Первое десятилетие ХХ в. ознаменовалось важными событиями в научной жизни экономико-географического сообщества. Во-первых, в 2008 г. впервые в истории, Нобелевская премия по экономике была присуждена экономисту Полу Кругману «За анализ структуры международной торговли и размещения хозяйственной деятельности», что институционализировало среди экономистов «новую экономическую географию» как науку о принципах и моделях размещения. Во-вторых, подтверждением значения географии в условиях современной России стала реорганизация Русского географического общества, председателем которого был избран министр по чрезвычайным ситуациям С.К. Шойгу, а председателем попечительского совета премьер-министр РФ В.В.Путин. Однако стоит заметить, что пока оба эти важные события никак не отразились на содержании профессиональной подготовки студентов.
Существующая в нашей стране практика составления программ и стандартов высшего образования не включает дисциплины образовательной области «география» в число базовых, обязательных для изучения предметов. В этом же русле, к большому сожалению, следуют и проекты новых стандартов 3-го поколения по направлениям подготовки. «Экономическая география» (и тесно связанные с ней «Экономика природопользования» и «Региональная экономика») как дисциплина «пропала» из федерального компонента стандартов подготовки по направлениям «экономика» и «менеджмент», вступающих в силу в 2010 учебном году. Предметы образовательной области география остались в только стандартах подготовки географов, регио-новедов, и в небольшом объеме - в подготовке бакалавров по туризму. Совершенно очевидно, что недостаточный учет пространственной составляющей экономического развития проявляется не только в программах подготовки специалистов, в публикациях научного сообщества, но и в практической жизни. Причины этого заключаются, на наш взгляд, в незнании составителями стандартов предмета и географических методов исследования, и возможностей, которые экономическая география предоставляет для формирования профессиональных компетенций будущих экономистов. В первую очередь, речь идет о знании реалий мировой политики, размещении религий и народов, территориальный спорах и самопровозглашенных государствах, выявлении проблем регионального неравенства, методике выявления проблемных районов, о методах региональной политики, выборе наиболее рационального местоположения для хозяйствующих объектов, о проблемах оптимального использования ресурсной базы экономики, в том числе с использованием современных геоинформационных систем и методов научного исследования неогеографии. И все эти важные для формирования общекультурных и профессиональных компетенций проблемы оказываются за пределами знаний студенческой молодежи.
Особенно актуальной является необходимость изучения экономической географии в вузах в настоящее время, когда в экономические вузы пришли студенты, сдававшие ЕГЭ по об-ществознанию, а не по географии, как это было традиционно. Отсутствие серьезной географической подготовки у будущей интеллектуальной элиты чревато самыми серьезными последствиями для нашей огромной и исключительно разнородной страны, где проблемы регионального развития уже приобрели драматическую остроту. Поэтому в экономических вузах и на экономических факультетах, где существует адекватное понимание руководства значимости пространственной составляющей в экономическом образовании, как правило, курсы «Экономическая география», «Региональная экономика» и «Экономика природопользования» уже введены в учебные планы.
Экономическая география есть наука по самому существу своему комплексная, обладающая весьма широким охватом. Она должна выступать как база, фундамент для всех дисциплин экономического профиля. Именно поэтому преподавание ее на начальных курсах вузов, в том числе экономических, по нашему глубокому убеждению, является необходимым. Таким образом, вопрос о возобновлении преподавания дисциплин экономико-географического профиля в высшей школе при получении экономического образования должен быть поставлен со всей серьезностью. Для подавляющего большинства специалистов этот курс останется на всю жизнь основным багажом по части знаний географии мирового хозяйства, собственного государства и других стран мира. Потребность в этом знании будет с каждым годом расти, а не сокращаться.
Безусловно, отрадным является тот факт, что все чаще ученые-экономисты сосредотачивают свой поиск на парадигме пространства. В работах Э.Г. Кочетова геоэкономика характеризуется как учение о технике национального оперирования в геоэкономическом пространстве в целях своевременной перегруппировки сил для выхода на наиболее благоприятные условия формирования и распределения мирового дохода.
При всем многообразии научных взглядов, суждений и оценок относительно состояния современного мира и глобальных социо-экономических тенденций все исследователи (географы, экономисты, социологи, политологи и др.) сходятся на том, что система мирового хозяйства за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Все это говорит о новом качестве мирохозяйственной системы, развивающейся в настоящее время в условиях глобализации. Изменяются субъекты мирохозяйственного взаимодействия, растет их число. Наряду с национальными государствами ими ныне являются перешагнувшие национальные границы «производственно-инвестиционные комплексы» или транснациональные корпорации (ТНК), международные организации (такие как МВФ, Всемирный банк, ЮНЕСКО, ФАО, МОТ, ВТО и др.), различные региональные организации, институциональные инвесторы (пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании), неправительственные организации (всевозможные социальные движения и т.п.) и интеграционные группировки.
Изменения в мирохозяйственной системе напрямую связаны с новой ролью финансовых рынков, от состояния которых экономическое положение любой страны зависит не меньше, чем от состояния реального сектора. Международный финансовый капитал стал чрезвычайно мобильным. Бурное развитие средств связи привело к формированию общемирового экономического, финансового, информационного, телекоммуникационного пространства. Все это говорит о новом качестве мирохозяйственной системы, где взаимодействие мирохозяйственных субъектов становится все более тесным и многогранным.
Об этом в частности свидетельствует современный мировой финансово-экономический кризис, отразившийся на хозяйстве всех государств мира без исключения. При этом, несомненно, должна возрасти роль экономической географии, которая изучает все многообразие условий функционирования мирового хозяйства. Безусловно, перспективен союз географии с комплексом других наук, так как вопросы, касающиеся мирохозяйственной проблематики, необходимо рассматривать в непосредственной связи с широким кругом проблем экономики, политики, философии, истории, географии и культуры.