Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

FROM ARTIMIS TO PERSEPHONE: 7 STEREOTYPES OF SCHOOLGIRLS

Sokolova E.A. 1 Shupletsova Y.A. 1 Yastremskaya Y.A. 1
1 Shadrinsk State Pedagogical University
Abstract. The article states 7 individual types of schoolgirls a teacher may meet while working at school. These types were classified according to the psychological characteristics-models created by Jean Shinoda Bolen, an American psychiatrist, Doctor of Medicine, a columnist of the magazine New Realities, Professor of the California University. The article characterizes the 7 types and states their features such as social roles, relation to life, values and priorities, character traits, strengths and weaknesses. The article offers the classification according to the social roles. These stereotypes do not change but they can be modified in accordance with the practical tasks performed by a teacher who uses this or that type in the educational process and chooses the methods of individual work with his students.
an individual type
a stereotype
an archetype

Общеизвестно, что в образовательной деятельности взаимодействуют два субъекта, две личности: учитель и ученик. Поэтому осознание учителем личностных качеств, присущих каждому из обучающихся, весьма важно для результата образовательного процесса. Как пишет М.В. Озирная: «Поскольку ученик это личность, он способен активно-сознательно, преднамеренно или неосознанно и непроизвольно – влиять на ход общения и воздействовать тем самым на отношение к нему педагога. Поэтому необходимо, чтобы педагог обладал достаточной чуткостью и умел видеть и правильно оценивать значимость личности учащегося» [2]. Далее ученый отмечает: «Складывается наиболее желательная форма общения, основанная на уважении к ученику, на готовности принять все положительное, что вносит ученик. Весь путь обучения они проходят вместе под руководством педагога, взаимно обогащаясь. Причем здесь самостоятельность ученика, поощряемая педагогом, способствует формированию творческой исполнительской индивидуальности» [2].

Классифицировать человеческое бытие на категории – вовсе не цель психологической типологии, – заявляет Дарэл Шарп, – это само по себе было бы довольно бессмысленным делом. Ее цель, скорее, обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и делать осмысленным представление эмпирического материала. Перво-наперво, это критический инструментарий для исследователя, который нуждается в определенной точке зрения и руководстве, если он собирается приуменьшить хаотическое изобилие индивидуальных переживаний и придать всему этому некоторый порядок [5].

В педагогике разработаны разные классификации психологических типов субъектов образования: по Юнгу, по типам темперамента, по сложившимся характерологическим проявлениям личности и т.п. [3] Эти классификации универсальны, и на их основе педагогами-практиками разрабатываются более узкие классификации, к конкретным педагогическим ситуациям, в том числе адаптированным для учителей-предметников. В статье мы предприняли попытку создания подобной классификации для учителей литературы.

В литературе мы привыкли мыслить образами, объединенными в группы по ряду типичных признаков: тип маленького человека, тип лишнего человека, тип Татьяны Лариной, тип тургеневской девушки, тип Настасьи Филипповны, тип Сонечки Мармеладовой и т.д. Несмотря на литературность, эти типы вырабатывала сама жизнь, а писатели «схватывали», обобщали и художественно перерабатывали, даря миру картину жизни в типичных образах. Со временем они становились стереотипными. Не это ли происходит в реальности, в практике учителя?

Улавливая в ученике набор определенных черт, педагог бессознательно относит его (ее) к тому или и ному типу и работает с ним, учитывая типологические особенности. Варианты таких типов, с одной стороны, весьма различны (в зависимости от типа мышления, образования, опыта, начитанности и т.п.), с другой стороны, в них ощущается единая логическая основа: попытка классифицировать, систематизировать человеческий материал с точки зрения его отношений с миром на бытовом, социально-историческом и онтологическом уровнях.

Известный американский психолог, психиатр Джин Шинода Болен, доктор медицины, юнгианский аналитик и профессор Калифорнийского университета, член правления Фонда для женщин, колумнист журнала «Новые реальности» разработала теорию о семи архетипах – могучих внутренних схем, объясняющих различия между женщинами. Она представила их под именами древнегреческих богинь, персонифицировавших определенные жизненные и природные явления: Артемиду, Афину, Афродиту, Гестию, Геру, Деметру, Персефону [1].

В ходе попытки проверить, «работают» ли эти архетипы не только в жизни, но и в педагогическом творчестве, попытки поверить алгеброй этих архетипов гармонию педагогического мастерства, попытки спроецировать сложные характеристики этих богинь на педагогические ситуации, выяснилось, что каждый из этих архетипов олицетворяет совершенно конкретный, обнаруживающийся в практике любого педагога тип, построенный на комплексе постоянных характеристик, свойственных Боленовским «богиням»: целеустремленной и активной Артемиде, умной и властной Афине, любвеобильной и обаятельной Афродите, преданной и ревнивой Гере, отрешенной и гармоничной Гестии, заботливой и воспитывающей Деметре, юной и пассивной Персефоне. Эта классификация универсальна и практикоориентирована: она может применяться в практике работы педагога, филолога, журналиста [4], любого специалиста, работающего с людьми.

Попытаемся проследить, как психологические архетипы женщин, описанные Джин Шинода Болен, находят отражение в реальной практике учителя литературы, которому близки названия этих типов, происходящих из мира античной мифологии.

Артемида

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Старшая сестра, Первая среди подруг, Сестра, Соперница, Феминистка. Характерные черты этого типа: независимость женского духа, чувство соперничества, умение достичь цели. Недоступна, безжалостна, презирает слабость. Ей свойствен интерес к дикой природе, ночи, луне – это дает ей энергию. Главное в Артемиде – умение сосредоточиться на поставленной цели и достичь ее.

В ученическом коллективе «Артемида» выступает, как правило, спортсменкой или отличницей, ориентированной на достижение определенных ею целей. Она всегда достигает заметных успехов в самых разных соревнованиях и конкурсах. Она олицетворяет независимость женского духа и презирает слабость. В образовательном процессе раскрываются ее умение сосредоточиться на одной цели и обязательно достичь ее.

В «Артемиде» всегда присутствует уверенность, напористость, спортивный или бойцовский характер. Победительница, она владеет ситуацией, всегда спокойная, чуточку властная. В общении с людьми она предпочитает дружеские сестринско-братские отношения, и всегда окружена подругами. Учеба для нее всегда является воплощением цели, к которой героиня стремится. Из этого вытекают акцентированные черты характера: целеустремленность, независимость, храбрость, активность, умение добиваться своего, идя напролом.

Афина

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Умная советница, Интеллектуалка, «офисная жена». Болен считает Афиной Жаклин. Кеннеди, этот архетип живет умом и действует целенаправленно. Она коварна, безэмоциональна и успешна в науке. Ее отличает рациональное отношение к миру. Выбирает только успешных мужчин, становится их помощницей. В жизни ее характеризуют как «Мужика в юбке», поскольку для нее важна завершенность дела, результат. Умение ясно мыслить в любой ситуации, сохранение хладнокровия как основа победы – сильная сторона этого архетипа.

В ученическом коллективе «Афина» всегда мощный лидер. Независимая, она живет своим умом и действует целенаправленно, руководя классом. В ее образе присутствуют черты маскулинности: сила, активность, независимость. Напористость, независимость, умение подавлять и подчинять окружающих своим задачам. Уверенная в себе и успевающая. Главное для нее – личные достижения.

Не любит говорить о себе, и почти не раскрывается, ее речь посвящена делу, которому она служит. «Афине» сопутствует успех, она выбирает успешных партнеров и помощников. В текстах подчеркиваются ее рациональность и отсутствие эмоций, акцентируется ее умение держать себя в руках и ясно мыслить в любых ситуациях.

Афродита

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Любовница, Искусительница, Блудница, Возлюбленная. Художественная натура, она мечтательна и романтична, способна к эстетическим переживаниям. Ее задача – выполнение творческой, а не порождающей функции. Обладает личным магнетизмом Сильные стороны – развитые чувства, умение любить, вызывать любовь и наслаждаться своим телом. Обаяние – главная черта Афродиты.

Ее роль в жизни класса не определена, она может увлекаться чем угодно, но чаще всего это творчество (любой вид искусства). Мечтательная, романтичная, способная к ярким эстетическим переживаниям, она занимается только тем, что ей интересно, и делает это качественно.

Афродита связана с заботой о внешности и вопросами красоты и молодости.

Гера

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Жена, Супруга, Великая госпожа и – «злая сварливая баба». Эта «Миссис» всегда неуверенная, сомневающаяся и ревнивая. У нее нет близких подруг. Ее жизненная цель – брак, любовь и замужество –синкретичны. Учеба является вспомогательным аспектом в жизни. Мысли о будущем муже всегда остаются центром ее жизни. Сильная сторона ее личности – сохранение верности обязательствам.

Она старательно готовится к роли примерной жены и домохозяйки, у которой все готово к приходу мужа с работы, она учится быть примерной хозяйкой и хранительницей семейного очага. «С детства мечтала о замужестве», – это замечание определяет «Геру».

Из этого вытекают следующие черты характера, присущие этому типу, лучшие качества: преданность, сохранение верности обязательствам. Но, сильная личность, она может стремиться подавлять, и тогда ее характер приобретает черты ревнивого угнетателя, реже – угнетаемой. Иногда «Гера» изображается как жертва, но не такая явная и откровенная, как Персефона.

Гера проявляется в материалах дидактического характера, раскрывающих «секреты» благополучных отношений мужчины и женщины, основанных на уступках женщины, на принесении ее интересов в жертву мужскому благополучию и, как следствие, привязанности.

Гестия

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Жрица, Хранительница, Мудрая, погруженная в себя и растворенная во времени («время карос»), она обретает внутренний покой во время домашних дел. Ее называют «Тетушкой». Зачастую религиозная, она совершает путь к духовному Центру. У нее повышена потребность в защите, убежище и стабильности. Сильной стороной являются умение сохранять мир и безмятежность.

Погруженная в себя, медитирующая, мудрая, выраженный интроверт, «Гестия» излучает умиротворение и спокойствие. Ее отличают подчеркнуто гармоничное отношение к миру, склонность к религиозности, повышенная необходимость в убежище и стабильности. Безмятежная и миролюбивая, она как будто растворена во времени. По своей сути она – хранительница очага (чаще всего это дом, но может быть и храм, и школа, и т.п.), для которой главное – душа. Событий в ее жизни маловато, но она чувствует себя личностью одинокой и исключительной.

«Гестия», как правило, очень добрая, щедрая, ласковая и заботливая, слегка «не от мира сего», но весьма очаровательная в своей отрешенности от суетного мира. Гармония, характеризующая ее, проявляется во всем, что ее окружает: ухоженность, порядок и опрятность во внешности, в душе, в квартире, в жизни. Независимая и самодостаточная, равнодушная к общественной жизни, «Гестия» очень редко бывает активисткой в классе.

Деметра

Джин Шинода Болен назначает единственную роль для этого типа: Мать. В ней очень развиты материнский инстинкт и неодолимая тяга к материнству (беременность и воспитание). Великодушная, щедрая, заботливая, она взращивает и питает. Скорее, «обнимающая», чем сексуальная. Не способная отказывать, гостеприимная, терпеливая и великодушная, она всегда и во всем хорошая мать.

Выраженный материнский инстинкт – основа этого типа. «Деметра» окружена питомцами: младшими детьми, подопечными, животными, их благополучие лежит в сфере ее внимания и интересов. Ее характерные черты: заботливость, великодушие, щедрость, умение быть хорошей наставницей. К ней тянутся дети, они не совершают ошибок и успевают всюду. Самая подходящая для нее роль – вожатая.

Персефона

Джин Шинода Болен так определяет ее социальные роли: Дева, Дочь. Мамина дочка, она вечно юная, податливая в поступках, пассивная в отношениях. Ее отличают неумение принимать решения, переложение ответственности на других, экстрасенсорные способности. В ней сочетаются сексуальность и наивность, умение оставаться открытой и восприимчивой.

Действительно, это мамина дочка, наивная, юная и беспомощная. Пассивная и нерешительная «приспособленка», она только лишь наблюдает за тем, как кто-то или что-то влияет на ее жизнь. Без определенных целей, погруженная в мечты и предчувствия, она живет мыслями и достижениями окружающих людей, как чеховская Душечка. Ее отличает нетребовательное, снисходительное отношение к миру: Податливая, Персефона, как правило, находится под влиянием других людей и плывет по течению жизни, позволяя обстоятельствам вершить судьбу. Благо, если она попадет под влияние учителя, а не улицы.

Их мир – родные стены и стабильность, без них героиня испытывает сильнейший дискомфорт и способна пожертвовать учебой ради домашнего уюта и чувства защищенности.

Открытая, гибкая и восприимчивая, она воплощает юность, и часто выглядит моложе своих лет. Рядом с подчеркнуто слабой Персефоной часто можно увидеть сильного спортивного мальчика – спутника и защитника, контролирующего ее жизнь. От обаятельной Афродиты Персефону отличает девичья невинность и беззащитность, вызывающие у противоположного пола «отцовское» желание заботиться о ней.

Описанные архетипичные образы складываются в группы в зависимости от форм и степени участия героинь в социальных отношениях.

По степени активности жизненной позиции образы объединяются в три группы:

• девочки с активной жизненной позицией, с осознанными целями и задачами общественной жизни и карьерного роста (Афина, Артемида);

• довольно активные ученицы, чья сфера деятельности ограничена личными интересами или семьей (Гера, Деметра, Афродита);

• пассивный тип девочки, отгородившейся от реальности, предпочитающей покой и безмятежность (Гестия, Персефона).

По степени вовлеченности в жизнь класса и школы образы объединяются в три группы:

• активисты и бесспорные лидеры в коллективе (Артемида, Афина);

• активисты и предпочитаемые в коллективе и любимые в семье (Афродита, Деметра, Персефона);

• погруженные в личные дела и переживания (Гера, Деметра).

• По отношениям с противоположным полом образы объединяются в три группы:

• соперничают с одноклассниками в борьбе за интересы (Артемида, Афина);

• используют мальчиков в личных интересах (Афродита, Гера);

• индифферентны (Гестия, Деметра, Персефона).

По степени самодостаточности и независимости образы объединяются в две группы:

• зависимые: Гера, Деметра, Афродита, Персефона;

• независимые: Афина, Артемида, Гестия.

Вышеописанные типы личности начинают проявляться в среднем звене, ближе к началу переходного возраста, и ярко выражаются в старших классах. Исходя из сильных и слабых сторон типа, учитель может легко выработать подходы и приемы для индивидуальной работы с представителем каждого типа для повышения эффективности процессов обучения и воспитания. Афину не заставить петь в школьном хоре, а Гере неинтересно учиться, – зная эти особенности, педагог легко скорректирует собственные подходы к выстраиванию взаимоотношений со своими подопечными.