Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

CHANGES OF MORPHOLOGICAL PARAMETERS OF BLOOD AND SOME FEATURES OF BEHAVIOR OF RODENTS AND CARNIVOROUS, INFECTED WITH NEMATODES

Mutoschvili L.R. 1 Zhanova O.B. 1 Chasovskikh O.B. 1, 3 Okulova I.I. 2, 1 Berezina Y.A. 2 Beltukova Z.N. 2 Kokorina A.E. 2, 3
1 Medical University Kirov Medical Academy Russian Ministry of Health
2 Russian Research Institute of Game Management and Fur Farming RAAS
3 Of the Vyatka state agricultural Academy
1862 KB
To study the prevalence of nematodosis in the Kirov region, the coproovoscopic investigations of domestic carnivorous and caged fur-bearing animals, rodents and laboratory animals have been conducted. The blood of carnivorous from fur farms and laboratory animals of the Kirov region were tested. Blood tests of carnivorous and rodents were performed by standard hematological, crystalloscopic using for the medical and biological analysis the software West Medica Produktions- und Handels- GmbH. Helminth eggs in feces of carnivorous end rodents were examined by the flotation method of Fuelleborn before and after dehelmintization with tetramisole using the group method. During the coproovoscopic examination the eggs of nematodes were found in fecal samples. Toxocara eggs were found in feces from all animals in the fur farm (polar fox, silver-black and red fox, raccoon dogs); in mustelides no Toxocara eggs were found. Some morphological and functional features and a number of indicators in helminth-infected and healthy rats, in experimental models (forced swimming and behavior in the open field) were also studied.Toxocarosis is the most dangerous nematodosis The anthilmintic has a therapeutic effect but it is not high enough. However, the immune-hematological and physiological parameters approximated to normal values.
rat
fur-bearing animals
raccoon
red fox
arctic fox
blood serum
toxocara

Плотоядные и грызуны занимают прочно свою нишу в работе ветеринарной службы, причем с каждым годом увеличивается количество домашних животных и в том числе декоративных грызунов. Все большее количество ветеринарных специалистов вынуждены интересоваться заболеваниями экзотических животных, ставших частыми пациентами ветеринарных клиник. Важное санитарно-эпидемиологическое значение имеют нематодозы как плотоядных, так и лабораторных и декоративных грызунов [4, 6]. При совместном их содержании с другими животными возможна инвазия гельминтами, характерными для грызунов и этих животных и человека, в связи, с чем важным аспектом изучения являются антропозоонозы [1-3;5, 7,8].

Цель исследований

Изучить изменения морфологических параметров крови и некоторые особенности поведения грызунов и плотоядных зараженных нематодами.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследований явились фекалии, кровь и сыворотка крови от лабораторных и декоративных грызунов (сем. Muridae, Zapodidae, Myocastoridae), а также от пушных зверей: енотовидной собаки, песцов и лисицы, принадлежащих зверохозяйствам Кировской области. Проводили как исследование фекалий, так и полное гельминтологическое вскрытие. Определяли количество эозинофилов. Выявление яиц гельминтов в фекалиях плотоядных (песцов, серебристо-черных и рыжих лисиц, енотовидных собак, норок) проводили методом флотации по Фюллеборну. Учет эффективности дегельминтизации осуществляли методом копроовоскопии фекалий до и через 10 дней после дачи антигельминтика, с использованием счетной камеры ВИГИС (Котельников Г.А., Мигачева Л.Д., 1987). Дегельминтизацию в случае обнаружения яиц проводили тетрамизолом групповым способом. При этом обнаружили различные виды нематод (сифаций, аспикулюрисов). У хищных пушных зверей обнаружили токсокароз и токсаскариоз. Также были изучены некоторые морфофункциональные особенности и ряд показателей у зараженных гельминтами и практически здоровых крыс, на экспериментальных моделях (принудительного плавания и поведения в открытом поле). Исследования крови проводили стандартными гематологическими методами с использованием программного обеспечения для анализа в медицине и биологии Vision Bio (Epi) west medical produktions-und Handels GmbH (Austria). Эксперименты на животных проводились с соблюдением биоэтических норм и правил в соответствии с Хельсинской декларацией.

Результаты исследования и их обсуждение

При исследовании грызунов наибольшее количество видов гельминтов мы обнаружили у лабораторных крыс, наименьшее у диких и декоративных. Однако в пробах фекалий от клеточных пушных зверей этот показатель возрастал до 95,5 % и через несколько дней после плановой дегельминтизации он снижался, у дегельминтизированного поголовья до 92,2 %. Яйца токсокар находили в фекалиях большинства видов животных зверохозяйства (песцы, серебристо-черные и рыжие лисицы, енотовидные собаки) (таблица).

Эффективность дегельминтизации клеточных пушных зверей при токсокарозе «критический тест»

вид животного

количество яиц гельминтов в 1 г фекалий,

до дачи препарата

через 30 дней после дегельминтизации

снижение числа яйц в гр. фекалий. %

песец (n = 5)

176,5 + 20,2

28,5 + 24,2

83,86

лисица (n = 5)

163,2 + 31,2

26,5 + 20,6

83,77

енотовидная собака (n = 5)

126,5 + 20,2

27,1 + 10,2

78,58

Однако количество яиц в гр. фекалий после дегельминтизации снизилось, как и некоторые гематологические показатели (абсолютное количество эозинофиллов) однако экстенсивность инвазии оставалась высокой (таблица) (рисунок, А, Б).

mut1a.tif mut1b.tif

А Б

Результаты исследования периферической крови лейкоцит. А – абсолютное количество лейкоцитов %. Б – абсолютное количество эозинофиллов, %

С целью выяснения степени влияния инвазий на гематологические показатели экспериментальных животных провели исследования периферической крови здоровых и спонтанно инвазированных гельминтами крыс, Е. собак, песцов и лис. При лабораторном исследовании крови гельминтозах у крыс до дегельминтизации было выявлено повышение эозинофилов от 5,0 ± 0,6 до 17,73 ± 2,72 в зависимости от сезона года. Количество эритроцитов уменьшилось от 6,94 ± 0,17 до 4,97 ± 0,22, количество гемоглобина уменьшилось от 125,3 ± 2,00 до 80,0 ± 27,9 и лейкоцитов 16,0 ± 1,2 до 21,3 ± 2,0 увеличилось. При исследовании сыворотки крови у песцов выявляли от 10 % до 15 % эозинофилов, у лисиц – от 13 % до 17 %, у енотовидной собаки – от 11 % до 13 % (рисунок). У всех опытных животных после дегельминтизации наблюдали снижение до 7-11 % у песцов, до 7-10 %, у енотовидной собаки, до 7-14 % у лисиц (рисунок).

По результатам проведенных на светомикроскопическом уровне и на фиксированных препаратах, наших исследований, установлено, что у крыс, Е. собак, лисиц и песцов, клеточные структуры периферической крови варьируют. Таким образом, исследование крови крыс в динамике показали, что под влиянием паразитарных антигенов существенно изменяется морфологический состав крови. Все эти показатели находятся в прямой зависимости от интенсивности инвазии.

С целью изучения влияния гельминтов на поведение животных нами были исследованы особенности «поведения крыс в открытом поле». Тест заключается в количественном измерении компонентов поведения животного в новом открытом пространстве. Крыс помещали в центр «Открытого поля» и засекали время выхода из центрального квадрата. Как известно, в «Открытом поле» у крыс проявляется, защитно-оборонительная реакция. Эмоциональный статус животного оценивали по числу болюсов. Подсчитывали число пересеченных квадратов как показатель горизонтальной двигательной активности, число вертикальных стоек – показатель вертикальной двигательной активности, число дефекаций и уринаций, рассчитывали сумму дефекаций и уринаций. Определяли время реакции замирания, время реакции обнюхивания и время грумминга. Проверку результатов на нормальное распределение. Так как значения времени грумминга, числа дефекаций и уринаций не подчинялись закону нормального распределения, сравнение их средних проводили с помощью критерия знаков. В итоге изменений в поведении у спонтанно зараженных грызунов не зафиксировали. При исследовании физиологии поведения крыс методом принудительного плавания, проводили рандомизацию животных по устойчивости к физической нагрузке. Каждое животное по одному самцу помещали в цилиндр с водой, диаметром 18 см, высотой 40 см, т.е. достаточного размера для того, чтобы крысы в нем могли свободно плавать. Температура воды поддерживается в пределах + 29- + 30 °С. Плавание осуществляли с грузом.

В ходе эксперимента изучалось поведение крыс и выяснилось, что каждое животное совершало движения в различных направлениях, сочетания этих движений разнообразны: были серии пробежек вдоль стенки ОП и только потом – различные повороты и наоборот. Наибольшие различия в группах здоровых и инвазированных крыс отмечены в группе экспериментального моделирования. Крысы, у которых был зарегистрированы гельминтозы, показали меньшую продолжительность плавания (здоровые крысы плавают с 10 % грузом от массы тела более 12 минут, крысы умеренно инвазированные гельминтами плавали 7,5 ± 3 минуты). Отмечали увеличение ЧДД и пульса после принудительного плаванья: у здоровых крыс пульс выше на 5 % и на 8 % дыхание, у заражённых крыс после принудительного плавания пульс возрастал на 7,5 %, а дыхание 11,5 %, что свидетельствует о напряжении систем, обеспечивающих гомеостаз. В связи с тем, что адаптационные резервы снижены у животных, инвазированных гельминтами, происходят изменения функций ряда органов и систем и это приводит к искажению результатов экспериментальных исследований в области биологии и медицины, а нередко делает невозможным проведение эксперимента. Учитывая вышесказанное, необходимо комплексное исследование животных, которых планируется использовать в экспериментах и надлежащих размножению. При выявлении гельминтозов проводить своевременную дегельминтизацию и карантинирование. Только в этом случаи возможно адекватной оценки эксперимента и предотвращения заражения человека гельминтами.

Заключение

Таким образом, необходимо больше внимания уделять гельминтозам грызунов, их распространению, лечению и профилактике. Организационно-хозяйственные мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний грызунов гельминтозами, заключаются в обеспечении соответствующих условий кормления и содержания. Необходимо проводить обучение работников вивариев, магазинов и биостанций. Информировать владельцев животных о болезнях домашних питомцев, а студентов и школьников о технике безопасности при занятиях с лабораторными животными. Рекомендовали проводить своевременную обработку инвентаря дезрастворами (5 % растворами хлорной извести или лизола, достаточно эффективен 0,3 % раствор азида натрия); обеспечить чистоту вивариев, ограничить использование деревянных клеток, навоз обезвреживать биотермический с добавлением 0,3 % раствора азида натрия [1-3], уничтожающего яйца гельминтов, но в отличие от других дезинфектантов не вызывающего почвенной катастрофы, и проводить своевременную дезинсекцию. При вводе в виварий или подворье нового поголовья рекомендовали проводить 30 дневное карантинирование с 2 кратным гельминтоовоскопическим исследованием по методам Фюллеборна и Калантарян. Соблюдать принцип – все-пусто; все-занято. Проводить полное гельминтологическое вскрытие всех павших животных. Перед вывозом животных из вивария для проведения исследований на кафедрах необходимо подвергать их паразитологическим обследованиям [6, 8].