Молодые специалисты и, в первую очередь, молодые врачи являются носителями наиболее социально незащищенной группой российского общества [5]. Низкий уровень заработной платы, сложности в получении жилья, отсутствие карьерного роста и перспектив профессионального совершенствования заставляют их уезжать из малых городов и сел Тверской области в столицу [8]. В современных условиях реформирования системы образования Российской Федерации, внедрения в образовательный процесс новых технологий и стандартов происходит усиление имевшихся и появление новых негативных тенденций в формировании молодежи [4]. В высших учебных заведениях, подготовка будущих врачей, характеризуется высоким уровнем интенсификации учебного процесса, что приводит к возникновению нервно-психического напряжения и негативно сказывается на механизмах адаптации к учебной деятельности студентов и состоянии их здоровья [6]. На состояние здоровья молодых специалистов, выпускников медицинских вузов, влияют и многие другие факторы: социально- экономические, психологические факторы, среда обитания, условия образования и воспитания, материальная обеспеченность, медицинское обеспечение. Известно, что в период становления молодого специалиста происходит смена ценностных ориентаций, уменьшается объем и ухудшается качество воспитательной работы. Адаптация к предстоящей профессиональной деятельности начинается уже на этапе получения профессионального образования [2]. для успешного решения важнейшей задачи закрепления молодых специалистов на рабочем месте, необходимо четкое научное обоснование системы организационных, социально-экономических и медико-психологических мер, направленных на формирование профессиональной адаптации и их личностно-профессиональных качеств молодых выпускников медицинских ВУЗов [8].
С целью определения путей повышения эффективности использования молодых медицинских кадров в региональной системе здравоохранения нами были изучены медико-социальные характеристики сообщества молодых врачей Тверской области.
Материалы и методы исследования
Публикация осуществляется в рамках исследования выполняемого при финансовой поддержке ФГБУ «Российский гуманитарный научный фонд»: проект № 15–16–69002/15 а(р) «Гендерные аспекты ценностных ориентиров и профессиональной мотивации молодых врачей работающих на территории Тверской области» и Администрации Тверской области.
Каждому врачу была роздан опросник и одноразовая обезличенная анкета. После исключения испорченных анкет проводилось сведение полученной информации на одно лицо. Полученные данные были сведены в электронную базу данных «Медико-социальная характеристика сообщества молодых врачей Тверской области» [3]. Нами были опрошены 972 молодых врача хирургического, терапевтического и диагностического профиля, из которых 918 вошли в обследование. В ходе работы проводилось математическое планирование объема необходимых исследований, использовалась формула Меркова-Полякова [7]. Учитывая, что нами анализировались экстенсивные показатели, для оценки достоверности полученных результатов использовался непараметрический критерий – метод угловых отклонений Фишера, позволяющие оценить достоверность различий при виде распределения отличном от нормального [1].
Результаты исследования и их обсуждение
По нашим данным более половины (55,66 %) молодых врачей расценивали свой уровень жизни как средний (рис. 1). Доля молодых врачей, определяющих свой уровень жизни как низкий, была в 1,7 раза больше, чем тех, кто считал, что они живут лучше, чем окружающие. Только треть молодых врачей, проживающих на территории Тверской области, имели собственное жилье (33,55 %), 42,05 % молодых врачей снимали жилье, а 24,29 % проживали в общежитии.
Рис. 1. Характеристика материально-бытовых условий проживания молодых врачей: 1 – уровень жизни ниже, чем у окружающих; 2 – уровень жизни такой же как у окружающих; 3 – уровень жизни выше, чем у окружающих; 4 – собственная квартира есть; 5 – снимают квартиру; 6 – проживают в общежитии; 7 – неудовлетворительные жилищно-бытовые условия; 8 – неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия; 9 – низкая материальная обеспеченность; 10 – неблагоприятные экологические условия проживания ( %)
При этом неудовлетворительные жилищно-бытовые условия были отмечены у 12,85 %, а неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия у 10,24 %. Низкая материальная обеспеченность была выявлена у каждого пятого (20,04 %) молодого специалиста. Только у 7,63 % были выявлены неблагоприятные экологические условия проживания.
Как видно из данных представленных на рис. 2 более половины молодых врачей состояли в браке (51,74 %) и только 21,79 % молодых специалистов не планируют создать семью в ближайшие годы. Более, чем у двух третей опрошенных есть дети (67,43 %), планируют завести детей 16,45 % молодых врачей.
Рис. 2. Особенности микросоциальных взаимоотношений молодых врачей: 1 – состоит в браке; 2 – создать семью в ближайшие годы не планируют; 3 – есть дети; 4 – планируют завести детей; 5 – не планируют завести детей; 6 – ежедневные конфликты с окружающими; 7 – еженедельные конфликты с окружающими; 8 – не конфликтуют с окружающими; 9 – обстановка в коллективе скорее враждебная; 10 – обстановка в коллективе скорее дружественная; 11 – обстановка в коллективе нейтральная ( %)
Внесемейные микросоциальные взаимоотношения молодых врачей носят напряженный характер – 49,24 % опрошенных ежедневно конфликтуют с окружающими, еженедельные конфликты с окружающими характерны для 27,67 % опрошенных. Только 23,09 % молодых специалистов не конфликтуют с окружающими (рис. 2). В то же время, большинство молодых врачей расценивают обстановку в своем рабочем коллективе как дружественную (51,31 %), или нейтральную (23,31 %). В то время как на враждебную обстановку в коллективе указали только 25,38 % опрошенных.
Рассмотрим самооценку молодыми врачами собственного здоровья (рис. 3). Более половины молодых врачей расценивали собственное здоровье, как удовлетворительное (54,68 %), 24,95 % врачей считали, что у них хорошее здоровье и 12,53 % – отличное. Только 7,63 % расценивали собственное здоровье как плохое. При этом постоянно курили 15,90 % опрошенных, эпизодически курили 25,16 % молодых врачей, не курили 58,94 % обследованных.
Физические нагрузки у молодых врачей чаще были редкие и длительные (40,52 %), реже частые и кратковременные или редкие и кратковременные (24,18 % и 24,62 % соответственно) и только 10,68 % молодых врачей указали на частые и длительные физические нагрузки. Каждый девятый молодой специалист жаловался на однообразный характер питания (11,76 %).
Остановимся на структуре основной проблемы в жизни с точки зрения молодого врача (рис. 4). Каждый пятый (18,52 %) молодой врач не смог сформулировать свою главную жизненную проблему. Среди ведущих жизненных проблем выделяются проблемы с партнером/супругом (супругой) (17,97 %), проблемы с зарплатой (16,45 %) и проблемы во взаимоотношениях с окружающими (16,12 %). Проблемы с жильем занимают каждого девятого молодого специалиста (11,11 %). На последнем месте стоят проблемы с личной жизнью (9,92 %) и проблема с нехваткой личного времени (9,91 %).
Рис. 3. Самооценка молодыми врачами собственного здоровья: 1 – здоровье отличное; 2 – здоровье хорошее, 3 – здоровье удовлетворительное; 4 – здоровье плохое; 5 – не курит; 6 – наличие эпизодического курения; 7 – наличие постоянного курения; 8 – частые и длительные физические нагрузки; 9 – частые и кратковременные физические нагрузки; 10 – редкие и длительные физические нагрузки; 11 – редкие и кратковременные физические нагрузки; 12 – однообразная пища
Рис. 4. Структура ведущей проблемы в жизни с точки зрения молодого врача: 1 – проблемы с жильем; 2 – проблемы с зарплатой; 3 – проблемы с личной жизнью; 4 – проблемы с партнером/супругом (супругой); 5 – проблемы во взаимоотношения с окружающими; 6 – проблема с нехваткой личного времени; 7 – главной проблемы нет (1 %=3,6º)
Таким образом, для молодых врачей, проживающих на территории Тверской области, характерно наличие ряда неблагоприятных медико-социальных факторов, таких как отсутствие собственного жилья и наличие неудовлетворительных санитарно-гигиенических условий проживания. Только треть молодых врачей, проживающих на территории Тверской области, имели собственное жилье (33,55 %), 42,05 % молодых врачей снимали жилье, а 24,29 % проживали в общежитии. Молодые тверские врачи в 1,7 раза чаще определяют свой уровень жизни как низкий, по сравнению с окружающими. Низкая материальная обеспеченность была выявлена у каждого пятого (20,04 %) молодого специалиста. Внесемейные микросоциальные взаимоотношения молодых врачей отличаются повышенной конфликтностью. Более половины молодых специалистов состоят в браке, а каждый пятый не планирует создать семью в ближайшее время. Полученные данные подтверждают наличие объективных причин, способствующих оттоку молодых врачебных кадров из Тверской области.