В современных условиях обостряются противоречия между интересами различных хозяйствующих субъектов региона, затрудняется необходимое согласование их действий. Это особенно проявляется при развитии рыночных отношений на современном этапе российских реформ, поэтому необходимо применение активных организационных форм и механизмов централизованного управленческого воздействия [1].
В развитии современной мировой экономики четко прослеживается тенденция усиления взаимодействия механизмов рыночного саморегулирования и государственного планирования. Такая тенденция носит объективный характер, ибо сам механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить эффективного решения проблем комплексного территориального развития.
Анализ мирового опыта подтверждает, что сочетание государственного планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но и неизбежно. Основная черта современного качества планирования состоит в отказе от директивных методов, переходе к планированию, основанному на партнерских отношениях властных структур, в том числе органов регионального и муниципального управления, с различными субъектами хозяйствования на территории, а в необходимых случаях и с населением. Такой переход может быть основан на системном применении научных прогнозов, целевых программ, балансовых расчетов и методов оптимизации решений, элементов стратегического управления при определении целей и задач в области социально-экономического развития территории, путей и сроков их осуществления.
При этом совершенствование процессов регионального управления настоятельно требует создания научно-методической базы планового обеспечения, организации системы планового регулирования социально-экономического реформирования и развития региона с использованием инструментов стратегического планирования. Привлечение к разработке стратегий развития региона внешних, даже высокопрофессиональных исполнителей, не сокращает вышеприведенное проблемное множество.
В соответствии с отмеченными направлениями и следует развивать теоретические и организационно-методические основы разработки прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития регионов, муниципальных образований. Необходим переход к преимущественно индикативному планированию, основанному на балансе интересов, экономически взаимовыгодных отношениях органов регионального, муниципального управления, предприятий и населения. Кроме того, значительные изменения происходят в существе тех экономических и социальных процессов, которые подлежат прогнозированию и плановому регулированию на территориальном уровне, появились возможности для проведения самостоятельной целенаправленной региональной социально-экономической политики.
Функционирование современного механизма территориального хозяйствования опирается на два основных взаимосвязанных принципа – самофинансирования и ответственности. Соблюдение второго принципа означает возможность принятия территориальными органами власти решений (в пределах своей компетенции) по всем вопросам разработки и проведения социально-экономической политики на подведомственной территории и ответственности за последствия их реализации. Реализация принципа самофинансирования предполагает формирование в регионе финансовой основы, обеспечивающей возможность реализации принятых решений.
В современных условиях сущность управления устойчивым развитием региона состоит в целенаправленном воздействии органов регионального управления на все сферы и субъекты хозяйствования, расположенные в границах территории, с соблюдением принципа баланса интересов преимущественно на договорной основе при условии полной экономической ответственности партнеров, обеспечивающей повышение качества жизни населения. Главная задача органов регионального управления в сфере планового регулирования социально-экономического развития территории состоит в создании научно обоснованной системы перспективного и краткосрочного планирования.
Новые экономические условия заставили исследователей искать адекватные формы и методы территориального планирования, в частности – пытаться, по опыту зарубежных стран, применить принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия, к социально-экономическим территориальным системам.
Стратегии развития территорий Западной Европы оказались востребованы лишь в конце 80-х годов, когда обострилась межтерриториальная конкуренция, выявилась необходимость во внутрирегиональных интеграционных процессах на пути к достижению целей развития на основе творчества, инициативы, предприимчивости. Речь идет о так называемых «предпринимательских стратегиях эффективного использования и модернизации организационного потенциала» [3].
В российской практике попытки использования элементов SWOT-анализа при определении перспектив развития, учет факторов конкуренции при разработке территориальных прогнозно-плановых документов, внедрение технологии управления проектами в механизмы реализации планов и программ социально-экономического развития в последние годы получили распространение в наиболее прогрессивных территориях. Эти элементы применяются с небольшими изменениями по одной схеме: SWOT-анализ > определение «точек роста» > определение приоритетных проблем > определение целей > разработка стратегии > реализация стратегии.
В большинстве случаев анализ ситуации, определение проблем и приоритетов проводится на основе рейтинговых оценок, а целевой блок, за редким исключением, формируется на уровне общих формулировок. Сущность и состав собственно стратегий, стратегических документов определяются неоднозначно. Определение «точек» или «полюсов» роста производится без учета принципов поляризованного развития экономики и специфики доминирующих отраслей, лежащих в основе теоретических разработок авторов этих экономических понятий.
Множественность подходов к исследованию региональной экономики обусловливает необходимость анализа возможности применения различных, известных в настоящее время технологий и инструментов стратегического планирования. Трансформация инструментов и понятий теории управления применительно к практике территориального планирования носит незаконченный, спонтанный и противоречивый характер.
Внедрение стратегического планирования в систему управления на основе использования метода проектного финансирования заимствована из технологии бизнес-планирования, теории и практики управления крупными корпорациями. Такой подход возможен в рамках парадигмы «регион как квазикорпорация». Он позволяет применить технологии стратегического планирования на этапах анализа и целеполагания, однако не предусматривает формирования стратегического выбора и структурирования региональной стратегии в разрезе частных политик, реализующих стратегические цели. В качестве механизма достижения целей предлагается известный в сфере бизнеса инструментарий управления проектами. Применение моделей проектного управления корпорацией к управлению сложной многофункциональной системой, которой является регион, не способно охватить все сферы и направления её функционирования.
Применение теории организаций для сферы государственного и регионального управления требует серьезной адаптационной работы на уровне методологических научных исследований. Известно, что организация формирует свою стратегию, воздействуя только на пять элементов: продукт, рынок, отрасль, положение организации внутри отрасли, технология. В связи с этим, теория управления организацией предлагает к анализу эталонные стратегии. и опять имеет место парадигма «регион – квазикорпорация» Использование конкурентных стратегий М. Портера также невозможно в рамках парадигм «регион – квазигосударство» и «регион – социум». Анализ известных стратегий и инструментов стратегического планирования (модель «продукт – рынок», матрица BCG, модель Томпсона и Стрикленда, портфельная модель DPM, модель Мак-Кинси «7S» и др.) позволяют сделать вывод о необходимости адаптации технологий стратегического планирования развития организации к современным парадигмам региона, позволяющим учесть всё множество сфер функционирования и направлений развития системы региональной экономики.
На современном этапе научных исследований, посвященных вопросам разработки региональных стратегий, вырабатываются основные подходы к формированию теоретико-методологической основы стратегического выбора региона. Так, в известной работе отмечается, что «наиболее полное и цельное воплощение эта природа трансформирующейся экономики региона находит в рыночной стратегии его развития… «В данной работе регион рассматривается как «относительно самостоятельная природохозяйственная система мезоуровневого порядка, включенная в качестве специализированного органа единого макроэкономического организма национального хозяйства, изменяющего свою территориально-отраслевую организацию» [2]. При этом предполагается, что любая рыночная стратегия должна быть ориентирована на обеспечение конкурентоспособности экономики региона на местном и внешнем рынках. Представляется, что речь идет о частной стратегии развития региона, предусматривающей разработку и реализацию комплекса проектов, ориентированных на достижение узкого круга целей.
Требует дополнительного анализа и проблема разработки целей развития региона. В настоящее время они задаются, как правило, в качественном виде. Например, в качестве главной цели развития региона предлагается использовать «стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения». Отмеченная главная цель распадается на две подцели: «повышение доходов и занятости за счет роста экономики» и «улучшение общих условий жизни за счет более эффективного расходования.