Введение. Исследование культурологического вектора в обучении дизайнеров в высшей школе сегодня вызывает опасения. Чем вызваны наши опасения? Назовем несколько факторов «зоны риска».
Эмпирический метод наблюдений и констатация фактологического материала на защитах выпускных квалификационных работ дизайнеров отражает нарастающий негативный массив информационной тавтологии. Отмечен слабый уровень знаний о разнообразии художественно-графических достижений народов России, составляющих современный культурный «многоликий феномен» внутренних ресурсов России. Наблюдается поверхностное представление о семиотическом разнообразии рукотворных достижений мастеров, создающих предметы бытовой культуры и сувенирные изделия в сельских агломерациях, удалённых от транспортных магистралей. Нет четкого понимания взаимосвязей между климатическими условиями, культурным взаимовлиянием, социальным ориентиром на сближение народов России, совокупно формирующих менталитет и поведенческие стереотипы людей современного российского общества, где прослеживается рельефность культурных ландшафтов мегаполисов, городов и поселений в сельских агломераций. На наш взгляд, многие поколения российских дизайнеров обеспечены «целиной пространств» для модернизации визуальной, архитектурной, бытовой, офисной культуры во всех её смыслах и форматах воздействия на комфорт населения.
Государственная стратегия научно-технологического развития на 2016 – 2020 годы должна поддерживаться оперативной рефлексией учебных заведений на организацию форм обучения, нацеленных на подготовку профессиональных кадров молодёжи, воспринимающей озвученную стратегическую магистраль как помощь для самоопределения и профессиональной карьеры. Причем не в далёкой перспективе, ибо времени для долгосрочных программ обучения нет, а в сегодняшних социально-экономических реалиях.
Департаменты образования федерального и регионального уровня озабочены освоением финансовых показателей по внедрению информационных систем коммуникации на всех уровнях обучения, контроля, учебно-методического оснащения. В этой области динамика воспроизводства инноваций в определенной степени заслуживает уважения. Всего лишь 5 лет назад мы постигали смысловые концепты софт-контента, но сегодня в повестке озвучено понятие агрегации информационных ресурсов. Более того, Герман Греф в докладе для выпускников бизнес-школы «Сколково» зафиксировал внимание слушателей на динамике мировой виртуальной индустрии. «Мало кто заметил, но в 2015 году закончился век IT (информационных технологий) – и начался век цифровизации. В этой новой реальности Россия может легко затеряться, если не выйдет на качественно новый уровень управления» [3].
Несомненно, что студенты технических вузов, подготовленные к процессу агрегации ресурсов, владеющие пакетом программной обработки первичного материала, имеют «зафрахтованные» места трудовой деятельности в российских мегаполисах. Одновременно в гуманитарных вузах ведется профессиональная подготовка дизайнеров-графиков, для которых найти место работы проблематично. Встречи с выпускниками кафедр дизайна показывают, что организовать самостоятельный бизнес многие не решаются. Например, деятельность по типу «фрилансер» создаёт условие для свободной занятости и определенной независимости. Но перспектива профессионального продвижения, общественного и творческого признания не просматривается. Другой пример: дизайнер-модельер, занятый непосредственно изготовлением изделий в домашних условиях, не имеет времени на организационный функционал деятельности. Здесь также перспектива роста и признания не имеет четких контуров.
Методы исследования проблемы. Мы использовали логико-методологический, сравнительный и эмпирический метод анализа для выявления, конкретизации и формулировки условий, являющихся источником формирования негативных тенденций.
В теоретической транскрипции проблемы мы опираемся на работы отечественных ученых-культурологов, философов, искусствоведов, чьи профессиональные интересы сформировались на пересечении социокультурных, педагогических, психологических, историко-регионоведческих, экономических, искусствоведческих и структурно-информационных объемов научных изысканий. Так, проведённый контент-анализ работ российских ученых: А.А. Аронов, Т.И. Бакланова, А.Ю. Белогуров, Е.В. Жердев, А.Г. Казакова, А.П. Катровский, А.М. Новиков, А.И. Субетто, Ю.Е. Шабалин, К.А. Кондратьева – помогает создать матричную основу когнитивного знания, интенционально (сознательно) формирующего новое понимание значимости культурологического концепта в профессиональной подготовке дизайнеров.
Выявлена причинно-следственная связь негативных факторов и тенденций, формирующих специфику профессиональной подготовки студентов на творческих кафедрах. Например, для магистров «дизайн мультимедиа» поверхностное изучение художественно-образных истоков наследия не соответствует потребностям детализации сюжетов и персонажей для полноценной локализации мультимедийного продукта. Недостаток знаний по этнохудожественной семиотике закрывает горизонт творческих достижений и самореализации выпускникам магистратуры «дизайн мультимедиа» в практике виртуальной индустрии, где сегодня идет «приливная волна» для профессиональной самореализации специалистов, освоивших технологию метафорической образности, важной в индустрии дизайна [2; 4].
Методы разрешения проблемы, прежде всего, мы связываем с управленческим процессным подходом к модернизации существующей модели профессионального обучения дизайнеров-графиков, дизайнеров мультимедиа, педагогов художественного образования. Процессный подход включает в себя комплекс управленческих задач, нацеленных на модернизацию обучения и агрегацию научных достижений, как студентов, так и педагогов. Важным механизмом фильтр-отбора персоналий, демонстрирующих научную успешность в процессе выполнения заданий, подготовки курсовых и дипломных работ, мы определили блок-пост для консультаций, экспертизы – «школа научного дизайна».
В целом, предлагается авторская модель интеграции дивергентной художественно-графической семиотики наследия России в систему информационного ресурса, востребованного профессиональной подготовкой творческих кадров для развития отечественных индустрий, где проектная функция дизайнера незаменима.
Краткое изложение научного исследования. Логико-методологический анализ позволяет выявить и озвучить пробелы в организации единства образовательного процесса, если не учитывается закономерность сбалансированного подхода к показателям квалификационно-инструментального, информационного и научного компонентов. «Односторонняя научная специализация, к которой неизбежно ведет господство монодисциплинарного принципа, хотя и имеет определенный дисциплинарный и практический эффект, тем не менее лимитирует возможности осуществления наукой и своих непосредственных функций – всестороннего объективного постижения исследуемых объектов» [5, с. 256]. Таким образом, отмечает Э.С. Маркарян, «одной из современных задач современной науки должно быть достижение ею своего действительно системного единства на фундаментальном уровне, т.е. прежде всего на уровне взаимодействия специальных дисциплин, в рамках которых непосредственно осуществляется процесс производства знаний» [5, с. 256].
Считаем необходимым отметить значимость системной программы по изучению комплекса дисциплин по народной художественной культуре, разработанной доктором педагогических наук Т.И. Баклановой и её учениками.
Реальность учебного процесса такова, что стремление к достижению компьютерной успешности отнимает много времени у студентов творческих специальностей. Навык «чтения художественного произведения» сегодня расценивается как ценность, по аналогии с посещением выставки, музея, что требует свободного времени и уравновешенного духовного и физического состояния.
В работе «Моя Камчатка» Митрополит Нестор Анисимов пишет: «Далее путь до Владивостока предстояло проехать в экспрессе. За окнами вагона проносились то бревенчатые избы, то нежные, непорочной белизны березки, то могучие стройные ели темно-зеленых оттенков, величественные кедры, сосны с бронзовыми стволами, то скалистые уступы и округлые вершины Уральских гор. И, наконец, мелькнул невзрачный на вид столб с надписью: «ЕВРОПА–АЗИЯ», при виде которого доселе отвлеченное географическое понятие стало зримым и как бы осязаемым… И вот уже поплыла величавая, дикая, красивая и замечательная сибирская земля. Необозримые равнины и болота уступили место могучей, безграничной тайге – сурово-величавой и грустно-задумчивой» [1, с. 60].
Такие образные описательные тексты можно отразить в сюжетной композиции, но дизайнеру необходимо видеть знаковую систему маркеров, кодов: ствол березы, кедра и сосны, силуэт расположения ветвей и густой хвои. Например, студенты-дизайнеры, прослушав текст-зарисовку, задают вопрос: «Каким шрифтом написана эта надпись?».
Наблюдаемое поверхностное представление о природных и культурных ландшафтах России мы формулируем как «порождение информационной всеядности профессиональной подготовки» дизайнеров, в том числе, и будущих педагогов. Студенты не озабочены исследованием природных и культурных ареалов, если можно использовать продукцию миллионного разнообразия сюжетов клип-арта из сетевой индустрии.
Наше мнение: в каждом проекте должен быть озвучен научный показатель и визуально проработан, как результат самостоятельного вывода о современных научных достижениях в области семиотики, искусствоведения, информационной эстетики, что непосредственным образом будет связывать технический эквивалент компьютерной грамоты с природными ландшафтами и художественно-графическим достоянием российской культуры » [2; 6; 8; 9].
Предложения по разрешению проблемы мы предлагаем комплексным пакетом модернизации профессиональной подготовки дизайнеров в гуманитарно-творческих вузах в виде управленческих задач. Уточним, что педагоги не могут решать самостоятельно такие вопросы, как вектор модернизации образовательного сервиса, институциональные прерогативы сбалансированной интеграции ключевых образовательных доминант научной и технической результативности [7] .
Управленческая задача № 1. Сегодня востребован институциональный подход к организации образовательного процесса. Целеполаганием институционализации выдвигается профессиональная подготовка таких компетентных кадров, которые востребованы современным обществом. Процитируем Э.С. Маркаряна: «Сутью институционализации является установление определенных правил действия и обеспечения выполнения этих правил путем введения соответствующих норм и санкций. Институционализация является универсальным средством упорядочения совместной деятельности людей» [5, с. 88].
Управленческая задача № 2. Возвращение к нормативу корпоративного обучения необходимо рассматривать с позиции «многогранной модернизации» образовательного процесса. Корпоративная форма межотраслевой организации профессионального обучения, актуальная в нулевые годы, утратила свой ключевой социальный практико-ориентированный навигатор на вариативность проф-подготовки. Единственным навигатором осталась «информационная компетенция». За прошедшие десятилетия практически во всех учебных заведениях России внедрены информационные технологии. Каждый педагог, вчерашний выпускник магистратуры, может дать консультацию в границах своего предмета.
Сегодня теоретики и практики педагогического сообщества используют презентации для лекционной передачи материала в аудитории как в формате FTF, так и смешанные IT. Совершенствуются и дистанционные виртуальные технологии обучения [4]. Установка на выполнение практических заданий в компьютерном формате создаёт прерогативу (преимущество, привилегию) инструментальной подготовки. Вариативность владения виртуальным навыком передачи авторской идеи демонстрируют студенты бакалавриата и магистратуры на семинарах и на зачете по итогам семестра, на предзащитах и на защитах выпускных квалификационных работ перед членами аттестационной комиссии.
Несомненно, что вышеперечисленный результат является позитивным для российских вузов. Но будем внимательны к предостережению Э.С. Маркаряна: «Одной из современных задач современной науки должно быть достижение ею своего действительно системного единства на фундаментальном уровне, т.е. прежде всего на уровне взаимодействия специальных дисциплин, в рамках которых непосредственно осуществляется процесс производства знаний» [5, с. 256].
В пространстве образовательного учреждения можно задуматься об организации крупных междисциплинарных проектов на социально-актуальную проблематику микрорайона, городов областного и районного уровня, сельской агломерации из нескольких поселений. В стране с богатейшим наследием внутренних ресурсов не должно быть заброшенных территорий, где режиссеры снимают сюжеты мафиозных разборок и апокалипсиса.
Управленческая задача № 3. Методологическая матрица образовательного сервиса должна отражать логику отбора ключевых образовательных доминант. Реальность такова, что преимущественным показателем информационного образования практикуется однолинейность профессиональной подготовки. Такой подход к организации образовательного сервиса высшей школы не формирует психологическую уверенность и подготовленность выпускника-дизайнера к участию в крупных проектах, где показателем выступает не манипуляция с ресурсным потенциалом интернета: клипмейкингом, квестами, скетчингом, а смысловые константы, логические формулировки авторского предложения. Понятийные концепты дизайнерских предложений будут убедительны, если автор использует достоверную информационную эстетику природных и культурных маркеров своей страны, особенности ландшафтов, пиктографические символы локальных ареалов, что сформирует деловую репутацию высокообразованного дизайнера.
Прерогатива информационного компонента должна быть принципиально уравновешена с культурологическим компонентом: укреплением знаний в области художественного и графического потенциала ареалов многонациональной страны на основе структурно-тематического форматирования таксонов.
Управленческая задача № 4. Научно-индустриальный навигатор культурологических исследований.
С позиции нашего культурологического пояснения мы делаем вывод, что знание семиотических знаковых систем дописьменного периода сегодня работает среди молодежи как символ устремлений к новым горизонтам когнитивных знаний, смыслов и навыков графической стилизации. Учитывая многообразие художественно-графического наследия России можно планировать развитие научных лабораторий по агрегации и патентованию художественно-графического ресурса для отечественной индустрий образования, культуры, туризма, текстиля, модных аксессуаров, посуды.
Управленческая задача № 5. Институционализация секторов образовательного сервиса. Необходимо вышеназванные управленческие задачи 1, 2, 3, 4 спроектировать в едином модуле институционализации секторов образовательного сервиса, в том числе:
1) «вакцинацию» методик и специальных развивающих курсов по корреляции воображения художников, дизайнеров-графиков на основе изучения дивергентно-семиотического языкового базиса, зашифрованного в устном народном творчестве,
2) формирование школ «научного дизайна» с экспертной и консультационной функцией,
3) организацию экспериментально-творческих лабораторий в учреждениях образования,
4) внедрение принципа «информационной эстетики/достоверности» представляемого результата самостоятельного исследования студентов бакалавриата и магистратуры,
5) повышение квалификации для педагогов и аспирантов по тематикам культурологического направления,
6) институализировать в образовательном учреждении социорегулятивные механизмы или секторы, помогающие выпускникам находить служебную нишу в офисной структуре или войти в команду долгосрочного проекта для профессиональной самореализации.
Управленческая задача № 6. Научный мониторинг достижений.
Контроль внедрения в образовательный сервис мониторинга научных, инструментальных, проектных показателей профессиональной подготовки сегодня слишком долгий, от бюрократических сложных барьеров необходимо переходить к гибким, подвижным формам в виде малоформатных команд управления. Из доклада Германа Грефа: «Подвижные системы управления – это маленькие команды, которые условно можно накормить двумя пиццами. Все компетенции в этой команде соединены воедино. На 30-50 % уменьшается количество менеджеров, они просто не нужны. Всё выпускается в течение максимум двух недель, короткими спринтами. Все это автоматически загружается в вашу платформу, которая должна быть для этого адаптирована. Эта система хороша тем, что видно результаты работы каждой небольшой команды» [4].
В условиях образовательного учреждения аналогом подвижной системы управления может быть сетевая структура научно-поисковых лабораторий, иерархически подчиненная контрольному сектору «школа научного дизайна» с функцией экспертизы результатов и целесообразности исследовательских маршрутов через год деятельности сетевой структуры лабораторий можно реализовать МИП.
Заключение. Внедрение навыков научного исследования, целесообразного потребностям информационной агрегации внутренних ресурсов наследия востребовано в профессиональной подготовке компетентных дизайнеров. Авторская модель агрегации визуальных маркеров наследия выдвигается ключевым культурологическим звеном профессиональной подготовки выпускников в педагогических и творческих вузах.