Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

no name 1 no name 1
1

В настоящее время во всех индустриально развитых странах отмечается постоянный рост ожогового травматизма. [1] При этом в большинстве случаев термические травмы сопровождаются развитием ожоговой болезни, что значительно осложняет прогноз и требует от сотрудников бригад скорой помощи основательных знаний и навыков в диагностике и лечении ожогового шока [2]. Со времени открытия в Краснодаре ожогового отделения на базе краевой клинической больницы №1 произошли положительные изменения в тактике и преемственности лечения больных с термическими поражениями. Современные стандарты и алгоритмы оказания помощи обожжённым  успешно используются в условиях стационара. В то же время сотрудники бригад скорой помощи,  постоянно находящиеся в условиях дефицита времени, зачастую действуют непоследовательно, при оказании первой врачебной помощи ограничиваются внутримышечным  введением наркотических или ненаркотических анальгетиков, наложением повязок, в лучшем случае с антисептиками, и быстрой доставкой пострадавших в ожоговое отделение. В связи с резким увеличением транспортных потоков на улицах города, сроки доставки пациента в ожоговый центр за последние 20 лет возросли с 40-50 мин. до 1,5 – 2 часов от момента получения травмы, что, естественно, потребовало значительного расширения объема помощи данной категории больных на догоспитальном этапе.

С появлением травматологических бригад, на центральной подстанции стали проводится занятия с врачами и фельдшерами, и качество лечения на догоспитальном этапе несколько улучшилось. Однако, в настоящее время, диагностикой площади и глубины ожогов владеют не все врачи и фельдшера, поэтому говорить о хорошем качестве лечения пациентов с ожогами на догоспитальном этапе весьма сложно. Для оптимизации результатов лечения больных бригадами скорой помощи предложен алгоритм работы: тяжесть ожогового шока определяли по  индексу Франка (ИФ). Площадь ожоговой поверхности рассчитывалась по методу А.Уоллеса (правило «девяток»). Глубину ожога ориентировочно оценивали по данным анамнеза и визуальной оценки ожоговой поверхности.  По результатам вычисления ИФ выделяли 4 степени тяжести шока: легкую, средней тяжести, тяжёлую и крайне тяжелую.

 Неотложные мероприятия проводились в определённой последовательности:

  1. Парентеральное введение наркотических или ненаркотических анальгетиков (кеторолак, кетонал). Хорошо зарекомендовало себя у обожжённых больных внутривенное введение натрия оксибутирата в дозировке 100 мг/кг, дроперидола 2-3мл.
  2. Катетеризация магистральной вены, при необходимости через обожжённую поверхность, начало инфузионной терапии.
  3. Наложение повязок с анальгезирующими мазями типа левосин, 0,5% растворами новокаина или лидокаина с антисептиками при ограниченных ожогах, и особенно важно это у детей. Обертывание стерильной простыней при обширных ожогах.
  4. Инфузионная терапия проводилась из расчета 10-15 мл/кг массы тела. Использовалось сочетание коллоидных, кристаллоидных растворов и растворов глюкозы с инсулином. Из коллоидов  предпочтение отдавалось реополиглюкину, из кристаллоидов – полиионным растворам типа Хартмана. Коррекцию ацидоза проводили вливанием 5% р-ра соды от 150 до 300 мл в зависимости от тяжести шока. В случае тяжелого  шока в мочевой пузырь устанавливался катетер с целью контроля функции почек и эффективности проводимой инфузионной терапии.
  5. Медикаментозное лечение включало: в/венное введение эуфиллина (2.4% 10 мл), преднизолона или дексаметазона в терапевтических дозах.
  6. Постоянно проводился мониторинг работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Кислородотерапия осуществлялась всем пострадавшим. В случае декомпенсации дыхания пострадавшие переводились на искусственную вентиляцию лёгких (ИВЛ).
  7. Диспетчер подстанции скорой помощи информировался по рации о транспортировке тяжелого больного с просьбой передать информацию в ожоговый стационар, по мобильной связи информация передавалась дежурному комбустиологу. Пациенты госпитализировались в реанимационное отделение ожогового центра,  минуя приёмное отделение, что особенно актуально при массовом поступлении пациентов с ожогами.

Совершенствование тактики, отработка алгоритма оказания помощи на догоспитальном этапе, выработка преемственности положительно сказались на результатах лечения пострадавших с ожоговой травмой в Краснодарском ожоговом центре:

1. Значительно снизилась летальность

2. Сократилась длительность и уменьшилась тяжесть ожоговой болезни

3. Появилась возможность выполнять высокотехнологичные операции у данной категории больных в ранние сроки после ожоговой травмы.