Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

QUALITY OF LIFE AND OLDER CUSTOMERS BEHAVIOR SPECIFICS IN RUSSIA

Sheresheva M.Y. 1 Valitova L.A. 1 Kalmykova N.M. 1 Berezka S.M. 1 Kolkova K.M. 2
1 Lomonosov Moscow State University
2 Higher School of Economics
1794 KB
The article presents the results of the study of social and economic activity of the older groups of population (50+), aimed to identify their quality of life, needs, consumer behavior models, satisfaction of the quality and assortment of the goods and services. The study was conducted in 2016 on a sample of more than 1,000 people from Moscow and Vladimir.
ageing
social integration
quality of life
customer behavior

Для современного общества характерно развитие процесса старения населения, ведущее к существенным социально-экономическим сдвигам, включая изменения в качестве жизни, в структуре и объеме трудовых ресурсов, а также изменения поведения потребителей и их предпочтений. Процесс увеличения доли пожилых людей в общей численности населения – одна из характерных тенденций современности не только в России, но и во многих странах за рубежом. Это обуславливается сочетанием двух ключевых причин: повышением продолжительности жизни с одной стороны, и снижением рождаемости – с другой.

Согласно данным Отдела народонаселения ООН, население в возрасте 60 лет и старше в экономически развитых странах мира составляет 22-24 %, и доля этих возрастных групп продолжает увеличиваться. К 2030 году, по прогнозам, она может вырасти до 29 %. Стоит отметить, наблюдающийся значительный рост доли людей в возрасте 80 лет и старше [2]. Ожидается, что к 2050 году, к этой возрастной группе будет относиться 20 % населения планеты [4]. Такое изменение структуры населения, в частности, формирование таких структурных явлений как поколение «сендвич» – групп населения, находящихся в ситуации, когда необходимо оказывать поддержку как младшим, так и старшим членам семьи [1], требует обратить пристальное внимание на проблемы интеграции и обеспечения высокого качества жизни людей старших возрастов.

В России большая часть инициатив по социальной поддержке и интеграции населения старших возрастов осуществляются преимущественно на локальном или региональном уровне. Но, в то же время, можно говорить и о формировании общественных инициатив общероссийского уровня, ориентированных на развитие и улучшение аспектов, касающихся качества жизни населения старших возрастов. Так необходимо отметить значимость социального проекта «50 ПЛЮС» [3], созданного в 2011 году как общественная инициатива и направленного на развитие и распространения активной жизненной позиции и общественной интеграции людей зрелого и старшего возраста. Одной из наиболее значимых особенностей этого проекта является то, что он поддерживает формирование негосударственной системы социальной адаптации, общественной поддержки и защиты людей старших возрастов.

В данной работе представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности людей зрелого возраста (50+), проведенного в рамках проекта «50 ПЛЮС» с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительского поведения, удовлетворённости ассортиментом и качеством товаров и услуг. Исследование проводилось в 2016 году в городах Москва и Владимир. Исследование проводилось при помощи формализованного анкетного опроса, для обработки полученной информации использовались количественные методы.

Выборка составила 500 респондентов из Москвы и Московской области и 600 респондентов из Владимира и Владимирской области. Половозрастная структура выборки представлена на рис. 1.

Профиль респондентов характеризуется следующим образом: больше половины опрошенных состоит в зарегистрированном браке (51,75 %), 3,21 % – в незарегистрированном браке, 15,50 % разведены, 26,16 % – овдовели, 5,38 % опрошенных никогда не состояли в браке. Детей имеют 92 % респондентов, в том числе 38,6 % – одного ребенка, 44,84 % – двух детей, и около 1 % опрошенных имеют 3 ребенка и более. 70 % опрошенных имеют внуков. Высшее образование имеют 44 % респондентов, среднее специальное – 39 %, среднее образование – 10 %, неполное среднее образование – 5 %, а 2 % имеют ученую степень.

В рамках исследования было проведено изучение населением возраста 50+ восприятия качества жизни и положения в обществе, уровня благосостояния и потребностей в трудовой деятельности, ряда особенностей потребительского поведения и удовлетворенности ассортиментов и качеством товаров и услуг.

Для оценки восприятия качества жизни и положения в обществе респондентам было предложено определить по 10-ти балльной шкале свои субъективные ощущения по ряду вопросов. Полученные результаты показывают в целом удовлетворительную, но не оптимистичную оценку представлелями возрастной категории 50+ комфортности положения в обществе (рис. 2). Относительно удовлетворенность жизнью в целом можно выделить две группы респондентов: для одной из них характерен средний уровень оценки (5 баллов выбрали 26,6 % опрошенных), во вторую группу можно объединить респондентов, отмечающие удовлетворенность на уровне 7-8 баллов (в совокупности также 26,6 %).

Стоит заметить, что ощущение респондентами положения в обществе показывает схожее распределение с оценкой благосостояния, которое большая часть опрошенных воспринимают как «среднее» (средний балл – 5,05). Однако, необходимо обратить внимание, что при развернутом ответе большинство респондентов отметили, что денег хватает «только на еду» (26,06 %) или «только на еду, одежду и мелкую бытовую технику» (37,87 %), а о том, что «не испытывают финансовых затруднений» сообщили только 2,36. Таким образом, наблюдается смещение восприятия «среднего уровня благосостояния» респондентов смещены в сторону социального минимума.

Основные источники доходов респондентов составляют: пенсия по старости (70 %) или доходы от трудовой деятельности различных форм занятости (56 %), в том числе полной, неполной, а также по совместительству. Личное подсобное хозяйство в качестве источника средств к существованию отметили 11 % опрощенных, а в свободном поле ответа участники исследования также отмечали значимость рыболовства, сбора грибов, ягод и других дикорастущих культур в их обеспечении.

her1.wmf

Рис. 1. Половозрастная структура выборки исследования

her2.wmf

Рис. 2. Оценка респондентами по 10-ти балльной шкале комфортности положения в обществе

Большая часть респондентов, достигших пенсионного возраста, продолжают работать (группы 55-59 и 60-64 года). Соотношение числа работающих и оставивших работу иллюстрирует рис. 3. Из числа оставивших работу, 32 % сообщают, что были вынуждены сделать это по состоянию здоровья.

Основной причиной продолжения работы является материальная необходимость (для 35 % респондентов работа – необходимый источник средств к существованию). Также, одним из важных мотивов названа возможность общения (16 %), желание чувствовать себя востребованным (14 %) и возможность самореализации (6 %). При этом, если бы материальное положение позволило, 81 % работающих пенсионеров говорят о том, что оставили бы работу для того, чтобы уделять больше времени семье и внукам, собственным интересам и увлечениям, а также для заботы о своем здоровье.

Большая респондентов совершает покупки самостоятельно. Особенно это касается товаров медицинского назначения (71 %), продуктов питания (67 %) и товаров повседневного спроса (65 %). Покупка техники чаще происходит совместно с родственниками – только 43 % сообщили о том, что производят ее выбор и покупку самостоятельно. Обычно в выборе помогают взрослые дети.

За продуктами респондент ходит несколько раз в неделю (51 %) или чаще (22 %). Основную часть покупкой, по сообщению респондентов, они совершают в супермаркетах (41 %) или небольших магазинах шаговой доступности (42 %), в т.ч. сетевого и несетевого форматов; 8,5 % покупают продукты питания на продовольственных рынках. Среди сложностей выбора товаров отмечают проблему поиска продукции, обладающей необходимыми потребительскими свойствами по доступной цене. В среднем, около 20 % респондентов выбирают самое дешевое, 22-25 % ориентируются сначала на цену, потом на качество; 25-30 % выбирают потребительские свойства, затем – цену.

Большая часть респондентов сообщают о том, что удовлетворены имеющимся ассортиментом товаров и услуг, и в несколько меньшей степени – товарами и услугами, учитывающими потребности и особенности людей возраста 50+. Так, 35 % респондентов испытывают потребность в туристических услугах, 33 % – в товарах медицинского назначения, а 26 % отмечают недостаточность предложения спортивно-оздоровительных услуг, ориентированных на людей старшего возраста.

Большинство респондентов (64 %) подтвердили, что уделяют значительное внимание своему внешнему виду, при этом основной акцент делают на уход за лицом и телом. Кроме того, многие обращают внимание на питание (25 %). О важности выбора одежды в контексте заботы о внешнем виде сообщили 22 %. 12 % респондентов отметили, что занимаются фитнесом или спортом, стремясь к красивой фигуре. Не многие из респондентов посещают салоны красоты – только 9 %.

her3.wmf

Рис. 3. Занятость респондентов по возрастным группам

В целом, результаты исследования, проведенного в 2016 г. в гг. Москва и Владимир, указывают на то, что многие люди возраста 50+ стремятся активно участвовать в жизни общества, развивать свои знания и навыки. В то же время, люди старших возрастов пока не ощущают себя полностью интегрированными в жизнь российского общества и зачастую находятся в стесненным материальных условиях.

Ассортимент товаров и услуг воспринимается как вполне удовлетворительный, однако совершение покупок не воспринимается как сфера жизни, на которую респонденты возраста 50+ хотели бы тратить много времени. Важными критериями в выборе вещей являются цена, качество и удобство, при этом обнаруживается дифференциация в потреблении товаров и услуг относительно материального положения людей старшего возраста. Основной проблемой является затруднительный по параметру оптимального соотношения цены и качества выбор подходящих товаров и услуг на рынке.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости развития программ поддержки интеграции, обучения и самореализации людей старших возрастов, а также необходимости развития индустрии товаров и услуг, учитывающих потребности и особенности населения этих возрастных групп. Но для эффективной работы таких программ необходим научный подход к пониманию комплекса аспектов рассматриваемой проблематики [1]. Авторы предполагают, что дальнейшие, планируемые ими более глубокие исследования потребительского поведения и потребностей людей зрелого возраста внесут существенный вклад в развитие социальных проектов и общественных инициатив, ориентированных на повышение качества жизни и положения в обществе людей зрелого и старшего возраста.

В статье представлены основные результаты исследования социальной и экономической активности населения старших возрастных групп (50+), проведенного с целью выявления их жизненной позиции, потребностей, моделей потребительско- го поведения, удовлетворенности ассортиментом и качеством товаров и услуг. Исследование проводилось в 2016 г. на выборке свыше 1000 человек в гг. Москва и Владимир в рамках проекта «СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (КАТЕГОРИЯ «50+»): ПОТРЕБНОСТИ. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ. МОДЕЛИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ВЗА- ИМОДЕЙСТВИЕ С БИЗНЕСОМ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ». При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.