Я смотрел по телевизору только отдельные фрагменты соревнований на ОИ-2016 и вначале не разрешал себе вынашивать желание высказать свое мнение по медицинским аспектам соревнований и только невольно отметил вначале крупно показываемые отдельные отчетливые моменты соревнований. Останавливал себя и говорил: молчи, ты не специалист!». Но в одной из информаций обратил внимание на первое слово: «травмы». И подумал: «но я ведь сорок лет заведывал отделом диагностики состояния скелета при травмах. 30 лет обследовал изменения у студентов-спортсменов нашего университета (КГУ), занимавшихся различными видами спорта. Аспиранты написали много диссертаций по обнаруженным изменениям. Неужели же у меня нечего сказать в исключительно доброжелательной форме.
Начну с моих примеров в клинике Центра Илизарова, чтобы показать значение силы воли в достижении цели на соревнованиях.
Пример первый. Осенью происходила уборка зерновых и между комбайнерами в нашей Курганской области было соревнование: кто больше уберет площадей. В процессе уборки один из комбайнеров сломал ногу (голень) и сразу же попросил отвезти его в клинику Илизарова (это рядом). Дело было днем и ему тут же наложили аппарат Илизарова. Отвезли в палату и сказали, что ходить с костылями можно будет через два дня. Вечером он позвонил жене и сказал, чтобы она привезла ему рабочую одежду, а комбайн подготовили к работе. В два часа ночи он незаметно, спустился вниз, вызвал такси, уехал на поле и продолжил уборку. Так работал два месяца, а когда уборка закончилась, приехал в институт и попросил, чтобы сняли аппарат. Сделали рентгенснимок и, к удивлению, увидели: перелом сросся идеально и даже не была видна линия перелома. А аппарат местами поржавел и был очень грязным. Вот что значить сила духа и воля к победе.
Пример второй. Я приезжаю на работу в 6.30 (по местному времени). Иду по территории к себе в кабинет и вдруг вижу: вокруг главного корпуса маршевым шагом, как на параде, идет мужчина, которому в силу перелома наложен аппарат Илизарова. И так я видел этого шагающего мужчину 10 дней. Затем он исчез. Я ради любопытства пошел в отделение и спросил: «Где же он?» Мне ответили, что у него все хорошо и больше в больнице ему делать нечего.
Пример третий. Однажды (лет 30 назад) к нам в институт приезжала киносъемочная группа Би-Би-Си и вот решили показать и наш отдел диагностики, как обследуются больные в процессе лечения. Операторы приготовились и вошла больная – молодая девушка с прекрасным телосложением, очень красивая. На ноге у нее был наложен аппарат Илизарова. Она легко и свободно подошла к прибору для обследования и была сделана съемка.
Четвертый пример. Однажды я стоял в коридоре и беседовал с врачом. К нам подошла его больная и спросила: что показали результаты сегодняшнего исследования моей руки: почему у меня уже четыре месяца перелом не срастается. Доктор говорит ей: «Я не знаю, но рядом стоит ученый, пройдите к нему в отдел и он все скажет». Мы определили у нее концентрацию эстрадиола, дали заполнить анкету о состоянии цикла и сказали: «У Вас нарушен цикл, нехватает гормонов. Сделаем попытку восстановить цикл, но через четыре месяца это уже поздновато. Наши меры дали результаты и у нее появились признаки регенерации».
Пример пятый. Мужчине нужно было удлинить врожденно укороченное плечо. Определили у него концентрацию тестостерона и затем по мере формирования регенерата, а также и концентрацию минеральных веществ. Обнаружили параллелизм между этими показателями.
Я эти примеры привожу для того, чтобы показать роль силы духа при соревновании, но не для пропаганды того как лечат больных с переломами аппаратом Илизарова. В каждой стране свои методы лечения.
На ОИ у нескольких спортсменов произошли переломы. И почти сразу же появилась информация: на прошлой Олимпиаде у них уже были переломы. Так почему их допустили к соревнованиям сейчас, не проверив количество МПК? У них ведь начальная стадия остеопороза! Нет костного денситометра? Не знали, что за первым переломом будет второй – признак уже тяжелой формы остеопороза? При таком анамнезе спортсменку в ее же интересах (сохранение здоровья) нужно было отстранить от соревнований. А так была трактовка: виновата дорога. А может быть у нее закружилась голова в силу болезни – остеопороза и она упала? или зацепилось колесо.
В нашем Центре не только лечат переломы, но и изучают состояние скелета, функциональное состояние всех органов и систем в процессе лечения, которые влияют на минеральную плотность костей (МПК) скелета [1-10]. У некоторых спортсменов могло и не быть переломов, если бы им сказали, что у них низкое содержание минералов и может быть перелом. Гимнастки на ОИ при упражнениях на перекладинах возможно что-то и знали о травмах, оператор хорошо показал, как страховщики-мужчины стояли в 5 см от них во время упражнений и готовы были их подхватить, если они сорвутся. Спортсменки хорошо показали на экране сколько у них намотано защитных средств у лучезапястного сустава (у кисти).
Показали интересную форму каталки для транспортировки в машину «скорая» помощь: виде желоба и с наклоном я никогда такой не видел. Поэтому больной, вероятно, скатился. упал и получил новые переломы. На другой день каталку заменили и поставили по бокам 6 мужчин.
Интересно наблюдение у больного, у которого произошел перелом, а он на другой день встал и начал ходить, мечтая о следующей Олимпиаде Я подумал: какой мужественный человек!
В наш институт (Илизарова) несколько лет назад приезжал из Англии на велосипеде Стюарт Грин (он рекламировал, что больные остеомиэлитом нуждаются в срочной помощи (лечении). Мы решили посмотреть его на костном денситометре. Он лег, а носки не снял. Я сказал, что носки следует снять. Он снял и я на голени (в большеберцовой кости) увидел большую черную дырки (остеомиэлит) и сказал: «А почему нет повязки? Вы ведь ехали столько времени на велосипеде в дождь, ветер и холод? Он ответил, что у нас такие антибиотики, что ничего больше не нужно». Я изумился.
Одна из спортсменок из России, завоевавшая золоту медаль на ОИ-2016, сказала, что приедет и на следующую ОИ, чтобы закрепить успех. Я подумал: зачем? Сейчас ведь главное – проверить здоровье и, если что-то нарушено, то восстановить. Вы ведь молодая!
Какой вывод из сказанного. Следует следить за здоровьем школьников с первых классов. При желании ученика пойти в ту или иную секцию строго оценивать соответствие школьника требованиям секции (общая физическая нагрузка и, в частности, на скелет). За начинающими спортсменами должен быть всесторонний контроль по нагрузке.