Молодежь – это особая социально-демографическая группа населения, имеющая свои отличия в образе жизни, ценностных ориентациях, жизненных планах, эталонах поведения и многом другом. Исследования по проблемам ценностных ориентаций молодежи и детерминации выбора жизненного пути проводились многих учеными. На основании результатов данных исследований можно проанализировать ряд социокультурных параметров личности выраженных в иерархии ценностей молодежи.
Cовременная социальная ситуация в России определяет многие характерные черты и резкую динамику изменения ценностей молодежи. Кризис ценностей является не непосредственным результатом общественных изменений, а итогом изменений процесса социализации, трансформации системы воспитания и образования молодежи. Именно факторы социализации являются основой воспроизводства системы ценностей и ценностных ориентаций, формирования целеполагающих установок, тем более, что процесс социализации одновременно реализуется в качестве «социальных лифтов», выступая способом осуществления социальной мобильности субъекта.
Известно, что социальный институт подготовки квалифицированных кадров как раз и рассматривается большинством молодежи в качестве такого социального эскалатора. Поэтому ценности специального образования рассматриваются современной молодежью через призму проблем обретения определенных социально-статусных позиций в будущем [1].
Но, образование и профессия сами по себе никогда не были гарантией жизненного успеха, с другой стороны, они в значительной степени способствуют социальной мобильности и определяют статус человека в обществе. Данные социологических исследований свидетельствуют о широком распространении среди населения России установок на получение среднего специального образования. При выборе специальности доминируют как правило, прагматические соображения: возможность получить высокооплачиваемую работу, востребованность профессии на рынке труда и т.п.. Одним из наиболее привлекательных, с точки зрения оплаты труда, секторов экономики сейчас является финансово-кредитный сектор, и соответственно, наибольшими темпами растет подготовка специалистов по экономике, менеджменту, юриспруденции.
Потребности в услугах системы образования выступают в современных российских условиях также отражением интересов, вообще не связанных ни с приобретением более высокого социального статуса, ни с получением знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Речь идет, прежде всего, об использовании льготы, предоставляемой системой образования, – отсрочке от службы в армии для мужчин. Наличие безработицы также является в российских условиях фактором, стимулирующим спрос на услуги профессионального образования [2]. Возможность вхождения в данную систему служит также своеобразным демпфером, смягчающим ситуацию для субъекта на рынке труда.
Результаты наших социологических исследований, проведенных среди студентов учреждений среднего специального образования Республики Башкортостан в 2015 году, свидетельствуют о том, что, чем более высокие места в системе ценностных ориентаций занимает ценность получения качественного профессионального образования, тем в большей степени оно рассматривается субъектом как залог жизненного успеха, тем эффективнее его учебная деятельность. Так, образование относят к факторам успеха 40 % опрошенных, из них 23,3 % учатся на «отлично», 28,3 % имеют отметки «хорошо» и «отлично» и 11,6 % учатся на «хорошо». Однако на первое место в системе ценностных ориентаций вышли «хорошие знакомства, связи» (для 50 % опрошенных). Таким образом, ценность образования делит второе место с фактором предприимчивости и конъюнктурной одарённости, который в данном контексте также приобретает выраженный ценностный смысл. Такое прагматичное отношение является своего рода компромиссом между ценностью образования и тем обстоятельством, что многие выпускники не могут воспользоваться в полной мере образовательным потенциалом, который они получают в колледже.
Выбирая будущее поле деятельности – профессию, – студенты руководствуются соответствием профессии способностям (53,3 %), хорошей оплатой и возможностью повышения квалификации (33,3 %), а также спросом на рынке труда (30 %), что коррелирует с трудовыми ценностями. В работе более всего ценятся: заработная плата (70 %), возможность проявить себя (63,3 %) и возможность постоянного профессионального роста (36,7 %). Современные студенты видят себя работающими в таких сферах, как бизнес, коммерция (50 %), органы управления (21,7 %) и производство (16,7 %). Таким образом, в ходе указанного исследования был проанализирован предпочтительный статус студентов: работать в сфере коммерции, найти высокооплачиваемую работу. Все это с очевидностью соотносится с ориентацией на получение высоких социально-статусных позиций в обществе.
Поэтому вполне закономерным является следующий вывод: ориентация выпускников средних учебных заведений является дисфункциональной относительно формирования оптимальной («для общества») профессиональной структуры и фактически является функцией воспроизводства статусных позиций родителей. Сказанное подтверждается и спецификой работы лицеев и гимназий, которые на деле также служат, прежде всего, каналами социальной структурации, то есть, повышения статусных позиций учащихся априори [3]. Иными словами, выяснилось, что сам факт обучения в гимназии рассматривается учащимися и их родителями не столько как средство статусных успехов в будущем, сколько в качестве готового социального капитала, заведомо обеспечивающего исключительный – на общем фоне – достижительный потенциал. В таком случае поступление и обучение в лицее (гимназии, престижной школе) превращается в институцию статусного обособления. Все это в пределе делает структуру предложения услуг на рынке достаточно ситуативной и способно вести к перепроизводству специалистов в области отдельных профессий. Таким образом, ценность профессионального образования превращается в некий социальный конструкт, имеющий своим источником каналы и механизмы, напрямую не связанные с объективной карьерной, доходной, статусной ценностью выбранной профессии, но предполагающий реальную возможность достижения субъектом указанных социально-статусных признаков [4].
Итак, одним из определяющих факторов формирования мотивационной структуры студентов сузов является их отношение к системе профессионального образования в целом. Здесь необходимо отметить, что отражение любого объекта (в том числе и социального) определяется, прежде всего, его реальным состоянием, которое формирует устойчивый, эмоционально насыщенный образ, т.е. своего рода стереотипное представление о данном объекте [5]. В связи с этим мы рассмотрели распределение оценок значимости ценностей профессионального образования среди студентов ссузов и выпускников школ. Результаты представлены в таблице.
Таблица 1
Оценка значимости ценностей специального образования студентами ссузов и выпускниками школ ( в % от числа опрошенных)
Ценности образования |
Значимость |
||
Важное значение |
Не очень важное |
Не меет значения |
|
ст. шк. |
ст. шк. |
ст. шк. |
|
Возможность стать специалистом Возможность получить работу по специальности Возможность заняться творческой деятельностью Возможность получить диплом Возможность получения желаемого социального статуса Возможность сделать себе карьеру Возможность получить хорошее образование Возможность сменить круг общения |
72,8 85,7 42,4 70,2 26,8 30,8 71,9 73,5 54,9 66,1 63,0 74,2 86,1 87,2 25,7 28,3 |
25,0 12,8 48,2 25,0 44,0 46,7 23,4 18,9 6,9 27,5 28,8 21,2 12,5 9,3 47,1 46,5 |
2,0 0,1 9,5 3,3 29,2 20,9 4,7 5,8 8,2 4,8 8,1 3,0 1,4 2,0 7,1 24,2 |
Итак, проанализировав мнения наших респондентов, мы выяснили, что наибольшее значение для обеих рассматриваемых групп имеет такой фактор как «возможность получить хорошее образование». Это с очевидностью свидетельствует о недостаточной зрелости представлений учащихся о специфике данной системы. По нашему мнению, современный ссуз дает не столько образование в полном смысле этого слова, сколько обеспечивает определенную специализацию субъекта, т.е. возможность выполнять определенные профессиональные функции в какой-либо области общественного производства.
«Возможность стать специалистом» занимает у обеих групп учащихся второе место. «Возможность получить диплом» также имеет высокий рейтинг у обеих групп, но у студентов он несколько выше. Также важное значение имеет фактор «возможность сделать себе карьеру», но для студентов эта ценность на порядок менее значима, чем для школьников. Причем, два последних фактора следуют друг за другом в представленном рейтинге и, если считать возможность получения диплома этапным моментом на пути к карьере, то можно сказать, что студенты мыслят более конкретно и ставят более реальные цели (именно в отношении карьеры) по сравнению со школьниками.
«Возможность получить работу по специальности» занимает одно из последних мест. Это наглядно демонстрирует отсутствие стремления заниматься практической деятельностью в избранной сфере, причем для студентов эта ценность является менее значимой, чем для школьников, что лишний раз подтверждает большее значение для них социальных ценностей профессионального образования.
«Возможность получения желаемого социального статуса», как ни странно, имеет невысокий рейтинг по сравнению с остальными. Скорее всего, это связано с тем, что учащиеся обеих когорт имеют смутные представления о самом понятии «социальный статус» вообще, хотя «возможность получения диплома» вполне логично укладывается в его рамки. И, наконец, наименее значимыми оказались такие ценности профессионального образования как «возможность заняться творческой деятельностью» и «возможность сменить круг общения».
Таким образом, структура приоритетных ценностей в целом совпадает у обеих групп респондентов, однако, наблюдаются некоторые отличия, анализ которых позволяет заключить, что для студентов социально-статусные ценности профессионального образования имеют несомненно большее значение, чем для выпускников школ. Это вызвано уже сформировавшимся стереотипным мнением студентов о ссузе как своеобразном «социальном эскалаторе», тогда как школьники, возможно, еще не до конца отдают себе отчет о такой функциональной особенности института среднего профессионального образования.
Таким образом, выяснилось, что профессионально значимые ценности среднего профессионального образования (такие как возможность стать специалистом, получить работу по специальности, возможность заняться творческой деятельностью в рамках специализации, возможность получить хорошее образование) имеют важное значение для тех студентов, решающими обстоятельствами которых при поступлении было желание стать профессионалом в избранной сфере, а также традиции семьи. Для желающих получить достойное положение в обществе (что трудно назвать профессионально значимым мотивом) наиболее существенными являются социальные ценности среднего профессионального образования, такие как: «возможность получить диплом», «получить желаемый социальный статус», «возможность сделать себе карьеру».
Итак, профессионально-значимые ценности среднего профессионального образования наиболее существенны для учащихся, имеющих четко обозначенную структуру мотивов получения образования: «желание стать профессионалом в избранной сфере», «желание получить работу по избранной специальности», «желание получить хорошее образование». Также большой удельный вес здесь имеет мотив «традиции семьи», что свидетельствует о наличии преемственности в отношении профессионального становления и, следовательно, о определенных стартовых профессиональных представлений у членов данной когорты учащихся, что служит основой ценностно-мотивационной структуры личности в отношении профессионализации. Социально значимые ценности специального образования для этих учащихся имеют не очень важное значение.
В этом плане показательным является распределение ответов наших респондентов на вопрос о перспективах трудовой деятельности после окончания колледжа. Так, лишь каждый пятый отметил, что будет работать по избранной специальности. 27,2 % – планируют поступать в вуз; 38,1 % – рассчитывают получить работу в коммерческих структурах или открыть собственное дело не связанное с профилем получаемого образования; и, наконец, почти каждый шестой отметил, что будет выполнять работу, не требующую специального образования.
В представленном распределении с очевидностью выделяются отнюдь не профессионально акцентированные мотивы и ценностные детерминанты получения образования. Более того, корреляционный анализ данной позиции с уровнем качественной успеваемости наших респондентов показал, что в вузы планируют поступать, в большинстве своем, не лучшие студенты. Таким образом, мы получаем свидетельство того, что и вуз в ближайшей перспективе рассматривается данной когортой молодежи лишь в качестве некоего социально-статусного трамплина.
Кроме того, удалось выявить и следующие зависимости. Трудовая деятельность по специальности обучения является значимой для всех групп учащихся, кроме тех, кто учится на «удовлетворительно». Для них на первом месте стоит «работа в коммерческих структурах». Видимо, эти студенты считают, что работа в данной сфере не потребует от них глубоких знаний, либо они собираются посвятить себя деятельности, совсем не связанной с их специализацией. Перспективы коммерческой деятельности актуальны и для отличников (данная сфера приложения труда для этих студентов по степени значимости стоит на втором месте). Наличие такого распределения приоритетов свидетельствует о том, что сфера коммерции, в представлении наших респондентов, настолько широка, что в ее рамках сможет оптимально самоутвердиться и грамотный специалист, и субъект с низким уровнем социально-профессионального потенциала.
Возможность открыть собственное дело так же имеет довольно высокий рейтинг у всех рассматриваемых групп учащихся, в отличии от позиции «работа, не требующая специального образования». Интересно отметить, что планы на будущее отличников и троечников совпадают по многим позициям. Вероятно, это объясняется тем, что, степень уверенности в своем профессиональном будущем примерно одинакова у обеих групп учащихся, что вызвано с одной стороны (у отличников) – уверенностью в адекватной реализации своего интеллектуального и профессионального потенциала, а у троечников, видимо, надеждой на иные – конъюнктурные факторы.
Такое распределение предпочтений во многом отражает оценку учащимися собственных возможностей в избранной сфере профессиональной деятельности, а с другой стороны подтверждает сделанный ранее вывод о доминанте социально-статусных ценностей среднего специального образования. В итоге нетрудно определить «коэффициент полезного действия» данной системы подготовки кадров, который фиксируется лишь на уровне ~ 20 %.
В соответствие с представленными зависимостями находится и распределение ценностных факторов (детерминант), обусловливающих, по мнению наших респондентов, характер будущей профессиональной деятельности. Так, первый рейтинг имеет фактор «высокий заработок». Далее, с большим отрицательным градиентом следует позиция – «возможность быстрого продвижения по службе» и «возможность набраться опыта, чтобы потом работать в другой области» и только на четвертом месте находится индикатор – «возможность стать профессионалом в своей области». На последнем месте данного рейтинга находится позиция – «интересная творческая работа».
Таким образом, отношение к институту среднего профессионального образования в целом и к сфере реализации возможностей профессионального становления в частности, детерминировано особенностями ценностно-мотивационной структуры личности учащихся: чем больший удельный вес в структуре мотивов имеют профессионально обусловленные мотивы, тем большее значение имеют и профессиональные ценности среднего профессионального образования.
В завершении подчеркнем, что процесс формирования мотивационной структуры будущего специалиста зависит от следующих ценностных факторов:
– стремления занять определенное положение в стратификационной системе общества, получить необходимый социальный статус;
– сформированности познавательной потребности в определенной сфере деятельности или знаний, т.к. без этого невозможна полноценная профессиональная подготовка;
– объективных социальных условий, влияющих на выбор профессии (таких как социальный статус родителей, влияние ближайшего социального окружения) и ряда других факторов.
Все это обусловливает определенную направленность личности и характер социальных установок по поводу получения профессионального образования, что, в конечном итоге, определяет качество подготовки будущего специалиста.
Библиографическая ссылка
Ягудина А.Р., Акчурина А.М., Васильев А.Ю. ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-4. – С. 586-590;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8611 (дата обращения: 21.11.2024).