Особенности развития системы образования на современном этапе становления российского общества проявляются в глубоких и многоплановых преобразованиях, затрагивающих как организационные, технологические аспекты образования, так и социальные и психологические аспекты деятельности педагога как субъекта образовательного процесса.
В качестве профессионально значимых характеристик современного педагога становится способность быстро преодолевать социально и профессионально значимые проблемы, быть субъектом процесса профессионализации.
При этом на фоне разворачивающихся инновационных процессов педагоги испытывают серьезные психоэмоциональные нагрузки, в силу нарастания стрессогенности профессионально-педагогической деятельности. Все это вызывает не только психологический дискомфорт, приводя к снижению адаптационных способностей учителя, но и усиливает кризисные явления приводит к переживанию педагогами профессионального кризиса личности.
Профессиональный кризис личности педагога
Профессиональный кризис личности – представляет собой неравновесное состояние, некую «переходную» точку, точку бифуркации, прохождение которой предопределяет дальнейшую траекторию развития личности в профессии и обеспечивает либо переход на следующую стадию профессионального становления либо приводит к стагнации педагога, его профессиональной деградации [9]. Возникновение профессионального кризиса личности связано с рассогласованием в ценностно-смысловой сфере личности, вызванным в свою очередь рассогласованием отношений в системе «личность-профессия». Это состояние характеризуется появлением у педагога неуверенности в своих силах, несогласием с самим собой, осознанием необходимости переоценки себя, появлением неясности жизненных целей, непониманием как жить дальше, потерей чувства нового, отставанием от жизни и т.д. Можно говорить о том, что профессиональный кризис личности представляет собой ситуацию «невозможности» реализации внутреннего профессионального замысла в актуальной ситуации профессионального развития.
Проведенное нами феноменологическое исследование содержания переживания педагогами профессионального кризис личности позволил нам конкретизировать состояние профессионального кризиса личности [8]. Так в ситуации кризиса педагоги начинают остро воспринимать оценку своей деятельности, ощущать отсутствие контроля над деятельностью и профессиональными ситуациями. Проявления субъектности и уверенности в своих силах, характерные для восприятия докризисной профессиональной ситуации утрачиваются в период кризиса, что является одним из ведущих источников переживания наряду с негативными внешними оценками. Основным аспектом переживания педагогами профессионального кризиса личности связан с изменением смыслового контекста работы. Для многих педагогов профессиональный кризис личности сопровождается рефлексией содержания профессиональной деятельности, затем актуализируется рефлексия внутреннего мира и социального окружения [8].
Еще одним важным аспектом профессионального кризис личности является размытая временная профессиональная перспектива или её отсутствие и, как следствие, актуализация потребности в выборе дальнейшего сценария профессиональной жизни являются еще одним аспектом переживания педагогами профессионального кризиса личности. Также стоит отметить, что педагоги отмечали в период профессионального кризиса отсутствие интереса к деятельности и рутинный характер деятельности.
Антиципационный механизм переживания педагогами профессионального кризиса личности
Прежде чем перейти к рассмотрению сущности антиципационного механизма остановимся на тех исследованиях, в которых раскрывается феноменология антиципации.
В настоящее время в психологической науке существует большое количество исследований антиципации и прогнозирования. При этом в исследованиях как отечественных, так и зарубежных исследователей встречаются такие категории как «антиципация», «антиципационные способности», «антиципационная состоятельность», «прогнозирование» и др. Независимо от содержания этих категорий, все авторы вкладывают единый смысл в понятие «антиципация», понимая под ним предвосхищение, прогнозирование, опережение и пр.
Впервые термин «антиципация» можно встретить в работах В. Вундта. По его мнению, антиципация означает «способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.
В работах П.К. Анохина, Т.Ф. Базылевич, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, В.М. Русалова, Е.Н. Соколова, Д.А. Ширяева, А.Ф. Корниенко феноменология антиципации раскрывается с позиций физиологии и психофизиологии.
Так, по мнению П.К. Анохина, организм способен в своих реакциях не только адекватно отражать действительность, но и предупреждать возможное воздействие среды. В процессе взаимодействия организма со средой и воздействия на него внешних раздражителей, формируется аппарат («акцептор результатов действия»), включающий в себя афферентные признаки будущего результата [2]. Акцептор результатов действия, фактически являясь эквивалентом цели, направляет все этапы целенаправленного поведения, корректируя постоянно наиболее успешное достижение необходимого полезного результата. Кроме того акцептор результата действия имеет возможность на основе обратной афферентации сопоставить эти признаки с теми признаками, которые поступают к нему через некоторое время уже от реального результата [2].
Ряд исследований антиципации развертывался в когнитивной психологии. Так У. Найссером была обозначена идея об универсальном принципе антиципации, который лежит в основе взаимодействия организма и окружения [7]. В качестве основного понятия в познавательной деятельности индивида У. Найссер выделял антиципирующие, предвосхищающие схем [7].
Известен ряд работ, посвященных исследованию антиципации в онтогенезе. Так в трудах Е.А. Сергиенко представлены закономерности развития антиципации в раннем онтогенезе [10]. Автор понимает под антиципацией универсальный механизм психической организации человека, включающий избирательность и упреждение событий при взаимодействии со средой [10]. Е.А. Сергиенко также отмечает, что антиципация – это не только атрибут человеческой деятельности, а более универсальное, имманентное свойство психической организации человека и эволюции форм психической организации [10]. Антиципация развивается непрерывно в ходе онтогенеза человека и проявляется в различных формах в зависимости от уровня психического развития. Функциональным механизмом антиципации является антиципирующая (предвосхищающая) схема, направляющая восприятие и действие при взаимодействии со средой. В результате взаимодействия со средой антиципирующая схема модифицируется, направляя дальнейший поиск к принятию новой информации [10].
В своих исследованиях И.А. Зимняя определяет вероятностное прогнозирование как процесс, включающий процессы упреждения целого, предвидения элементов, на основе некоторой вероятности их появления [4]. Опираясь на концепцию опережающего отражения действительности П.К. Анохина, И.А. Зимняя объясняет вероятностное прогнозирование через результат готовности организма к воздействию того или иного раздражителя. Вероятностное прогнозирование представляет, по мнению автора, определенный механизм выдвижения и последующего подтверждения (или отклонения) выдвинутой гипотезы [4].
Интерес представляет рассмотрение антиципации с позиций деятельностного подхода. Так Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков под антиципацией понимают способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий [5]. Как отмечают авторы, понятие антиципация, как неотъемлемое свойство психики, выполняет три важных функции в процессе отражения мира.
1. предвосхищение, предвидение и ожидание определенных событий (когнитивная функция).
2. проявление готовности к событиям, упреждении их в поведении, планирование действий (регулятивная функция).
3. общение, взаимодействие между людьми, готовность подчиняться нормам, способность сразу узнавать эмоциональные состояния других людей (коммуникативная функция).
Б.Ф. Ломов указывает на универсальное значение антиципации для всех сторон деятельности человека, поскольку наиболее типичным для индивидуа является не только отражение настоящего и сохранение прошлого, но и активное овладение перспективой будущего [5].
Интересны подходы к пониманию сущности антиципации в русле клинической психологии. Так В.Д. Менделевич исследуя антиципационную состоятельность в контексте неврозогенеза, установил, что этиопатогенез невротических расстройств находится в неразрывной связи с антиципационными процессами [6]. Как отмечается в исследованиях проводимых В.Д. Менделевичем, личность, предрасположенная к невротическим расстройствам, исключает из антиципационной деятельности, прежде всего, нежелательные события и поступки. Она ориентируется всегда лишь на желательные. И переживая неспрогнозированную, неблагоприятную ситуацию, личность сталкивается с проблемой применения совладающего поведения. И даже если система психологической компенсации у нее функционировала нормально, то в условиях расхождения прогноза и при крайних вариантах эмоциональных переживаний (обиды, разочарования, недоумения), личность не может не использовать потенциальные возможности для того, чтобы справиться с ситуацией [6].
Антиципация в переживании педагогами профессионального кризиса личности
Обратимся теперь к рассмотрению роли антиципации в переживании педагогами профессионального кризиса личности. Для начала обозначим ряд исследований, важных в контексте нашего разговора, раскрывающих значение антиципации в жизнедеятельности и поведении личности.
Так в работах Л.И. Анцыферовой можно встретить обоснование значимости антиципирующего совладания. Как отмечает автор, предвосхищение возникновения трудной ситуации влияет на формирование готовности к встрече с негативным событием или поиск путей ее предотвращения [3]. В работах Л.И. Анцыферовой мы встречаем утверждение о том, что поскольку основным способом бытия личности является развитие, то постоянная экстраполяция себя в будущее, а своего отдаленного будущего в свое настоящее – это и есть проявление желания развиваться. Как отмечает автор, будущее существует в личности как направленность ее развития и переживается человеком в виде стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определенной деятельности [3].
В работах К.А. Абульхановой-Славской антиципация является необходимым компонентов смыслообразования (планирования будущего), ответственности (предвидение последствий своих действий), организации времени жизни (опережающее и своевременное планирование) [1]. Характеризуя способы решения жизненных противоречий (в т.ч. и жизненных кризисов) автор отмечает, что особенности их разрешения дают возможность охарактеризовать социально-психологическую и личностную зрелость человека.
Рассматривая антиципацию как неотъемлемое свойство психики Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш раскрывают когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции психики. Когнитивная функция антиципации заключается в познании будущего в его самых различных формах. Регулятивная функция обеспечивает готовность к встрече с событиями, упреждение их в поведении, планирование действий. Коммуникативная функция антиципации состоит в готовности, планирования, предсказуемости процессов общения.
На наш взгляд, именно когнитивная и регулятивная функции играют важную роль в переживании профессионального кризиса личности.
На основе анализа работ вышеперечисленных авторов обозначим несколько позиций, раскрывающих антиципационный механизм переживания профессионального кризиса личности. Во-первых, нужно отметить, что антиципация является компонентом смыслообразования. В процессе переживания профессионального кризиса личности будущее существует в сознании личности как некий идеал, к которому она стремится. Цели, ценности личности выступают ориентирами в построении вероятностной модели будущего. Не имея возможности реализовать в актуальной профессиональной ситуации свои потребности, педагог изменяет и обогащает систему ценностей и смыслов, сопоставляя ее в том числе и с возможным будущим.
Во-вторых, антиципация играет особую роль в психической регуляции поведения и деятельности и обеспечивает готовность субъекта к встрече с событиями, планированию действий. Механизма антиципации обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности по преодолению ситуации кризиса. Антиципация включается в процесс принятия педагогом решения о своем профессиональном будущем, в процессы текущего контроля за процессами совладания с кризисом и пр.
В-третьих, неэффективность антиципации приводит к повышению вероятности невротического расстройства личности. В клинической психологии накоплен большой эмпирический материал, подтверждающий факт того, что неспособность личности предвосхищать ход событий и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях, приводит к развитию невроза. Ситуация профессионального кризиса личности является безусловно ситуацией фрустрации. Будучи неспособным спланировать свое поведение и деятельности по совладанию с ней, ориентируясь в процессе антиципации на желательные события и поступки, педагог тем самым увеличивает вероятность неблагоприятного разрешения кризиса, вплоть до ухода в пограничные состояния.
Итак, переживание педагогами профессионального кризиса личности актуализирует антиципационные механизмы, заставляя личность проектировать свое профессиональное будущее. Антиципация обеспечивает нахождение новых профессиональных горизонтов, перспектив профессионального развития. Для педагога значимость антиципационных механизмов огромна, поскольку именно посредством антиципации педагогу удается оставаться субъектом своей профессиональной деятельности и сохранять психологическое благополучие.
Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические механизмы переживания педагогами профессионального кризиса личности», проект № 16-36-01031.