Общеизвестно, что в образовательной деятельности взаимодействуют два субъекта, две личности: учитель и ученик. Поэтому осознание учителем личностных качеств, присущих каждому из обучающихся, весьма важно для результата образовательного процесса. Как пишет М.В. Озирная: «Поскольку ученик это личность, он способен активно-сознательно, преднамеренно или неосознанно и непроизвольно – влиять на ход общения и воздействовать тем самым на отношение к нему педагога. Поэтому необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать значимость личности учащегося» [2]. Далее ученый отмечает: «Складывается наиболее желательная форма общения, основанная на уважении к ученику, на готовности принять все положительное, что вносит ученик. Весь путь обучения они проходят вместе под руководством педагога, взаимно обогащаясь. Причем здесь самостоятельность ученика, поощряемая педагогом, способствует формированию творческой исполнительской индивидуальности» [2].
Классифицировать человеческое бытие на категории – вовсе не цель психологической типологии, – заявляет Дарэл Шарп, – это само по себе было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и делать осмысленным представление эмпирического материала. Перво-наперво, это критический инструментарий для исследователя, который нуждается в определенной точке зрения и руководстве, если он собирается приуменьшить хаотическое изобилие индивидуальных переживаний и придать всему этому некоторый порядок [5].
В педагогике разработаны разные классификации психологических типов субъектов образования: по Юнгу, по типам темперамента, по сложившимся характерологическим проявлениям личности и т.п. [3] Эти классификации универсальны, и на их основе педагогами-практиками разрабатываются более узкие классификации, к конкретным педагогическим ситуациям, в том числе адаптированным для учителей-предметников. В статье мы предприняли попытку создания подобной классификации для учителей литературы.
В литературе мы привыкли мыслить образами, объединенными в группы по ряду типичных признаков: тип маленького человека, тип лишнего человека, тип Татьяны Лариной, тип тургеневской девушки, тип Настасьи Филипповны, тип Сонечки Мармеладовой и т.д. Несмотря на литературность, эти типы вырабатывала сама жизнь, а писатели «схватывали», обобщали и художественно перерабатывали, даря миру картину жизни в типичных образах. Со временем они становились стереотипными. Не это ли происходит в реальности, в практике учителя?
Улавливая в ученике набор определенных черт, педагог бессознательно относит его (ее) к тому или и ному типу и работает с ним, учитывая типологические особенности. Варианты таких типов, с одной стороны, весьма различны (в зависимости от типа мышления, образования, опыта, начитанности и т.п.), с другой стороны, в них ощущается единая логическая основа: попытка классифицировать, систематизировать человеческий материал с точки зрения его отношений с миром на бытовом, социально-историческом и онтологическом уровнях.
Известный американский психолог, психиатр Джин Шинода Болен, доктор медицины, юнгианский аналитик и профессор Калифорнийского университета, член правления Фонда для женщин, колумнист журнала «Новые реальности» разработала теорию о семи архетипах – могучих внутренних схем, объясняющих различия между женщинами. Она представила их под именами древнегреческих богинь, персонифицировавших определенные жизненные и природные явления: Артемиду, Афину, Афродиту, Гестию, Геру, Деметру, Персефону [1].
В ходе попытки проверить, «работают» ли эти архетипы не только в жизни, но и в педагогическом творчестве, попытки поверить алгеброй этих архетипов гармонию педагогического мастерства, попытки спроецировать сложные характеристики этих богинь на педагогические ситуации, выяснилось, что каждый из этих архетипов олицетворяет совершенно конкретный, обнаруживающийся в практике любого педагога тип, построенный на комплексе постоянных характеристик, свойственных Боленовским «богиням»: целеустремленной и активной Артемиде, умной и властной Афине, любвеобильной и обаятельной Афродите, преданной и ревнивой Гере, отрешенной и гармоничной Гестии, заботливой и воспитывающей Деметре, юной и пассивной Персефоне. Эта классификация универсальна и практикоориентирована: она может применяться в практике работы педагога, филолога, журналиста [4], любого специалиста, работающего с людьми.
Попытаемся проследить, как психологические архетипы женщин, описанные Джин Шинода Болен, находят отражение в реальной практике учителя литературы, которому близки названия этих типов, происходящих из мира античной мифологии.
Артемида
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Старшая сестра, Первая среди подруг, Сестра, Соперница, Феминистка. Характерные черты этого типа: независимость женского духа, чувство соперничества, умение достичь цели. Недоступна, безжалостна, презирает слабость. Ей свойствен интерес к дикой природе, ночи, луне – это дает ей энергию. Главное в Артемиде – умение сосредоточиться на поставленной цели и достичь ее.
В ученическом коллективе «Артемида» выступает, как правило, спортсменкой или отличницей, ориентированной на достижение определенных ею целей. Она всегда достигает заметных успехов в самых разных соревнованиях и конкурсах. Она олицетворяет независимость женского духа и презирает слабость. В образовательном процессе раскрываются ее умение сосредоточиться на одной цели и обязательно достичь ее.
В «Артемиде» всегда присутствует уверенность, напористость, спортивный или бойцовский характер. Победительница, она владеет ситуацией, всегда спокойная, чуточку властная. В общении с людьми она предпочитает дружеские сестринско-братские отношения, и всегда окружена подругами. Учеба для нее всегда является воплощением цели, к которой героиня стремится. Из этого вытекают акцентированные черты характера: целеустремленность, независимость, храбрость, активность, умение добиваться своего, идя напролом.
Афина
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Умная советница, Интеллектуалка, «офисная жена». Болен считает Афиной Жаклин. Кеннеди, этот архетип живет умом и действует целенаправленно. Она коварна, безэмоциональна и успешна в науке. Ее отличает рациональное отношение к миру. Выбирает только успешных мужчин, становится их помощницей. В жизни ее характеризуют как «Мужика в юбке», поскольку для нее важна завершенность дела, результат. Умение ясно мыслить в любой ситуации, сохранение хладнокровия как основа победы – сильная сторона этого архетипа.
В ученическом коллективе «Афина» всегда мощный лидер. Независимая, она живет своим умом и действует целенаправленно, руководя классом. В ее образе присутствуют черты маскулинности: сила, активность, независимость. Напористость, независимость, умение подавлять и подчинять окружающих своим задачам. Уверенная в себе и успевающая. Главное для нее – личные достижения.
Не любит говорить о себе, и почти не раскрывается, ее речь посвящена делу, которому она служит. «Афине» сопутствует успех, она выбирает успешных партнеров и помощников. В текстах подчеркиваются ее рациональность и отсутствие эмоций, акцентируется ее умение держать себя в руках и ясно мыслить в любых ситуациях.
Афродита
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Любовница, Искусительница, Блудница, Возлюбленная. Художественная натура, она мечтательна и романтична, способна к эстетическим переживаниям. Ее задача – выполнение творческой, а не порождающей функции. Обладает личным магнетизмом Сильные стороны – развитые чувства, умение любить, вызывать любовь и наслаждаться своим телом. Обаяние – главная черта Афродиты.
Ее роль в жизни класса не определена, она может увлекаться чем угодно, но чаще всего это творчество (любой вид искусства). Мечтательная, романтичная, способная к ярким эстетическим переживаниям, она занимается только тем, что ей интересно, и делает это качественно.
Афродита связана с заботой о внешности и вопросами красоты и молодости.
Гера
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Жена, Супруга, Великая госпожа и – «злая сварливая баба». Эта «Миссис» всегда неуверенная, сомневающаяся и ревнивая. У нее нет близких подруг. Ее жизненная цель – брак, любовь и замужество –синкретичны. Учеба является вспомогательным аспектом в жизни. Мысли о будущем муже всегда остаются центром ее жизни. Сильная сторона ее личности – сохранение верности обязательствам.
Она старательно готовится к роли примерной жены и домохозяйки, у которой все готово к приходу мужа с работы, она учится быть примерной хозяйкой и хранительницей семейного очага. «С детства мечтала о замужестве», – это замечание определяет «Геру».
Из этого вытекают следующие черты характера, присущие этому типу, лучшие качества: преданность, сохранение верности обязательствам. Но, сильная личность, она может стремиться подавлять, и тогда ее характер приобретает черты ревнивого угнетателя, реже – угнетаемой. Иногда «Гера» изображается как жертва, но не такая явная и откровенная, как Персефона.
Гера проявляется в материалах дидактического характера, раскрывающих «секреты» благополучных отношений мужчины и женщины, основанных на уступках женщины, на принесении ее интересов в жертву мужскому благополучию и, как следствие, привязанности.
Гестия
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Жрица, Хранительница, Мудрая, погруженная в себя и растворенная во времени («время карос»), она обретает внутренний покой во время домашних дел. Ее называют «Тетушкой». Зачастую религиозная, она совершает путь к духовному Центру. У нее повышена потребность в защите, убежище и стабильности. Сильной стороной являются умение сохранять мир и безмятежность.
Погруженная в себя, медитирующая, мудрая, выраженный интроверт, «Гестия» излучает умиротворение и спокойствие. Ее отличают подчеркнуто гармоничное отношение к миру, склонность к религиозности, повышенная необходимость в убежище и стабильности. Безмятежная и миролюбивая, она как будто растворена во времени. По своей сути она – хранительница очага (чаще всего это дом, но может быть и храм, и школа, и т.п.), для которой главное – душа. Событий в ее жизни маловато, но она чувствует себя личностью одинокой и исключительной.
«Гестия», как правило, очень добрая, щедрая, ласковая и заботливая, слегка «не от мира сего», но весьма очаровательная в своей отрешенности от суетного мира. Гармония, характеризующая ее, проявляется во всем, что ее окружает: ухоженность, порядок и опрятность во внешности, в душе, в квартире, в жизни. Независимая и самодостаточная, равнодушная к общественной жизни, «Гестия» очень редко бывает активисткой в классе.
Деметра
Джин Шинода Болен назначает единственную роль для этого типа: Мать. В ней очень развиты материнский инстинкт и неодолимая тяга к материнству (беременность и воспитание). Великодушная, щедрая, заботливая, она взращивает и питает. Скорее, «обнимающая», чем сексуальная. Не способная отказывать, гостеприимная, терпеливая и великодушная, она всегда и во всем хорошая мать.
Выраженный материнский инстинкт – основа этого типа. «Деметра» окружена питомцами: младшими детьми, подопечными, животными, их благополучие лежит в сфере ее внимания и интересов. Ее характерные черты: заботливость, великодушие, щедрость, умение быть хорошей наставницей. К ней тянутся дети, они не совершают ошибок и успевают всюду. Самая подходящая для нее роль – вожатая.
Персефона
Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Дева, Дочь. Мамина дочка, она вечно юная, податливая в поступках, пассивная в отношениях. Ее отличают неумение принимать решения, переложение ответственности на других, экстрасенсорные способности. В ней сочетаются сексуальность и наивность, умение оставаться открытой и восприимчивой.
Действительно, это мамина дочка, наивная, юная и беспомощная. Пассивная и нерешительная «приспособленка», она только лишь наблюдает за тем, как кто-то или что-то влияет на ее жизнь. Без определенных целей, погруженная в мечты и предчувствия, она живет мыслями и достижениями окружающих людей, как чеховская Душечка. Ее отличает нетребовательное, снисходительное отношение к миру: Податливая, Персефона, как правило, находится под влиянием других людей и плывет по течению жизни, позволяя обстоятельствам вершить судьбу. Благо, если она попадет под влияние учителя, а не улицы.
Их мир – родные стены и стабильность, без них героиня испытывает сильнейший дискомфорт и способна пожертвовать учебой ради домашнего уюта и чувства защищенности.
Открытая, гибкая и восприимчивая, она воплощает юность, и часто выглядит моложе своих лет. Рядом с подчеркнуто слабой Персефоной часто можно увидеть сильного спортивного мальчика – спутника и защитника, контролирующего ее жизнь. От обаятельной Афродиты Персефону отличает девичья невинность и беззащитность, вызывающие у противоположного пола «отцовское» желание заботиться о ней.
Описанные архетипичные образы складываются в группы в зависимости от форм и степени участия героинь в социальных отношениях.
По степени активности жизненной позиции образы объединяются в три группы:
• девочки с активной жизненной позицией, с осознанными целями и задачами общественной жизни и карьерного роста (Афина, Артемида);
• довольно активные ученицы, чья сфера деятельности ограничена личными интересами или семьей (Гера, Деметра, Афродита);
• пассивный тип девочки, отгородившейся от реальности, предпочитающей покой и безмятежность (Гестия, Персефона).
По степени вовлеченности в жизнь класса и школы образы объединяются в три группы:
• активисты и бесспорные лидеры в коллективе (Артемида, Афина);
• активисты и предпочитаемые в коллективе и любимые в семье (Афродита, Деметра, Персефона);
• погруженные в личные дела и переживания (Гера, Деметра).
• По отношениям с противоположным полом образы объединяются в три группы:
• соперничают с одноклассниками в борьбе за интересы (Артемида, Афина);
• используют мальчиков в личных интересах (Афродита, Гера);
• индифферентны (Гестия, Деметра, Персефона).
По степени самодостаточности и независимости образы объединяются в две группы:
• зависимые: Гера, Деметра, Афродита, Персефона;
• независимые: Афина, Артемида, Гестия.
Вышеописанные типы личности начинают проявляться в среднем звене, ближе к началу переходного возраста, и ярко выражаются в старших классах. Исходя из сильных и слабых сторон типа, учитель может легко выработать подходы и приемы для индивидуальной работы с представителем каждого типа для повышения эффективности процессов обучения и воспитания. Афину не заставить петь в школьном хоре, а Гере неинтересно учиться, – зная эти особенности, педагог легко скорректирует собственные подходы к выстраиванию взаимоотношений со своими подопечными.