Клавдий Гален (около 130–210 года) является одной и любопытнейших и малоизученных фигур древности. В его мировоззрении сочетались противоречивые взгляды философа и естествоиспытателя на природу человеческого тела и здоровый образ жизни. Как отмечает Б.Д. Петров, в основных вопросах философии Гален был последователем Платона и Аристотеля. Анатомические, физиологические и медицинские взгляды Галена опирались на философию Платона, объединялись с его идеями. Теоретическое обоснование медико-биологических взглядов Галена во многом покоилось на учении школы Гиппократа, Алкмеона и других ученых позднего периода Александрийской школы. Как подчеркивают А.М. Сточик и С.Н. Затравкин, «Гален вслед за Аристотелем полагал, что отправной точкой познания является опыт. Основания опыта – в ощущениях и воспоминаниях. Если нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствующего ему достоверного знания» [4, с. 37]. Этот аспект является наиболее важным для понимания его медицинских воззрений, которые в своей основе имели философские корни. Так, Т. Тиелеман пишет: «Гален был не только хорошо знаком с соответствующими философскими работами Аристотеля, Платона и многих других философов, но и стремился соединить философские и медицинские традиции» [5, с. 174]. В работе «О том, что лучший врач – еще и философ» [2] Гален утверждает, что идеальный врач должен хорошо разбираться в каждом из трех разделов философии (логике, физике, этике), поскольку «благодаря теории доказательства Аристотеля и его школы можно было узнать и полезные вещи» [5, с. 176]. Таким образом, философскими основаниями медицинских воззрений Галена являлись идеи Аристотеля и Платона. На основании философских взглядов Платона и медицинских концепций Гиппократа «Гален формирует свой идеал исследовательского подхода, в котором он объединяет теорию и практику, логику и практические навыки» [5, с. 172].
Отношение Галена к его учителям наглядно демонстрируется по следующим высказываниям: «Насколько природа разумна, можно видеть и на самих людях, если представить себе Платона, Аристотеля, Гиппократа… и многих других, им подобных». И в другом месте: «Так что благодаря произведениям, написанным с помощью руки, ты можешь еще теперь беседовать с Платоном, с Аристотелем, с Гиппократом и другими древними учеными» [1]. В его собственных взглядах удивительным образом переплетаются и философия, и медицина, и естествознание, построенное на евклидовой геометрии, по образу которой Гален разработал первую единую теорию медицины. Эта теория, «включала собственный аксиоматический аппарат, служивший основой для выведения доказательств, обосновывала знание путем демонстрации этих доказательств и вводила жесткую структуру построения медицинского знания» [4, с. 37]. Поэтому не случайно бытует мнение, что Гален разработал методологические основания медицины, что послужило в будущем фундаментом этой научной дисциплины.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что мировоззрение Галена, его взгляды на мир, природу, человека поражают противоречивостью: перемешиваются трезвые суждения пытливого ученого, твердо выбравшего эксперимент как путь для изучения явлений человеческого тела, и слепая вера, с которой он принимает утверждения Аристотеля или Платона, противоречащие его опыту, его взглядам. Научная трагедия Галена состоит в том, что «будучи знающим, талантливым исследователем, замечательным медиком, он подчинил себя идеалистической философии» [3]. Это во многом мешало проявлению его таланта естествоиспытателя и в некоторой степени не дало возможности реализовать весь потенциал в медицинских открытиях и новых методологических подходах к исцелению человека.
Библиографическая ссылка
Пеньков В.Е. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ГАЛЕНА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 2-3. – С. 391-391;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8478 (дата обращения: 23.11.2024).