Сегодня в области фармации, фармакологии, хирургии, военно-полевой хирургии и травматологии отсутствует специально разработанное лекарственное средство, предназначенное для безболезненного и бескровного удаления высохших окровавленных бинтов, прилипших к ранам, а также для отбеливания раны и кожи вокруг нее [4,7,10,11]. В роли лекарства повсеместно применяется вода из-под крана, теплая кипяченая вода, вода с фурацилином, вода с перекисью водорода или с перманганатом калия.
Недостатком используемых растворов является узкая сфера применения, низкая безопасность, эффективность и точность. Дело в том, что они не предназначены для экстренного безболезненного и бескровного удаления высохших окровавленных бинтов, прилипших к раневой поверхности, а также они не предназначены для отбеливания раны и кожи вокруг нее. Вследствие неопределенного состава и неопределенных концентраций ингредиентов эти растворы в некоторых случаях могут оказаться недостаточно активными, поэтому при введении их на окровавленные бинты, высохшие и прилипшие к ране, у некоторых пациентов сохраняют высохшую кровь в бинтах. При этом бинты остаются крепко прилипшими к поверхности раны более 20 минут после начала взаимодействия и размачивания. В других случаях какие-то растворы могут оказаться с очень высокой физико-химической агрессивностью, поэтому у некоторых пациентов могут полностью разрушить корочку, состоящую из свернувшейся крови, покрывающую собой рану, и открыть рану. При этом у некоторых людей в некоторых участках повязки, состоящей из бинтов, покрывающих рану, вода и другие используемые сегодня растворы могут просочиться сквозь бинт вплоть до поверхности тела пациента и поверхности раны, где начинают оказывать местное раздражающее действие. Это вызывает локальное воспаление тканей в раневой поверхности, которое сопровождается появлением локальной болезненности. Появление боли вызывает чувство страха, нервного напряжения у пациента и желание поскорее завершить процедуру снятия бинта с раны. В этих условиях медицинский работник иногда идет навстречу желанию некоторых пациентов и начинает удалять бинт, не дожидаясь полного размачивания крови и отклеивания бинта от раны. Причем, для удаления приклеенного бинта медицинский работник насильно отрывает его от раны, и в этих условиях бинт отрывается от раневой поверхности вместе с высохшей кровью и грануляционной тканью. Вследствие этого рана получает повторное повреждение, которое вызывает кровотечение и еще большую боль. Все это вызывает необходимость в наложении новой повязки на кровоточащую рану, и процесс заживления раны затягивается [1,4,5,6].
Помимо этого, чувство боли вызывает у некоторых пациентов чувство страха перед предстоящей процедурой санации раны и многие из них отказываются затем от повторной санации [6].
В то же время, в последние годы появились сведения о том, что кровь и следы крови на одежде, в тканях тела человека, в частности, кровоподтеки, могут быть «уничтожены» с помощью так называемых отбеливателей кровоподтеков или отбеливающих средств [2,3,7,10,11].
Парадоксально, но факт: официальная медицина до сих пор не признает кровоподтеки, сгустки и пятна сухой крови как отдельные болезни, требующие лечения отдельными лекарственными средствами [2,8]. В этих условиях сделанные ранее предложения о разработке специальных лекарств для обесцвечивания крови, кровоподтеков и следов крови, а также для растворения сгустков крови и густого и липкого гноя остались незамеченными [7,10,11].
Целью исследования явилась разработка разрыхлителя сгустков и пятен сухой крови.
Материалы и методы исследования
Нами в лабораторных условиях был воспроизведен процесс размачивания и отделения бинтов с высохшей кровью от раневой поверхности. Для этого были использованы стандартные медицинские бинты, сложенные в 8 – 16 слоев для придания вида тампона и уложенные на картонки, после чего каждый тампон заливался бычьей кровью в объеме 2 мл. Картонки с кровавыми бинтами были помещены на теплую поверхность и хранились при температуре +37°С на протяжении 24 часов. После этого было подтверждено полное высушивание крови, наличие твердости бинтов и плотное приклеивание их к картонкам. Такие картонки с прилипшими к ним тампонами из бинтов, пропитанных бычьей кровью, были использованы для исследований.
Исследовалось местное действие средств при температуре +37° С. Каждое средство вводилось в объеме по 5 мл в отдельный тампон. Каждое исследование проводилось в отдельной серии на 5 тампонах. При этом в область окровавленных тампонов в первой серии опытов была введена кипяченая вода, во второй серии – раствор перманганата калия светло-розового цвета, в третьей серии – раствор 0,5 % лидокаина гидрохлорида, в четвертой серии – раствор 3 % перекиси водорода и 10 % натрия гидрокарбоната, в пятой серии – раствор 0,7 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида, в шестой серии – раствор 0,75 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида, в седьмой серии – раствор 1 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида, в восьмой серии – раствор 1,1 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенных исследований обнаружено, что кипяченая вода, раствор перманганат калия слабо-розового цвета и раствор 0,5 % лидокаина гидрохлорида не обладают быстрым разрыхлительным, моющим и отбеливающим действием на окровавленные бинты. Раствор 3 % перекиси водорода и 10 % натрия гидрокарбоната обладает чрезмерно высокой пенообразующей и растворяющей активностью, которая сопровождается активным разбрызгиванием брызг кровавой пены и завершается полным растворением всех сгустков крови под местом расположения бинта [9]. Растворы 0,7 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида обладают недостаточной моющей и отбеливающей активностью. Растворы 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида, дополнительно содержащие перекись водорода в диапазоне концентраций 0,75 – 1 % обладают достаточно эффективной, но безопасной пенообразующей, отбеливающей и отклеивающей активностью, а повышение в указанном растворе перекиси водорода до концентрации 1,1 % придает раствору агрессивную пенообразующую активность, которая проявляется в некоторых тампонах разбрызгиванием брызг по сторонам бинта.
Таким образом, установлено, что водный раствор 0,75 – 1 % перекиси водорода, 1,2 % натрия гидрокарбоната и 0,5 % лидокаина гидрохлорида обладает наибольшей эффективностью разрыхления сухой крови и отклеивания тампонов, приклеенных высохшей кровью к поверхности картонок. При этом показана высокая эффективность данного средства в отбеливании крови и окровавленных тампонов. Поэтому данный препарат был назван нами «Отбеливающий разрыхлитель сухой крови».
Полученные нами результаты, свидетельствующие о возможности быстрого отбеливания и разрыхления высохшей крови, отражены на фотографиях (рисунок).
Динамика отбеливания и разрыхления высохшей бычьей крови в окровавленных бинтах под влиянием однократно введенного отбеливающего разрыхлителя сухой крови: а – тампон с высохшей кровью перед введением изобретенного средства; б – сразу после введения изобретенного отбеливающего разрыхлителя в тампон с высохшей кровью; в – через 10 секунд после введения средства; г – через 25 секунд после введения отбеливающего разрыхлителя; д – через 40 секунд; е – через 45 секунд
Следовательно, предложенный нами отбеливающий разрыхлитель сухой крови может быть применен для быстрого размачивания бинтов с высохшей кровью и одновременно с этим – для быстрого и безопасного отклеивания их от поверхности тела пациентов и ран. Это расширяет сферу применения и повышает эффективность средства.
Проведенный нами анализ полученных результатов, сравнение их с прототипом и аналогами позволил оформить заявку на выдачу патента на изобретение (Заявка RU № 2016139814 от 10.10.2016).
Благодарим профессора А.Л. Уракова за плодотворное научное руководство данным исследованием.