Нравственное воспитание – важная составляющая учебно-воспитательного процесса. В.А. Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» [8: 57]. Представляется необходимым формирование гармоничной личности, способной гордиться героями отечества, помнить их славный подвиг во имя будущих поколений.
Целью данной работы является исследование фактов биографии А.П. Маресьева, в том числе трактуемых неоднозначно краеведами и историками, и составление туристического маршрута по городу Камышину. Материалом исследования послужили воспоминания Виктора Алексеевича Маресьева, ответившего на вопросы автора 09.03.2016 года, материалы архива семьи Корбаковых, архивные материалы Камышинского историко-краеведческого музея.
Детство и юность Алексея Петровича Маресьева прошли в городе Камышине, этому периоду (1916 – 1934 годы) была посвящена первая экскурсия. Продолжить заочную или очную экскурсию по городу Камышину целесообразно от набережной реки Волги, которая в последнее время сильно преобразилась.
Здесь возвышается «Жемчужина Поволжья» – величественное здание Земского собрания (1889 год постройки), ныне Историко-краеведческий музей, в залах которого собраны ценные экспонаты – документы, личные вещи, фотографии А.П. Маресьева с памятными надписями легендарного летчика.
В 1937 году Маресьев досрочно призван в армию. Его опять не хотели брать в летчики потому, что в детстве он перенес тяжелую форму малярии. Сначала Алексей Петрович был направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником в авиапогранотряде Сахалинского морского пограничного отряда на острове Сахалин, затем переведен в 12-й авиационный погранотряд. Зарекомендовал себя положительно и был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором-летчиком. В Батайске, встретил войну.
В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Маресьев в составе звена истребителей вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром. В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт.
Боевой счет летчик 580-го истребительского полка открыл в начале 1942 года, когда сбил немецкий трёхмоторный транспортный Ju-52. Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг «Юнкерса», взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались осколки. Уже к концу марта у Алексея Петровича на счету было 4 сбитых фашистских самолета.
В марте 1942 в окрестностях Валдая во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. В стужу и холод посреди леса Маресьев остался один и 18 суток полз по снегу. Виктор Маресьев в интервью отмечал: «Медведь был. Пришлось убить. Хорошо, что он сбоку подошёл, а то бы раздавил, не спастись бы тогда. Говорили, якобы отец у немцев консервы доедал. Ничего подобного! Он почти ничего не ел в лесу. Единственное, поймал ежа да ящерицу спугнул. Ящерица ему хвост оставила, он его пожевал, пожевал и выплюнул. А ежа разодрал, но съесть не смог. Так голодный и полз до деревни. Когда его нашли, из кармана достали талончики на питание…» (интервью 09.03.2016 года). Восемнадцать суток А.П. Маресьев полз по снегу к населенному пункту. Трудно представить, как ему было страшно и больно, но он терпел. Ноги летчика были обморожены, подняться он просто не мог.
Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плавни Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.
Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым (в готовящийся к открытию 20 мая 2016 года музей Маресьева в городе Камышине едет ценный экспонат – кровать из деревни Плавни, на которой провел те дни Маресьев). Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. Вскоре вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.
С того времени, когда самолет прилетел за раненым летчиком, Алексей Петрович так и не побывает на месте своего спасения. Там, где был найден А. П. Маресьев, местные следопыты установили памятную плиту с надписью: «Здесь, в феврале 1942 г. после многодневной борьбы за жизнь, был найден советский летчик Алексей Петрович Маресьев». На плите ошибочно указано «в феврале».
Набережная. Камышин конец XIX века
Историко-краеведческий музей
Перед боевым вылетом
Маресьев с товарищами по 580-му ИАП
В других источниках наблюдается большой разброс дат. Даже в Центральном музее Вооруженных сил, в экспозиции, посвященной подвигу Маресьева, указано, что 4 апреля 1942 года Маресьев был сбит. Потом с Алексеем Петровичем встретится журналист газеты «Аргументы и факты» И. Изгаршев и покажет любительскую фотографию той плиты, и Маресьев на обратной стороне фотографии собственноручно напишет: «Найден был 4.IV.42 года. Подтверждаю 9.XII.1999 года» [3]. И поставит свою подпись. Пожалуй, эту свидетельскую «резолюцию», заверенную личной подписью А. Маресьева, можно считать самым убедительным доказательством даты его спасения. Теперь эта любительская фотография хранится в доме Игоря Изгаршева, как редчайший раритет. Дата его последней встречи с легендарным летчиком [3].
В интервью 09.03.2016 года В.А. Маресьев подтвердил факт нахождения А.П. Маресьева жителями деревни Плавни 4 апреля 1942 года, но не падения лётчика, а также рассказал, что над устранением ошибки сегодня работают местные власти.
Не так давно историю о «настоящем человеке» знал каждый школьник. Естественно, благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», прославившей героя на весь мир. Но звание Героя Советского Союза Маресьев получил за несколько лет до выхода книги. Саму «Повесть...» разрешили опубликовать только после войны. Посчитали опасным освещать событие, способное дать повод немцам считать, будто в Советской Армии плохи дела: инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и смог встретиться с автором. «Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то... В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится» [3].
Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история жизни и возвращения в небо летчиков Первой мировой войны: Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это вернулся в небо, либо Юрия Гильшера, у которого ампутировали левую ногу до колена, но он на редкость быстро освоился с протезом. Упоминаемого в книге Б.Полевого летчика Валерьяна Аркадьевича Карповича никогда не существовало, однако до сих пор отмечается ни на чем не основанная убежденность авторов в реальности существования этого лётчика (см. об этом [1: 277 - 280]). В телефонном интервью 09.03.2016 года В.А. Маресьев отмечает, что «Алексей Петрович никогда не вспоминал фамилии лётчика, судьба которого вдохновила его поверить в свои силы, однако в послеоперационной палате рядом с Маресьевым оказался батальонный комиссар Семен Воробьев. Алексей Петрович навсегда сохранил в душе огромную благодарность к человеку, который помог ему выстоять, пережить первые, самые тяжелые дни. Отец рассказывал, как комиссар говорил о скале, которую необходимо преодолеть, и убеждал, что это возможно».
Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР). «Я сам интересовался: «Пап, ты правда в Куйбышеве, когда восстанавливался в санатории, бегал и плясал?» – «Правда, сынок, и бегал, и плясал, и со стула прыгал на этой медкомиссии». Он же в этом санатории почти со всеми медсёстрами перетанцевал, хотя ноги продолжали кровить. После медкомиссии, которая решала, годен он к полётам или нет, зашёл в ванную, снял повязки, а там - всё в крови. Долго ноги у него заживали», - вспоминает сын Маресьева Виктор Алексеевич (из телефонного интервью 09.03.2016 года).
В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов (Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам – «подбил» Ме-109, причём на глазах командира эскадрильи) в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло. Позже Алексей узнал, что командир полка перед вылетом сказал Числову: «Сильно в драку не лезь, береги ведомого». Затем Маресьев слетал с А.М. Числовым ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив, и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.
Сын А.П. Маресьева рассказывает об этом этапе жизни отца: «Когда отцу дали направление в полк, командир увидел его и закричал: «Куда мне безногих?! Кто тебя возьмёт?!» И тут выходит командир эскадрильи Александр Числов: «Я возьму!» В пару к отцу поставили Сергея Петрова. Потом дядя Серёжа рассказывал: «Я сначала думал: как же я с безногим вместе буду работать? Мало того что себя, так ещё и его надо охранять! А потом увидел, какие выкрутасы он делает в небе, и успокоился». Получилось так, что отец сбил два немецких самолёта и тем самым спас и командира эскадрильи, и Петрова» [7].
Личные вещи А.П. Маресьева
(Историко-краеведческий музей)
В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника сбил 2 истребителя FW-190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87, и спас жизни 2 советских лётчиков (командира эскадрильи и ведомого). Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН.
24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и уничтожение двух немецких истребителей. После ранения летчик сбил еще 7 фашистских самолетов. В представлении к присвоению звания Героя Советского Союза комполка Н.П. Иванов написал: «Истинно русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов» [4: 4].
Алексей Петрович – человек удивительной силы воли, который стойко справлялся со всеми жизненными преградами. Общаясь с И. Изгаршевым в канун своего 85-летия, он признался, что боялся только «… нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный. Хотя мне в жизни делали много нехорошего. Написали, например, как-то, что я чуть ли не ненавидел Полевого и даже на похороны к нему не приехал. А я в тот момент был в санатории и чисто физически не мог быть в Москве. А корреспонденты писали, будто Маресьев зазнался и забронзовел. Обидно» [3].
Завершая вторую экскурсию, отметим, что в Историко-краеведческом музее города Камышина собраны ценные экспонаты, которые вызовут интерес туриста. А готовящийся к открытию 20 мая 2016 года интерактивный музей имени Алексея Маресьева по улице Набережной 66 разместит не только экспозицию, посвященную жизни и подвигу прославленного камышанина, но и интерактивную часть с авиасимуляторами для детей. Старинное здание размещается напротив Историко-краеведческого музея, оно возведено в несколько этапов (начало в 1891 году – по начало XX века) и входит в состав объектов культурного наследия регионального значения «Исторический центр города Камышина» ХIХ-ХХ веков.