Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Tsvetkov V.Ya. 1
1
1554 KB

Эмерджентность является полисемическим понятием и по разному трактуется в науках, где это понятие применяется. Эмерджентность как феномен применяют в синергетике, теории систем, философии, теории информации, химии и биологии, искусственном интеллекте. Одна из трактовок [1] описывает эмерджентность как явление возникновения крупных объектов (процессов. явлений) на основе взаимодействия между меньшими или более простыми объектами, при котором крупные объекты имеют свойства, которыми образующие их меньшие объекты не обладают. Эмерджентность занимает важное место в теории интегративных [2], сложных и тринитарных [3] систем. Яркий пример – феномен жизни. Теории, обобщающие эмерджентные свойства называют «эмерджентизм» (emergentism) [1].

Почти все описания и модели эмерджентизма включают формы эпистемологической. онтологической и математической несводимости состояний и свойств к более низким линейным уровням [4]. Следует отметить два качества эмерджентизма: нелинейность при аналитическом описании и тринитарность [3] при структурном описании. Свойство эмерджентности было отмечено еще Аристотелем при описании понятия «сущность». Термин «эмерджентное» ввел философ G.H. Lewes. Джефри Гольдштейн описывает эмерджентность как «возникновение новых структур, моделей и свойств в процессе самоорганизации в сложных системах».

Различают слабую и сильную эмерджентность. Слабая эмерджентность описывает новые свойства, возникающие в системах в результате взаимодействия на элементарных уровнях. Она появляется в «самом себе», например, как элемент сознания. Сильная эмерджентность описывает новые качественные компоненты системы, возникающие в системах в результате воздействия системы более высокого уровня. Эти компоненты не приводимы к составным частям исходной системы или систем. Она проявляется как результат обучения или информационного воздействия [5]. Эмерджнетность исключает возможность сведения картины мира [6] к простым фундаментальным законам. Она исключает возможность запуска простых законов для создания вселенной. Конструкционистская гипотеза построения сложных явлений и систем ломается при столкновении с двойными трудностями масштаба и сложности. На каждом уровне масштаба и сложности появляются новые свойства, несводимые к свойствам простых уровней.