Укрепление национальной безопасности России – одна из ключевых задач для страны, в условиях обострения неблагоприятных факторов внешней среды. Одним из направлений ее решения является политика импортозамещения ставшая, начиная с 2014 года, одним из ключевых элементов экономической политики страны. Связано это было во многом с возрастанием геополитической напряженности и ответом страны на санкции ряда западных стран в отношении России.
По данным Федеральной службы по статистике Российской Федерации чрезмерно высокая доля импорта сложилась по следующим видам продукции: станки – 90 %; парфюмерия 88 %, одежда – 81,9 %, трубы – 79,2 %, металлургическое оборудование – 75 %, лекарственные средства – 70,8 %, нефтегазовое оборудование – 70 %, ковры и ковровые изделия – 68,3 %, нержавеющая сталь – 65,8 %, телевизоры, стиральные машины, автомобили, мебель на уровне 50 %. Столь высокая зависимость от импорта по отдельным стратегическим видам продукции является угрозой для национальной безопасности России.
Инициатором политики импортозамещения в стране являлся Президент Российской Федерации, который неоднократно высказывался в пользу данной политики как инструмента обеспечения национальной безопасности страны в условиях санкций стран Запада. За последнее время принято ряд распоряжений и постановлений Правительства РФ, приказов и планов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, призванных реализовать политику импортозамещения. Учитывая, что с этого момента прошел год, пришло время оценить промежуточные итоги ее реализации. С учетом полученных оценок, а также используя различные прогрессивные теоретические концепций экономической теории и позитивный зарубежный и отечественный опыт необходимо скорректировать и продолжить проводимую в стране политику, на основе реализации концепции импортозамещающей кластерной политики региона, которая базируется на концепциях неокейнсианства, развития инновационных систем, устойчивого развития, и кластерной теории экономического развития. В этом отношении нельзя не согласиться с позицией Е.Г. Анемица, в том, что «ни одна из теоретических концепций социально-экономического развития не может быть реализована в чистом виде, необходима определенная комбинация использования отдельных компонентов протекционизма и идей включенности экономики страны в систему мирохозяйственных связей» [1].
Теоретические основы импортозамещения заложены в трудах зарубежных ученых таких как: Т. Ман, У. Петти, А. Монкретьен, Д. Кейнс – представителей так называемого «меркантилистcкого» и «кейнсианского» направлений экономической теории. Эти идеи были развиты в трудах российских государственных деятелей 19 – 20 века И. Т. Посошкова и В.Н. Татищева. Отдельные элементы политики импортозамещения не безуспешно использовались во времена СССР в начале и середине 20 века.
На современном этапе развития страны к проблеме импортозамещения возросло внимание ученых, в связи с повышением ее актуальности для России, Отдельным теоретическим и прикладным аспектам политики импортозамещения посвящены труды Е.Г. Анемицы [1], А.Д. Некипелова [2], И.И. Пичурина [3], О.А. Романовой [4], А.И. Татаркина [5] и др.
Проблемам формирования и развития кластеров посредством реализации кластерной политики посвящены труды основоположника кластерной теории экономического развития М. Портера [6], а также труды отечественных и зарубежных ученых Е. Дахмена [8], Д.А. Гайнанова [9], Ю. Г. и др.
Однако, несмотря на значительное внимание ученых к вышеперечисленным проблемам, требуют дополнительной проработки вопросы разработки механизмов укрепления национальной безопасности, в том числе на основе реализации импортозамещающей кластерной политики.
Оценка результатов реализации политики импортозамещения в странах мира и Российской Федерации
Не углубляясь в дискуссию по поводу понятийного аппарата импортозамещения за основу принято определение, наиболее полно отражающее его смысл как регулируемого процесса, в результате которого происходит уменьшение или поэтапная замена импортируемой продукции отечественными товарами в целях обеспечения национальной безопасности.
Не всегда политика импортозамещения дает положительный экономический эффект для страны, ее реализующую. Однако она может позволить нивелировать отрицательное воздействие неблагоприятных условий внешней среды и содействовать сохранению политической и экономической независимости.
Политика импортозамещения впервые была использована странами Латинской Америки в 1940-х гг., чтобы перейти от экспорта сырья к производству готовой промышленной продукции. В первую очередь были поддержаны легкая и пищевая промышленность. Следует отметить, что этот опыт был на первом этапе весьма успешным. То же можно сказать о Юго-восточной Азии (Тайвань, Южная Корея и др.), которые также на короткий период использовали политику импортозамещения с последующей ее переориентацией в экспортоориентированную. Программы по импортозамещению имеют в настоящее время большинство стран восточной Европы.
Опыт стран, применявших импортозамещающую политику, показывает, что можно добиться успехов в снижении зависимости от импорта конечной продукции от других стран. Однако протекционистская защита внутреннего рынка и субсидирование импортозамещающих предприятий часто противоречит международным нормам торговли и, в частности, правил ВТО. Тем не менее, в том или ином виде почти все страны мира оказывают поддержку внутреннему товаропроизводителю, поскольку от этого зависит уровень конкурентоспособности страны в целом.
В настоящее время в Российской Федерации, начиная с 2015 года был взят курс на реализацию политики импортозамещения. В этот период был предпринят ряд организационных мероприятий для ее реализации в том числе:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 1492-р о составе комиссии.
2. Во исполнение антикризисного плана от января 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р) в апреле 2015 года Министерствами РФ: промышленности и торговли; связи и массовых коммуникаций; транспорта и энергетики было разработано и принято к реализации 19 отраслевых программ импортозамещения на кратко и среднесрочный периоды.
3. Правительство России воспользовалось правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств. Ограничены закупки отдельных видов импортных товаров, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и лёгкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны.
4. Сформирован фонд развития промышленности, в котором выделены средства на поддержку импортозамещения.
5. Политика центрального банка РФ способствовала девальвации российской валюты, что создало благоприятные внешние условия для развития импортозамещения в стране.
Вместе с тем необходимо констатировать, что достигнутые результаты пока имеют точечный характер. В целом оценка эффекта от импортозамещения весьма неоднозначна. Отдельные отрасли получили импульс для своего развития. Положительный эффект от импортозамещения наблюдается в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, где по важнейшим для обеспечения продовольственной безопасности страны видам продукции достигнут рост: от 3 до 28 %.
В 2015 году относительно 2014 года возросли объемы производства картофеля на 6 %, овощей на 4 %.
В целом уже за год сократилась зависимость России от импорта продовольствия, за счет снижения объемов импорта и роста отечественного производства.
Однако несмотря на рост производства в отдельных отраслях экономики можно выделить следующие негативные тенденции:
1. В целом ВРП в 2015 г. (80,8 трлн. руб.) относительно 2014 года снизился на 3,7 %.
2. Доля высокотехнологичных наукоемких отраслей снизилась с 21,6 до 21,3 %.
3. Доля инвестиций в ВРП (20,7 %) и производительность труда осталась на уровне 2014 г.
4. Износ основных фондов увеличился на 1,2 процентный пункт и достиг кризисной отметки – 50 %.
Таким образом, в целом экономике России не удалось избежать кризисных тенденций. Однако сделать вывод о провале политики импортозамещения преждевременно, поскольку основной эффект может быть достигнут лишь в среднесрочной перспективе – через 2 – 3 года.
Импортозамещающая кластерная политика как направление обеспечения национальной безопасности России
Политика импортозамещения может быть скорректирована и реализована импортозамещающая кластерная политика, включающая законодательные, административные, экономические и иные мероприятия, направленные на создание и развитие территориальных импортозамещающих кластеров. Под импортозамещающими кластерами понимается группа географически и технологически взаимосвязанных предприятий и организаций, создающих и внедряющих импортозамещающие технологии, объединившихся с целью выпуска импортозамещающих товаров и услуг на основе непрерывного инновационного процесса.
Учитывая современные реалии, практически бесперспективно оказывать поддержку отдельным импортозамещающим предприятиям, поскольку без государственной поддержки они будут не конкурентоспособными даже на внутреннем рынке, поскольку за счет эффекта масштаба транснациональные корпорации, вертикально интегрированные компании и кластеры будут априори иметь большие конкурентные преимущества, нежели мелкие компании.
В связи с этим необходимо создавать и развивать импортозамещающие кластеры по всей цепочке создания добавленной стоимости, что возможно на основе использования импортозамещающей кластерной политики.
Использование импортозамещающей кластерной политики, ключевым механизмом которой является частно-государственное партнерство, может содействовать:
– снижению зависимости экономики от импортных товаров и услуг и, как следствие, повышению уровня экономической безопасности;
– повышению результативности использования инновационного потенциала регионов России;
– повышению устойчивости развития местных товаропроизводителей и региональной экономики в целом.
При этом при формировании и реализации импортозамещающей кластерной политики региона необходимо учитывать влияние тенденций демографического развития и в особенности в крупных городах [6].
Для достижения целей импортозамещения в условиях России наиболее перспективным является смешанный тип импортозамещающей кластерной политики, включающий элементы поддерживающей политики в отношении предприятий частной собственности, где почти невозможно прямое воздействие на хозяйствующие субъекты (с помощью стимулирования формирования и реализации кластерных инициатив), а также элементы директивной (регулирующей) политики в отношении объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности, где возможно прямое воздействие на хозяйствующие субъекты.
Реализация импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан обусловлена необходимостью снижения высокой зависимости от импорта по ряду ключевых видов продукции в условиях геополитической нестабильности и санкционных мер стран Запада в отношении отдельных секторов экономики страны.
Для реализации импортозамещающей кластерной политики в Республике Башкортостан необходимо:
- обозначить основные положения импортозамещающей политики, включая цели, задачи и приоритетные направления;
– оценить потенциал импортозамещения, как по видам экономической деятельности, так и по отдельной номенклатуре продукции, по которой целесообразно проводить соответствующую политику;
– определить основных участников импортозамещающих кластеров и стимулировать процессы кластерообразования;
– осуществить прогнозную оценку эффективности реализации импортозамещающих кластерных проектов.
Оценка импортозамещающего кластерного потенциала показала перспективность формирования и развития в Республике Башкортостан следующих импортозамещающих кластеров: фармацевтического, машиностроительного, мясоперерабатывающего и лесопромышленного [10].
Одним из ключевых субъектов импортозамещающей кластерной политики должен стать научно-образовательный комплекс Республики Башкортостан и в особенности учреждения Уфимского научного центра РАН и Башкирской академии наук, что будет способствовать расширению возможностей для повышения результативности научных исследований, посредством внедрения фундаментальных и прикладных разработок в реальный сектор экономики.