Влияние хронического стресса на иммунный статус широко изучено с применением иммунологических методов, которые не позволяют оценить весь диапазон структурных перестроек в органах иммуногенеза, определяемый распространенностью процессов клеточной гибели, торможением пролиферации и дифференцировки иммуноцитов, их перераспределением между компартментами иммунной системы, что может быть изучено лишь с применением современных методов морфологического исследования (A. Azpiroz et al., 2008; M.E. Bauer e.a., 2010), достаточно ограниченно применяемых в плане оценки отдаленных последствий стресса для лимфоидных органов в возрастном аспекте.
Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение влияния жесткого хронического стресса на иммуноморфологию селезенки в различные периоды после перенесенного стресса в раннем постнатальном онтогенезе.
В исследовании были использованы 64 крысы породы Sprague-Dawley в возрасте 14 и 30 дней, по 32 особи в каждой возрастной группе, соответственно по 8 в двух экспериментальных подгруппах и соответственно двух контрольных подгруппах каждой возрастной группы. Экспериментальные животные подвергались жесткому хроническому иммобилизационному стрессу в модели R. Kvetnansky, 1970, на протяжении 7 дней с одноразовыми 5-часовыми экспозициями. Особи, составившие группу возрастного контроля, находились в обычных виварных условиях вне контакта с экспериментальными животными.
Через 1 день (1-я экспериментальная подгруппа) и 1 неделю (2-я экспериментальная подгруппа) после окончания эксперимента животные, предварительно взвешенные, забивались под анестезией, вскрывались, у них производился забор селезенки, надпочечников, а также тимуса (последние в совокупности с осмотром слизистой желудка - для общей оценки стресс-индуцированных изменений). Серийные гистологические срезы селезенки толщиной 3 мкм окрашивали гематоксилиномэозином, иммуногистохимически на СD20, CD3, СD8, CD45RC, каспазу-3, PCNA, CD68, белок S100 и OX-62 с последующей компьютерной обработкой изображения гистологических срезов в программе Leica QWin в сопряжении с программой Excel.
Как показало проведенное исследование, у экспериментальных животных обеих возрастных групп 1-ой экспериментальной подгруппы отмечались гипертрофия надпочечников, гипотрофия тимуса, точечные кровоизлияния на слизистой оболочке желудка, в то время как во 2-ой экспериментальной подгруппе выраженность их значительно уменьшалась у животных обоих возрастов.
У животных 1-ой экспериментальной группы в селезенке резко выражены признаки иммуносупрессии, затрагивающие как Т-, так и В-зоны белой пульпы в обеих возрастных группах с существенными различиями между последними. Так, в младшей возрастной группе отмечались деструктивные изменения в Т-зонах и инволютивные изменения в В-зонах, в то время как в старшей группе деструктивный компонент доминировал в обеих зонах селезенки. У животных 2-ой экспериментальной подгруппы по сравнению с подгруппой соответствующего возрастного контроля изменения были значительно меньше выражены и касались они преимущественно интенсивности пролиферативных и миграционных процессов в лимфоидных фолликулах и периартериальных лимфоидных влагалищах, а также реакции стромальных элементов.
Сравнительная оценка динамики изменений лимфоидной ткани селезенки экспериментальных подгрупп младшей и старшей возрастных групп против возрастного контроля показала, что у животных исходного грудного возраста изменения иммуносуппрессивного характера отличаются большей глубиной и персистенцией, чем у животных исходного инфантного возраста, что является свидетельством отчетливой возрастной зависимости регенераторного потенциала лимфоидной ткани при развитии постстрессовой иммуносупрессии в раннем постнатальном онтогенезе.