Осетинский эпос представляет собой циклическую структуру с элементами гиперциклизации: в нартовском эпосе выделяются крупные циклы, в центре которых основные персонажи эпических сказаний, а также малые циклы, остановившиеся на стадии формирования.
Одним из важных элементов в формировании структуры эпического текста является образ героя.
Среди героев осетинского эпоса мы выделяем два персонажа, роль которых, на наш взгляд, велика в формировании межциклических связей и создании единой повествовательной ткани. Эти персонажи, без которых немыслимо большинство сюжетов осетинского эпоса – Сатана и Сырдон.
Нужно отметить, что если Сатана встречается во всех версиях нартовского эпоса, то образ Сырдона оригинален в контексте нартовской эпической традиции.
Осетинскому Сырдону типологически близок Боткий Ширтка вайнахской версии, но этот персонаж, как отмечалось в научной литературе, менее мифологизирован, чем Сырдон.
Цикл Сырдона в осетинском нартовском эпосе невелик, правда почти ни одно сказание эпоса не обходится без его участия. Важнейшие моменты жизни нартов связаны с Сырдоном, но особенно тесно этот персонаж связан с Сосланом. Сослана на протяжении всей эпической биографии сопровождает его «злой гений» – Сырдон.
Образ Сырдона сквозной в осетинском эпосе, он формирует сюжеты многих сказаний, что в определенной мере способствует центростремительности сюжетов нартовских сказаний.
Сатана – один из самых значительных образов нартовского эпоса, также присутствует почти во всех сказаниях. Трудно переоценить роль этой героини в сюжетосложении и циклообразовании осетинского эпоса. Образ Сатаны объединяет и героев эпоса, и эпические сюжеты в целостное повествование.
Образы Сатаны и Сырдона выступают как связующие нити повествовательной ткани эпического текста. Рассеивание образов или их «дистрибуция», сквозное бытование во всех циклах, способствует так называемой гиперциклизации – стремлению к объединению сказаний эпоса в одно целое.