Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

REGULATORY SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rouiga I.R. 1 Syutkina S.Y. 1 Sokolova D.V. 1
1 Siberian Federal University»
1337 KB
In recent years, the Arctic has become the object of attention of the Russian authorities, to consider it as important for the future development of the region. In this regard, there is need for the formation of subject-oriented package of policy documents governing and clarifying the overall strategy outlined in the security goals and objectives, detailing the measures to ensure security in the development of a particular region. The Arctic region includes all the elements of economic security and it becomes a full-fledged economic system at the level of a region. In the Arctic zone of economic security elements exist in specific development areas and have special characteristics. Consequently, the Arctic is a very special object of economic security. In the article the basic regulating documents of the Russian security policy were analyzed. It is concluded that state policy in the Arctic is one of the most promising directions of support of economic and national security. Regulatory and legal support for the economic security of the Russian Arctic were analyzed. It is concluded that the formation of the minimum required package of legal acts regulating various aspects of implementation of the state policy towards the Arctic Zone and the Northern Sea Route.
Arctic Zone
Northern Sea Route
economic security
government regulation

Основу для политики безопасности Российской Федерации составляют два закона: 1) федеральный закон от 28.06.2014 № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]; 2) федеральный закон от 28.12.2010 № 390–ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» (далее – Закон № 390–ФЗ) [2].

Первый нормативный документ устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Основная цель второго закона установить и разъяснить основные принципы обеспечения безопасности, содержание деятельности по обеспечению безопасности, правовую основу обеспечения безопасности, полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.

Следующий по иерархической вертикали нормативно-правовых актов, имеющих базовые основы в сфере безопасности страны, является Указ Президента № 683, принятый в соответствии с рассмотренными раннее федеральными законами «О безопасности» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации», утверждающий «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации» (далее – Стратегия) [3] , и отменяющий при этом Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [4]. Таким образом, новая Стратегия определяет национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу, без ограничения срока.

При рассмотрении данной Стратегии особое внимание необходимо уделить разделу 2 «Россия в современном мире». Пункт 7 данного раздела включает понятие полицентричного мира, что в общенаучной теории понимается как устройство современного мира, характеризующегося многополярной структурой с явно выделяющимися центрами развития мировой экономики.

Значение этого понятия, как реально существующего в современном мире, велико. Многополярность мира, увеличивает конкуренцию, и, как правило, участники этой конкурентной борьбы имеют значительный силовой потенциал. Они изобретают и реализуют способы борьбы за важнейшие источники, необходимые для выживания и развития государств. в современном мире это в первую очередь территории, ресурсы и транспортные маршруты. Об этом указано в самой Стратегии с выделением ресурсов Мирового океана и Арктики, как наиболее значимых для многих государств, которые стремятся получить лидерство в их освоении [5].

Таким образом, можно сделать вывод о политики государства в отношении Арктики, как одного из самых многообещающих направлений обеспечения экономической и в целом национальной безопасности страны.

Стратегия в этом вопросе декларирует меры по осуществлению государственной социально-экономической политики в целях противодействия угрозам экономической безопасности. в документе помимо прочих мер предусмотрено расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур в Арктике (а так же в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке), развития Северного морского пути (Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей). Особое значение уделяется развитию равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в Арктическом регионе.

Необходимо выделить тот факт, что за последние годы, в условиях становления и укрепления Российской Федерации, Арктика превратилась в объект пристального внимания российских властей, рассматривающих ее как важный для будущего развития регион. при этом объектом пристального исследования Арктика остается для стран Арктического совета, а также для ведущих стран Азии (Китай, Индия, Сингапур) [6, 7].

Следовательно, в этой связи появилась необходимость в формировании предметно ориентированного пакета директивных документов, регулирующих и уточняющих намеченные в общей Стратегии безопасности цели и задачи, детализирующих меры по обеспечению безопасности в развитии конкретного региона.

Объектом экономической безопасности является как экономическая система в целом, так и составляющие ее элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые и людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность. Арктический регион, как территориальное объединение, включает в себя все элементы, и становится полноценной экономической системой, на уровне одного региона, которая, в свою очередь, является элементом экономической системы всей страны. с учетом того, что выделенные элементы в Арктической зоне существуют на специфической для развития территории и, тем самым, обладают особыми характеристиками, можно утверждать, что сама Арктика является особым объектом экономической безопасности.

Первоначально, еще в Советском союзе были предприняты попытки регулирования правового статуса Арктики. Так, Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года территорией СССР объявлены все земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР до Северного полюса в пределах между меридианами 32°04’35’’ в. д. и 168°49’30’’ з. д. [8]. Правовой режим районов, прилегающих к побережью Российской Федерации в Арктике, определяется законом от 30.11.1995 № 187–ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» [9].

За последние десять лет в России был разработан ряд документов, направленных на регулирование арктических территорий страны.

В первую очередь были разработаны «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 18.09.2008 № Пр-1969 (далее – Основы) [10]. Данный документ определяет главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике, а также систему мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности России.

В целом, исходя из задач, поставленных в Основах, в среднесрочной перспективе реализация государственной политики Российской Федерации в Арктике должна позволить стране сохранить роль ведущей арктической державы.

Далее была разработана и принята «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» [11]. Указанный документ разработан во исполнение Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Стратегией определяются основные механизмы, способы и средства достижения стратегических целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Стратегия направлена на реализацию суверенитета и национальных интересов Российской Федерации в Арктике и способствует решению основных задач государственной политики России в Арктике, определенных в Основах.

На всех этапах реализации Стратегии предусматриваются меры, направленные на рациональное использование ресурсов и сохранение природной среды Арктической зоны Российской Федерации, основанные на ее систематическом комплексном научном исследовании. Предполагается, что реализация Стратегии обеспечит комплексное наращивание конкурентных преимуществ Арктической зоны Российской Федерации, укрепит позиции России в Арктике, а также активизирует международное сотрудничество.

Основным механизмом реализации Стратегии является Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства от 21.04.2014 № 366 [12]. Цель программы заключается в повышении уровня социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Достижение цели предполагается путем решения следующих задач: 1) усиление координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне РФ; 2) организация мониторинга социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

В нормативной базе так же четко определились сухопутные арктические территории. в мае 2014 года Президент подписал Указ № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [13], в соответствии с которым были четко определены территории российской части Арктики, а именно: Мурманская область; Ненецкий автономный округ; Чукотский автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми); территории Аллаиховского улуса, Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса, Булунского улуса, Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (Республика Саха (Якутия)); территории городского округа города Норильска, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района, Туруханского района (Красноярский Край); территории муниципальных образований «город Архангельск», «Мезенский муниципальный район», «Новая Земля», «Город Новодвинск», «Онежский муниципальный район», «Приморский муниципальный район», «Северодвинск» (Архангельская область); земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года «Объявление территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане и других актах СССР».

Немаловажным шагом при формировании правового статуса Арктики является законодательное определение Северного морского пути (далее – СМП). Проходящий вдоль арктического побережья России Северный морской путь является главной национальной коммуникацией страны в Арктике. на современном этапе правовой статус данного транспортного маршрута закреплен в нескольких нормативно-правовых актах.

Во-первых, это Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81–ФЗ [14]. Статья 5.1 документа дает понятие акватории Северного морского пути, под которым понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Во-вторых, это федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [15]. в соответствии со статьей 14 закона плавание в акватории Северного морского пути, является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией РФ, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Отдельно необходимо выделить два проекта федеральных законов, роль принятия которых, по разным оценкам, особенно важна. Это проект федерального закона «Об Арктической зоне РФ» [16] и проект федерального закона «О государственном регулировании охраны и содержания Северного морского пути» [17]. с одной стороны принятие данных проектов законов будет являться завершающим и объединяющим шагом по формированию законодательной основы для Арктической зоны, как особой зоны для развития, и СМП, как особенно важного транспортного маршрута. с другой стороны, это будет стимул к осуществлению законодательно закрепленного алгоритма действий со стороны государства, его субъектов в отношении совершенствования Арктической территории и СМП. Перечень вопросов в отношении Арктического региона нашел свое отражение и в региональных актах.

Правовой режим Арктики определяется не только внутренним законодательством, но и действующими нормами международного морского права и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года [18], которая предусматривает особые права приарктических государств в области регулирования судоходства в морских районах у своего северного побережья.

Подводя итог, можно констатировать, что за небольшой срок по историческим меркам в Российской Федерации сформировался минимально необходимый пакет нормативно-правовых актов, регулирующих различные аспекты реализации государственной политики в отношении Арктической зоны и Северного морского пути. Рассмотренные нормативные документы определяют Арктику как стратегически важную зону, устанавливают основные интересы государства в зоне и определяют перечень первоочередных задач по удовлетворению этих интересов. Незавершенным этапом остается принятие основного закона, который объединит в себе все полномочия Российской Федерации в Арктике, установит особенности социальной, инвестиционной, бюджетной, градостроительной, инфраструктурной, предпринимательской трудовой деятельности на законодательном уровне.