Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

На основании геоэкологического и геоэкопатологического подхода в оценке здоровья и болезни было доказано, что под влиянием особых климатических, экономических и социокультурных факторов произошло формирование новой популяции человека в среднем Приобье (60-61°с.ш.). В тоже время, развитие нефтегазового комплекса способствовало изменению стабильной популяции города Тюмени за счет прямой и обратной миграции населения с Севера. Таким образом, возникла необходимость комплексного изучения морфологических и функциональных показателей состояния организма у лиц активного трудоспособного возраста, которые могли бы служить маркерами оценки общей и индивидуальной адаптивности жителей Западной Сибири.

Цель исследования состояла в сравнительной оценке параметров психофизиологической адаптации и дизадаптации у жителей Севера и представителей открытой популяции города Тюмени.

Материалы и методы исследования

Психофизиологический статус жителей Севера - г. Ханты-Мансийск, г. Сургут (общее  число обследованных -  1859 человек) оценили по опроснику SF-36 и экспресс методу Л. Ридера, у жителей г. Тюмени (общее число обследованных - 5274 человек: 1822 женщины и 3452 мужчины, в экспериментальной группе - 1345 человек) определили уровень индивидуальной стрессоустойчивости по шкале T.H. Holmes, R.H. Rahe (1982) и на основании клинического психоневрологического метода исследования. Всем респондентам провели комплексное клинико-лабораторное обследование по стандартной программе (клинический минимум, измерение артериального давления (АД), вычисление индекса массы тела (ИМТ), осмотр терапевта). Эхокардиографическое обследование проводилось на аппаратах «TOSHIBA». Спирографическое исследование у жителей Севера проводилось на Spirosoft SP-5000 «Fucuda Deushi». Результаты исследования подвергнуты статистической обработке и определении t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. При сравнительной оценке антропометрических данных и кардиогемодинамических параметров у практически здоровых лиц в возрасте от 25 до 55 лет в зависимости от пола, возраста и места проживания достоверных различий получено не было. Физиологические показатели и расчетные индексы органов дыхания и кровообращения у здоровых лиц, проживающих на Севере, в большинстве соответствовали возрастным и находились вблизи верхней или нижней границ нормы. У лиц с дисфункцией дыхательной системы имело место удовлетворительное или сниженное состояние основных изученных объёмных параметров и снижение скоростных.

В следующей серии наблюдений мы исследовали гемодинамику мужчин и женщин, имеющих дисфункцию сердечно-сосудистой системы. Обследовали жителей городов ХМАО и г. Тюмени, имеющих АГ I степени. В то время как у мужчин г. Тюмени зарегистрированы достоверно более высокие показатели САД (от 146,0±1,13 мм рт.ст. до 148,0±0,72 мм рт.ст.) и ДАД (от 90,74±1,46 мм рт.ст. до 97,80±0,78 мм рт.ст.) в сравнении с уровнем артериального давления у жителей Севера (САД - от 140,19±2,07 мм рт.ст. до 141,3±1,18 мм рт.ст.; ДАД - 92,85±2,36 мм рт.ст.). У всех курящих мужчин вне зависимости от характера дисфункции и у некурящих мужчин при АГ существует равный 10-летний риск смерти от ССЗ по оценке «SCORE».

Отличительной особенностью патогенеза АГ у обследованных мужчин, проживающих в г. Тюмени явилось становление субъективного чувства страха потери доминирующей роли в социуме и низкая стрессоустойчивость в сочетании с высоким уровнем нейротизма по шкале оценки EPI. Гипотетически предположили, что жители северного региона Западной Сибири обладают лучшей социальной поддержкой, так как в 2006 г. Правительство ХМАО приняло «Закон о качестве жизни населения ХМАО». Этим законодательно утверждено первостепенное значение человека, его продолжительности жизни, удовлетворения потребностей, лечения, образования, обеспечения работой, жильём, охраны здоровья всего населения. Сложившаяся социальная и физическая самооценка у лиц, проживающих в условиях Севера, очень прочна. Видимо, этим объясняется малая обратная миграция, создание семей, наличие трудовых династий.

Следует отметить, что жительницы Севера менее охотно участвовали в заполнении анкет, отличались большей чувствительностью к смене обстановки и завышенной самооценкой при применении метода прямого опроса. Объективность данного факта состоит в том, что, несмотря на большие социально-экономические возможности сравнительно с другими территориями, способность к самообеспечению у женщин ниже (существует проблема трудоустройства в сравнении с мужчинами, ниже заработная плата). Заболевание воспринимается женщинами более негативно - не исключен эффект психологической защиты. При оценке индивидуальной стрессоустойчивости у жителей города Тюмени показано, что у всех женщин дисфункция сердечно-сосудистой системы сопровождалась типичным внутриличностным конфликтом работающей женщины, чувством вины и заниженной самооценкой личных достижений в сравнении с коллегами противоположного пола. У женщин с АГ, также как и у жительниц северных городов, наблюдали особую реакцию, связанную с отрицанием заболевания и низкими показателями уровня тревожности - «минимализаторами», которые были вызваны страхом потери перспектив социального и карьерного роста.

Заключение

Высокая частота встречаемости артериальной гипертензии свидетельствует о напряжении компенсаторно-приспособительных механизмов системы кровообращения вне зависимости от места проживания индивида. Но гарантированная социальная защищенность у мужчин - жителей Севера объективно способствует лучшей экологической адаптации, маркером которой служат более стабильные показатели резистентности системы кровообращения к стрессовым нагрузкам повседневной жизни.