаты могут быть объяснены многообразием источников эмиссий таких веществ. Анализируя взаимосвязь между экологическим сектором и институтом платности природопользования, видно, что они имеют однонаправленную динамику, так коэффициенты корреляции по валовым экологическим платежам имеют высокие значения. При этом, если говорить о доле экологических платежей к ВВП, но ее связь с объемами экологического сектора обратная. По нашему мнению, подобные значения коэффициентов корреляции иллюстрируют процесс экологизации: с развитием экологического сектора экономики объемы выбросов уменьшаются, однако суммы экологических платежей увеличиваются (что говорит об ужесточении платности природопользования). Вместе с тем, ВВП рассматриваемых стран увеличивается более быстрыми темпами (это объясняется отрицательными коэффициентами корреляции по удельным весам экологических платежей в ВВП), что говорит о повышении экологичности хозяйственной жизни.
Экологический сектор экономики представляет собой одну из наиболее «молодых» и динамично развивающихся отраслей. Признание этой отрасли в качестве самостоятельной произошло относительно недавно и именно поэтому определение ее сегментного состава и границ достаточно затруднительно. Нами были рассмотрены существующие за рубежом подходы к определению структуры экологического сектора, а также предпринята попытка определения ее границ. По результатам исследования различных статистических материалов нами оценена динамика развития экологического сектора в США, Японии и странах Западной Европы за период с 1988 по 2013 год, а также проведен корреляционный анализ, показывающий влияние экологического сектора на экономику стран в целом, на показатели загрязнения окружающей среды и взыскиваемые объемы экологических платежей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что экологический сектор в развитых странах представляет собой не только одну из отраслей национальной экономики, генерирующую добавленную стоимость, но и оказывает положительное влияние на процесс экологизации.
Материал подготовлен по результатам исследования, проводимого при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский гуманитарный научный фонд», в рамках проекта «Разработка подхода к экономической оценке экологической емкости территории и ее применение для регулирования экономики региона», грант № 15-32-01264.
Библиографическая ссылка
Вержицкий Д.Г. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ ЭКОЛОГИЗАЦИИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-6. – С. 1096-1100;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8091 (дата обращения: 13.09.2024).