Широко известно, что огромную роль в успешном исходе оперативного вмешательства играет быстрое и качественное лигирование артерий и вен. Особенно это актуально при операциях на органах грудной и брюшной полости, в анатомических участках со сложным доступом к крупным кровеносным сосудам (шейный отдел, внутренняя часть проксимального бедра). У крупных животных сложность лигирования сосудов также имеет место. Проведение таких манипуляций должно характеризоваться малой травматизацией окружающих тканей и сохранением механических свойств наложенного узла, который с течением времени должен либо полностью рассосаться, либо инкапсулироваться, не приводя к раневым осложнениям.
Несмотря на то, что наиболее часто применяется соединение тканей при помощи различных шовных материалов [1,2], поиск новых технических решений и способов наложения швов в ветеринарной хирургической практике остается актуальной необходимостью.
В современной ветеринарной медицине, в подавляющем большинстве случаев, в качестве шовного материала используются нити, необходимые для конкретного оперативного вмешательства. Предлагаются нити различного размера, структуры плетения и химического состава, широкого ценового диапазона. Скобы всевозможных видов используются реже.
Независимо от того, из каких материалов (искусственные, натуральные) изготовлены шовные нити, важная роль принадлежит субъективному фактору – хирургу, накладывающему лигатуры. Только от него зависит скорость наложения и степень затягивания узлов. Особенно если речь идет о прерывистых швах, требующих многократного формирования отдельных узлов. Каждый хирург субъективно определяет оптимальный шаг шва и силу затяжки. Так, для предотвращения образования некрозов в области мягких тканей, важно не дать избыточное усилие при затягивании узла. Если врач стягивает нить очень сильно, то в области двух сшиваемых поверхностей блокируются капиллярные сосуды микроциркуляторного русла и развивается некроз ткани [3].
Недостаточное затягивание узла может привести к расхождению краев раны и нарушению ее герметизации, образованию грыж или выпадению органов в ранний послеоперационный период. При этом различные нити по-разному формируют узел. Так, гладкие нити имеют худшие манипуляционные свойства, что обуславливает низкую надежность узла [3]. Соответственно, требуется больше механических усилий и увеличение количества узелков на один шов (3–4 и более). Однако, при этом велика вероятность разрыва узлов ввиду несоответствия прочности нити и подаваемой на нее нагрузки в процессе затягивания.
Наложение различных типов швов требует привлечения специализированных инструментов: иглы, иглодержатели, пинцеты. Экстремальные ситуации, включая полевую хирургию, не всегда могут быть обеспечены достаточным набором инструментария, притом что необходимость остановки кровотечения является очевидной.
Исходя из вышесказанного, мы бы хотели представить результаты применения ОЗЛУ при различных оперативных вмешательствах у животных.
Материалы, методы и результаты исследований. Работа проводилась на базе ветеринарного комплекса «БИОН», г. Севастополь и РВНИЦ им. А.Решетника, г. Феодосия с 2011 по 2015 год.
Метод «увязывания» сосудов и «ушивания» мышечных и кожных ран в данном исследовании проводился на 127 собаках и у 68 кошек при различных оперативных вмешательствах. Так, при стерилизации собак различной массы тела и возраста, «увязывание» связок яичников с использованием ОЗЛУ проводилось у собак в 162 случаях (81 собака), у кошек в 34 случаях (17 кошек) (рис.1).
Рис. 1. Пережатие «увязывание» сосудистого пучка яичника при овариоэктомии у собаки с помощью одновекторного замкового лигатурного устройства с титановым покрытием
Пережатие тела и сосудов матки осуществили у 57 собак, пережатие тела и сосудов матки у кошек осуществляли в 12 случаях (рис. 2).
«Врезание» зубчатого кольца позволяет на дежно крепить устройство, препятствуя его соскальзыванию с культи органа.
Герметизацию мышечной стенки по белой линии осуществили у 73 собак и 16 кошек (рис. 3).
«Увязывание» используемым материалом сосудов при спленэктомии у собак проводили в 9 случаях, у кошек в одном случае (рис. 4).
Рис. 2. Пережатие – «увязывание» тела матки у собаки при гистерэктомии с помощью одновекторного замкового лигатурного устройства с титановым покрытием
Рис. 3. Ушивание мышечной раны, проведенной по белой линии у собаки при помощи одновекорного замкового лигатурного устройства с титановым покрытием
Рис. 4. Пережатие «увязывание» сосудов селезенки у собаки (удаление органа вследствие обширной травмы) при помощи одновекорных замковых лигатурных устройств с титановым покрытием
Таким образом, было проведено 265 внутриполостных наложений ОЗЛУ при лигировании сосудов. На мышечную стенку было проведено 89 наложений, на кожную стенку – 41.
Ввиду того, что ОЗЛУ не является рассасываемым материалом в клиническом и физиологическом аспекте, нас интересовал вопрос возникновения различного рода осложнений как в острый период раневой болезни (первые 10 дней), так в короткий отдаленный период (в течение 8 недель) и длительный отдаленный период – 2 года и более.
В основные оцениваемые показатели входили: дискомфорт, причиняемый устройствами при жизни животных; воспалительные осложнения, вызванные при отторжении устройств; качество и сроки инкапсуляции устройств.
Так за исследуемый период, из всех случаев с висцеральным наложением, по поводу общего недомогания, повышения температуры тела обратились 2 владельца кошек (из анамнеза было выяснено, что эти случаи, не являются следствием оперативных мероприятий). В случаях наложения ОЗЛУ на мышечную стенку за весь исследуемый период жалоб не поступало, при этом экспериментально (после операций в различные сроки) было обнажено:
– 44 участка с фиксацией мышечной стенки у разных животных;
– через 2 мес. у 3 собак обнажено и исследовано 2, 1, 4 участка, соответственно;
– через 6 мес. у 11 собак обнажено по одному участку в 7 случаях, и по 3 участка в 4 случаях;
– через 12 мес. у 5 собак обнажено по одному участку;
– через 24 мес. у 5 собак по одному участку;
– через 36 мес. у двух собак по 3 и 5 участков, соответственно.
Было выявлено, что полноценная инкапсуляция ОЗЛУ наступала уже на 10–е сутки и не менялась с течением времени. Извлекаемые устройства не меняли своих физических свойств даже после 2-х лет нахождения в организме. Обрастание ОЗЛУ тканями происходило по общим закономерностям инкапсуляции инородных материалов.
Методы наложения замковых лигатурных устройств, используемые в работе
В нашем исследовании использовались два варианта:
1. Проводниковый метод наложения устройства;
2. Беспроводниковый метод наложения устройства;
Проводниковый метод применяли при наложении устройств на мышечную и брюшную стенку, беспроводниковый применяли при сдавливании сосудов и полых органов. В первом случае проводником служил специально подготовленный остроконечный полый стилет.
При использовании беспроводникового метода применяли свободную обводку сосуда или полого органа с последующим сдавливанием. В отдельных случаях при обводке сосудов осуществляли прокол мягких тканей и адвентиции острой частью ОЗЛУ.
Характеристика ОЗЛУ с титановым покрытием
Одновекторное замковое лигатурное устройство (рис. 5) представляет собой полимерное полотно (лента) заданной длины и ширины со свободно перемещающимся зубчатым кольцом. Один конец полотна оснащен безвозвратным моновекторным замком, второй конец выполнен с односторонней или двусторонней заточкой. По всей поверхности устройства наносится титановое нанопокрытие (напыление). После обводки сосудов или тканей и заведения острого конца ОЗЛУ в замок происходит сдавливание сосудов, тканей с контролируемой нагрузкой.
Рис. 5. Одновекторное замковое лигатурное устройство с зубчатым кольцом
Выводы
Таким образом, используемые нами одновекорные замковые лигатурные устройства удовлетворяют следующим характеристикам:
1. Простота увязывания сосудов, тканей, в том числе с усиленным напряжением благодаря врезанию в ткань зубчатого кольца;
2. Простота герметизации кожной и мышечной стенки;
3. Прочное крепление мышечной и кожной стенки;
4. Отсутствие прорезания ткани во время крепления замкового лигатурного устройства;
5. Высокая скорость наложения одновекторного замкового лигатурного устройства;
6. Атравматичность наложения одновекторного замкового лигатурного устройства по отношению к другим тканям;
7. Простота стерилизации перед использованием;
8. Отсутствие отторжения в отдаленном периоде;
9. Отсутствие дискомфорта у животного, перенесшего операцию с наложением устройств на висцеральных органах.
10. Отсутствие отторжения устройств, наложенных на мышечную стенку.
11. Полноценная инкапсуляция, наступающая уже на 10-е сутки и не меняющаяся с течением времени. Извлекаемые замковые лигатурные устройства не меняют своих физических свойств даже после 2 лет нахождения в организме.