Налогообложение операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг, является одним из ключевых элементов налоговой системы большинства иностранных государств. Несмотря на то, что данной теме придается большое значение как в теории, так и на практике, государственные власти всё равно сталкиваются с проблемами при данном виде налогообложения. В большинстве случаев, появлению этих проблем способствует разработка новых и развитие старых финансовых инструментов на финансовых рынках. Комбинирование разных финансовых инструментов с разными параметрами риска и доходности часто создает проблемы в отношении налоговой политики государства. При появлении новых финансовых инструментов, с помощью которых государство может повысить благосостояние своих граждан и инвестиционную активность в стране, государство старается стимулировать инвесторов вкладывать свои свободные денежные средства в новые инструменты, путем налоговых льгот по операциям с ценными бумагами. Стоит отметить, что в иностранных государствах рынок ценных бумаг формировался столетиями, а вслед за рынком формировалось и налоговое законодательство, приспосабливалось к новым условиям экономической реальности [1].
Прошло не одно десятилетие с того времени, когда большинство экономик не характеризовали себя как рыночные, а государственные власти негативно воспринимали приток иностранного капитала, поскольку боялись оказаться в финансовой зависимости от инвестирующих стран. Существенное изменение ситуации началось в 1970-х годах, именно в это время политики и экономисты поняли, что приток зарубежных инвестиций является основополагающим фактором, который способен создать высокий рост национальной экономики, а налогообложение, в свою очередь, оказывает сильное влияние на приток иностранного капитала. Налогообложение состоит из нескольких видов налоговых платежей, а именно: налог на доходы с дивидендов, налог на доходы физических и юридических лиц, налог на проценты и на прирост капитала.
В последние время на мировой арене все сильнее проявляется международная налоговая конкуренция, которая заметна благодаря перемещению капитала и рабочей силы из одной страны в другую, с более низкими налогами в законодательстве и более привлекательными налоговыми льготами. Исходя из этого, большинство стран направляют свою налоговую политику на создание благоприятных условий для инвестиций в национальную экономику страны. Ведь крупные инвесторы, которые владеют достаточным капиталом, в отличие от собственника земли, как правило, не связаны необходимостью с какой бы то ни было страной, а значит, будут переводить свой капитал в ту страну, в которой они могут вести свои дела открыто перед государством, пользоваться своим имуществом без страха и при этом платить минимальные налоги, что в свою очередь значительно сэкономит их бюджет.
Хотя среди экспертов нет единого мнения по поводу влияния налоговой конкуренции на экономику страны, но все согласны в одном, что такая конкуренция вынуждает правительства различных стран совершенствовать налоговую политику и снижать налоговое бремя. Так, например, в 1975 году Европейская комиссия высказывалась за уменьшение минимального корпоративного налога в странах Европы в размере 45 %. Эта предложение потерпело неудачу, как потерпела неудачу и схожая попытка в начале 1990-х по уменьшению минимальной ставки корпоративного налога до 30 %. В настоящее время ставка в Европейском союзе по корпоративному налогу в среднем равна 30 %.
Дальше мы проанализируем общий подход к налогообложению операций на рынке ценных бумаг, применяемый в зарубежных государствах, а также рассмотрим некоторые особенности и примеры. Участник сделок на рынке ценных бумаг может получить доход в результате следующих операций: сделки купли-продажи; владение ценной бумагой: дивиденды от акций, проценты по облигациям, векселям, сберегательным сертификатам; прирост стоимости капитала. Операции на рынке ценных бумаг в большей степени подвергаются налогообложению прямо или косвенно практически во всех странах мира. Несмотря на то, что такое налогообложение существует в различных формах, например биржевой налог, гербовый сбор и т.д., в экономической литературе их объединяют общим названием – налог на операции с ценными бумагами. Вокруг самой идеи налогообложения на операции с ценными бумагами ходит множество дискуссий. Одни эксперты утверждают, что оно увеличивает стабильность на финансовом рынке, помогает предотвратить финансовые кризисы и уменьшает объемы избыточной торговли. Кроме того, одной из главных и ключевых причин существования и широкой поддержки налогообложения на операции с ценными бумагами является тот факт, что данное налогообложение существенно повышает налоговые поступления в бюджет страны. Ведь число ежедневных сделок, совершаемых на рынке ценных бумаг, огромно, а объем финансовых операций по всему миру превышает объемы торговли товарами и услугами в десятки раз. Другие же эксперты считают, что такое налогообложение только снижает инвестиционную привлекательность страны, и, как следствие, количество инвестируемых денежных средств в экономику тоже снижается. А это приводит к торможению развития экономики страны. Тем не менее, налогообложение операций на рынке ценных бумаг широко применяется практически во всех развитых государствах [2].
В США почти все сделки, совершенные с ценными бумагами на фондовом рынке, облагаются налогом. Ставка налога равна 0,003 %. Данный налог был принят в 1934 году, и целью его было покрыть расходы на деятельность Комиссии по ценным бумагам и биржам США, которая является главным регулятором на финансовом рынке США. Но объем сделок, совершаемых на фондовом рынке, рос такими темпами, что уже в 1998 году доход от налога составил порядка 1,8 миллиардов долларов США, что практически в 5 раз превышает расходы Комиссии за тот же период. В Великобритании в 1986 году Законом о финансовых услугах был введен гербовый сбор по операциям с ценными бумагами в размере 0,5 %. Плательщиком налога является покупатель ценной бумаги. Доход от данного налога в 1998–99 гг. составил 2,1 миллиарда фунтов стерлингов. Налог на операции с ценными бумагами применяется и в Италии, где он равен 0,14 % для сделок с акционерным капиталом и 0,16 % для сделок с долговыми обязательствами, и в Дании, где налогу подлежит 0,5 % со сделки с акционерным капиталом, и в других странах мира [3]. Некоторые из развитых стран мира не применяют налогообложение по отношению к операциям с ценными бумагами, например, Германия, Япония, Канада и другие. Налоги с дохода от владения ценными бумагами и от прироста их цены существуют в системе налогообложения всех развитых государств. Налогообложение происходит с помощью подоходного налога, как с физических, так и с юридических лиц. В некоторых странах также необходимо уплачивать налог с прироста капитала. А в ряде стран, объектом налогообложения является номинальная стоимость ценных бумаг, облагаемая налогами на имущество.
Под категорией налогообложения доходов от капитала принято понимать совокупность отношений, которые касаются порядка установления, исчисления и уплаты подоходных налогов от сделок с ценными бумагами и иными финансовыми активами. Под доходом от капитала подразумевается отдача инвестиций, сделанных инвестором ранее в финансовые активы страны. Налогообложение доходов от капитала в развитых странах зависит от вида лица, которое получает доход от этого капитала: к юридическим лицам будет применен корпоративный налог, физические лица будут платить подоходный налог. Доходы в виде процентов и дивидендов подлежат налогообложению в таком же порядке, как и другие доходы, например, заработная плата. Среди экспертов также ведется большое количество дискуссий на тему налогообложения дивидендов, так как существует проблема двойного экономического налогообложения. Чтобы инвестору получить прибыль от вложенных инвестиций, компания сначала заплатит корпоративный налог, после чего также уплатит налог с выплаченных дивидендов в качестве налогового агента, и только потом инвестор получит доход. Такой процесс получения прибыли не может радовать стратегических инвесторов.
Многие страны, такие как Дания, Италия, Бельгия, Корея и другие, применяют меньшую ставку для налогообложения дивидендов по сравнению со стандартной ставкой подоходного налога. Таким образом, эти страны смягчают двойное налогообложение на дивиденды. В Люксембурге и Германии предусмотрено льготное налогообложение для физических лиц, которое заключается в освобождении от уплаты налогов от половины суммы дивидендов. Например, работающий человек помимо заработной платы получает дивиденды от участия в доле акционерного общества в размере 10 денежных единиц, налогообложению будет подвергаться 5 единиц, а остальные 5 единиц освобождаются от налогообложения. В Греции физические лица полностью освобождаются от уплаты налога на дивиденды, полученные от национальных компаний [4].
Также в других странах существует еще одна льгота, которая смягчает двойное налогообложение дивидендов. Такая льгота предусматривает предоставление физическим лицам налогового кредита, с помощью которого налогоплательщик может полностью или частично заплатить корпоративный налог. К странам, которые предоставляют налоговый кредит для частичной оплаты корпоративного налога, относятся Франция, Великобритания, Канада. Полную оплату предоставляют в Финляндии, Мексике, Австралии, Новой Зеландии. При уплате налога с процентного дохода, а также дохода от роста стоимости активов многие страны практикуют удержание налога у источника выплаты дохода. Такая же практика наблюдается и в некоторых странах при выплате дивидендов акционерам, например в Швеции, а в Бельгии, Франции, Японии и Италии налогоплательщик имеет право сам выбрать, каким способом ему уплатить налог. Источник выплаты дохода имеет функции налогового агента, тем самым не только удерживает налог при выплате дохода, но и сам исчисляет его и перечисляет в бюджет страны. Смысл исчисления, удержания и перечисления налога в бюджет налоговым агентом объясняется тем, что, во-первых, деньги поступят в казну страны значительно быстрее, а, во-вторых, правительству страны зачастую бывает очень сложно отследить данные доходы, что повышает риск неуплаты или неполной уплаты налога налогоплательщиком. Кроме того, самому налогоплательщику также бывает трудно задекларировать данный вид дохода, особенно, если он не является резидентом страны.
Законы государства, их поправки и нормативные акты, как правило, устанавливают способ удержания налога налоговым агентом как особый вид дохода от капитала, либо как подоходный налог физического лица. Директив о налоге на доходы от сбережений действует в Европейском союзе на протяжении многих лет, где также осуществляется совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами. Директив предполагает взаимообмен между странами информацией, касающейся налогообложения. Некоторые государства вместе с обычным подоходным налогом применяют налог на прирост капитала, а другие включают прирост капитала в налоговую базу по подоходному налогу. В Бельгии, Болгарии и Швейцарии данный вид дохода вообще не подлежит налогообложению. Ниже мы более детально проанализируем налогообложение подоходного налога от операций на рынке ценных бумаг и дохода от капитала в Великобритании, Италии и Нидерландах [5].
Для физических лиц, которые совершают операции на рынке ценных бумаг Великобритании, доход от роста активов облагается налогом по итогам налогового периода, который заканчивается пятого апреля. Налоговой базой является прибыль, т.е. доходы за вычетом расходов. Также для физических лиц существует своего рода налоговый вычет в размере 7100 фунтов стерлингов, что означает, если прибыль налогоплательщика меньше или равна этой сумме, то он освобождается от уплаты налога. Налоговая ставка зависит от времени, которым инвестор владел капиталом. Если налогоплательщик владел 10 и более лет акциями национальной компании, то налоговая ставка на доход от роста акций будет равна нулю. Если передача ценных активов происходит между членами семьи, то доходы также не будут облагаться налогом. Если ценные бумаги были приобретены посредством национальной программы Индивидуальных сберегательных счетов, то доходы, полученные в результате владения или продажи данных бумаг, будут облагаться по льготной ставке [9].
Если акции компании выросли за налоговый период, то это будет считаться как доход, полученный данной компанией и облагаемый корпоративным налогом. Юридические лица, в отличие от физических, не имеют льготных ставок по налогу от прироста капитала. Но зато у них есть право учитывать в ежемесячных расходах индекс инфляции, который определяется государством. Для физических лиц – резидентов законом предусмотрено, что каждый налогоплательщик, который имеет более 5 % доли компании и получает доход путем роста рыночной стоимости активов компании, должен заплатить полную стоимость налога с дохода в случае продажи своих активов. Для физических лиц – нерезидентов Великобритании, которые получают доход от источников на территории Великобритании, предусмотрен налог по единой ставке в размере 20 %. Налог исчисляется и удерживается в этом случае налоговым агентом [6].
В Италии ставка налога на доход, полученный в результате прироста стоимости активов, выплаты процентов по облигациям, валютных конвертаций и реализации контрактов на рынке ценных бумаг, будет зависеть от того, является ли налогоплательщик налоговым резидентом Италии. В случае налогового резидента страны – физического лица, налогоплательщик будет платить налог исходя из общих правил подоходного налога. Для нерезидентов страны налог удерживается налоговым агентом в размере 12,5 % от полученного дохода, а если налогоплательщик нерезидент владеет крупной долей в компании и при продаже своей доли он получил прибыль, то налоговый агент удержит налог по ставке 27 %. Если налогоплательщик владеет ценными бумагами через посредника, то он имеет право на то, чтобы посредник при перечислении ему дохода сам удержал налог в размере 12,5 %, при этом посредник не вправе разглашать, за кого он удержал и перечислил налог. Таким образом, налогоплательщик имеет полную конфиденциальность перед властями страны, а значит, ему не обязательно отображать данные доходы при подаче налоговой декларации. Кроме того, налогоплательщик может вести свою инвестиционную деятельность через уполномоченное лицо, которое будет контролировать все активы, расположенные в Италии, и отчитываться по ним перед налогоплательщиком. Уполномоченное лицо само рассчитывает налог с полученных доходов налогоплательщика и перечисляет его в бюджет, при этом полная конфиденциальность налогоплательщика перед властями страны также соблюдается.
Для юридических лиц, которые являются налоговыми резидентами страны, доходы от операций по ценным бумагам облагаются корпоративным налогом по ставке в 37 %. Если компания продает контролирующий пакет акций или пакет акций, которые торгуются на бирже, более 10 %, то налогоплательщик имеет право уменьшить ставку до 27 %. Если юридическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Италии и имеющее постоянное представительство в стране, получает доход от роста рыночной стоимости своих активов, то эти доходы будут облагаться корпоративным налогом на тех же условиях, что и доходы налоговых резидентов страны. Если компания не имеет постоянного представительства в Италии, но имеет доход от источников на территории Италии, то эти доходы будут облагаться у источника дохода по ставке 27 %. Если компания проводит первичное размещение своих акций на бирже, то данная операция не будет облагаться корпорационным налогом, вместо него будет уплачен регистрационный сбор в размере 1 % от суммы размещения акций. Выпуск таких ценных бумаг, как облигации, фьючерсы и другие, будет облагаться фиксированным платежом в размере 200 евро.
В Нидерландах доходы, полученные виде процентов по облигациям, сберегательным сертификатам и другим ценным бумагам, а также дивиденды, включаются в общую подоходную налоговую базу налогоплательщика. Реализация резидентом своего пакета акций также будет включаться в подоходную налоговую базу. По итогам года налогоплательщик должен подать налоговую декларацию и уплатить налог. Ставка налога будет зависеть от величины полученного дохода, а её значение начинается с 25 % и заканчивается 60 %. Если резиденту принадлежит более 5 % акций компании, то доход, полученный при продаже своей доли в компании, будет облагаться единой ставкой в размере 25 %. Для физических лиц предусмотрены налоговые вычеты в размере 500 евро на каждого члена семьи. Не облагаются налогом процентные доходы, полученные по экологическим купонным облигациям [7].
Для нерезидентов Нидерландов предусмотрена более понятная система налогообложения. Так, если нерезидент получает дивиденды с территории Нидерландов, с его дохода удержат налог в размере 25 %. Налог удерживается налоговым агентом. При продаже своих долей в компаниях нерезиденты освобождаются от налогообложения, если их доля составляла менее 5 %.
Юридические лица включают дивидендный доход, процентный доход и доход от прироста рыночной стоимости активов компании в налогооблагаемую базу по корпоративному налогу. Если доход получен от компании, в которой доля участия налогоплательщика свыше 5 %, то компания может быть освобождена от уплаты корпоративного дохода по дивидендам. Если источником выплаты дивидендов служит одна из стран Европейского союза, то компания также может быть освобождена от удержания налога. Это зависит от того, удовлетворяют ли компании всем требованиям Директива Совета Европейского союза относительно материнских и дочерних компаний.
За размещение акций компании на бирже ценных бумаг придется заплатить пошлину в размере 1 % от суммы размещения. Не подвергается налогообложению эмиссия долговых ценных бумаг, таких как облигации [8].
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство стран придает особое значение налогообложению операций на рынке ценных бумаг, а одним из главных критериев выбора страны для размещения своего капитала является существующий в ней налоговый режим. В целом, объекты налогообложения стран похожи. Основные различия заключаются в величине налоговых ставок, порядке налогообложения, а также преференциях для инвесторов в виде налоговых льгот и вычетов. Ежегодно происходят изменения в налоговых законодательствах для того, чтобы переманить свободный капитал населения в экономику своей страны. Поэтому можно уверенно сказать, что налоговая конкуренция среди всех государств и дальше будет расти, а налоговые системы тем временем будут совершенствоваться.