Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

WATER RENT IN THE SYSTEM OF PAYMENT FOR WATER MANAGEMENT

Kharitonov G.B. 1
1 Don State Technical University
1704 KB
The article considers methodological approaches to the formation of rent in water resources management. The uniqueness of water properties, the inability to replace it with other chemicals indicate the value of water resources and are the objective reasons for the emergence of absolute and differential water rents. The main contribution to the growth of undistributed national economic profits is made by rent from the use of the natural resource potential. Underestimation of rental income leads to the failure of the country’s budget resources for socio-economic development. Actual approach to water management is the development of a system of paid water use. The use of the mechanism for recording water rents will make it possible to finance the development of the water sector not at the expense of the federal budget, but at the expense of the resources of the industry itself, and also to implement a mutually beneficial public-private partnership.
water resources
water use
water rents
economic development
water sector

Без совершенствования нормативов сбора и механизма взимания платежей на основании справедливых оценок производительности источников водных ресурсов и дифференциации рентной платы по качественным, количественным и территориальным признакам, а также с учетом причинения вреда природным ресурсам и возможности их воспроизводства становление рентных отношений в водопользовании недопустимо.

Основная часть образующихся в настоящее время рентных доходов оседает на счетах частных фирм, которым отданы природные ресурсы в эксплуатацию, в то время как государство, являющееся собственником этих ресурсов, формирует лишь малую часть природной ренты. Российская Федерация должна получать с помощью водной ренты дополнительный доход, который может быть потрачен на охрану и восстановление водных объектов. Рост чистой прибыли в экономику государства вносит именно рента, а не доход от труда и не капитал, как это происходит в других развитых странах. На долю ренты приходится не менее 75 % чистой прибыли по расчётам академика Д.С. Львова. Труд приносит 5 % и 20 % капитал. Рента от использования природно-ресурсного потенциала страны иными словами – это практически всё, из чего формируется доход страны. Соответственно, недоучет рентного дохода от водопользования приводит к неполучению бюджетом страны очень больших ресурсов социально-экономического развития.

Соответственно, актуально исследование методологии формирования системы управления водным фондом, адекватно учитывающей рентный доход его собственника и использующей его в целях восстановления и охраны водного фонда как составной части общего национального богатства страны. Имущественные и правовые отношения между собственником водных объектов и субъектами-водопользователями, основанные на реализации рентного принципа водопользования, позволяют разрешить проблемы касательно правовой принадлежности водных объектов и элементов водохозяйственного комплекса. Подобный подход к распоряжению и управлению водным фондом предопределяет формирование в стране коммерческого отношения к нему и работу рентного института.

Существуют следующие причины возникновения абсолютной и дифференциальной водной ренты: использование водных ресурсов в производстве, высокая водоёмкость последнего, а также ограниченность и уникальность свойств воды, невозможность её замены другими химическими веществами [1].

Общепризнано, водную ренту определяют, как долю дохода, создающуюся в результате применения водных ресурсов при изготовлении продукции или оказании услуг. Самым главным условием формирования водной ренты является дефицитность водных ресурсов. Рента в первую очередь зависит от состояния водного объекта, его географического расположения, инфраструктурной доступности, а также ряда менее существенных факторов. В связи с ростом потребности в водных ресурсах высокого качества величина водной ренты поднимается. Соответственно ограниченность ресурсов рассматривается не только как их нехватка, но и как предельная необходимость их эффективного внедрения в хозяйственное использование по критерию соотношения затрат и результатов. При водопользовании без изъятия воды из водного объекта рента возникает и при избыточности ресурсов. В данном случае рента определяется соотношением со стоимостью других доступных наилучших методов выпуска аналогичных товаров и услуг без использования водных ресурсов. Из определения водной ренты следует, что началом ее исчисления должна быть величина прибыли, а далее выделение из прибыли той ее части, которая обусловлена эксплуатацией природного ресурса, собственно ренты.

В экономике выделяется два общих подхода к оценке прибыли. Первый из этих подходов основан на использовании показателей, усредненных по отрасли или по группе предприятий. В случае, когда речь идет о конкретном виде природного ресурса, следует рассматривать множество предприятий, которые эксплуатируют данный ресурс. Этот подход соответствует воззрениям классической школы. Второй подход ориентирован на использование предельных показателей, он соответствует маржинализму (теории предельной полезности, теории предельной производительности). В рамках маржинализма разработаны два варианта исследования рентных проблем – прямой, через построение оптимизационных моделей с ограничениями по рентообразующему фактору, и косвенный – через анализ замыкающих затрат в системе производителей, использующих такой фактор. Учёными рассмотрены трудности, возникающие при попытках практического применения как классического, так и маржиналистского (в обоих его вариантах) подходов, и показано, что в случае водных (а также большинства минерально-сырьевых) ресурсов эти трудности принципиально непреодолимы.

Вопросы взимания водной ренты в настоящее время имеют не прикладной, а только теоретический характер. Подсчёт водной ренты на практике необходим тогда, когда предполагается прямое изъятие у каждого экономического агента, эксплуатирующего водные ресурсы, всей водной ренты или ее заранее фиксированной части для перераспределения в пользу государства. Такое изъятие, однако, не является необходимым, поскольку требуемое перераспределение осуществляется косвенным образом, через элементы действующей налоговой системы. Большинство взимаемых ныне (более того, известных в мире) налогов, в том числе на прибыль, на добавленную стоимость, единый социальный, подоходный, отнесены к базе, в которой в той или иной мере присутствует водная рента (как и любой иной вид природной ренты, если дело касается эксплуатации природных ресурсов). Кроме того, плата за водопользование, хотя и имеет главной целью обеспечение рационального использования водных ресурсов, водосбережение, является важнейшим каналом перераспределения водной ренты в пользу государства. Изменения доли водной ренты, получаемой государством, можно добиваться корректировкой компонентов действующей налоговой системы, т.е. действием «встроенных стабилизаторов». Выявлять величину ренты с высокой точностью практически невозможно и не нужно, так как изымать ее у производителей нельзя, иначе это затормозит развитие водного сектора экономики.

Природная, а также водная рента, как правило, по-разному рассредоточена между предприятиями, где она образуется. Однако, при прочих равных условиях у первых и прибыль будет больше (удельная так точно), чем у вторых. При соответствующем регулировании прогрессивный налог на прибыль его внедрения и собираемость принимает во внимание это обстоятельство [2].

Формирование водной ренты из использования водных ресурсов возможно в сельском хозяйстве, промышленности (тепло- и гидроэнергетика), рекреации, на транспорте [3].

Объём водной ренты предлагается рассчитать по следующей формуле:

R = Ra + Rd = P – Pi,

где R – водная рента предприятия приходящаяся на единицу работ или услуг;

Ra – абсолютная водная рента предприятия на единицу работ или услуг,

Rd – дифференциальная водная рента на единицу работ или услуг, формируемая как итог использования лучших условий нахождения и режима водных объектов,

P – прибыль предприятий, использующих водные ресурсы, приходящаяся на единицу работ или услуг;

Pi – прибыль приходящаяся на единицу работ или услуг, предприятий данной отрасли по сопоставимой совокупности, не пользующихся водными объектами при основном виде деятельности.

Необходимо различать методики расчета водной ренты в зависимости от видов водопользования (с забором воды и без забора), поэтому методика расчета величины водной ренты в сельском хозяйстве, промышленности и жилищно-коммунальном комплексе отличается от методики вычисления ренты в гидроэнергетике, транспортной отрасли. Необходимость разграничения расчетов связана с возможностью альтернативного получения продукции в отраслях, осуществляющих водопользование. Кроме того, величина ренты от использования подземных водных источников будет на порядок выше ренты от использования поверхностных вод, в силу большей степени ограниченности подземных вод и более высокого уровня их качества по сравнению с поверхностными водами [4].

Учёт особенностей использования водных ресурсов, место каждого конкретного водопользователя в экономике страны отражается в системе извлечения ренты при водопользовании. Водная рента формируется исключительно при высокодоходном водопользовании и извлекается главным образом из прибыли и нуждается в корректировке в зависимости от движения цен в производственном секторе и сфере услуг.

На современном этапе развития водохозяйственного комплекса одна из главных задач заключается в том, чтобы повысить роль системы выявления водной ренты и ее изъятие, создать на этой основе дополнительные рычаги управления экономической подсистемой водохозяйственного комплекса и реализовать принципы устойчивого развития в водопользовании. Этого можно достичь не только через повышение существующих налогов и сборов, а прежде всего благодаря внедрению системы рентных платежей за водопользование. Изъятие водоресурсной ренты должно стать важным регулятором процесса использования водного потенциала и обеспечить условия накопления эколого-экономических активов [5].

Применение механизма учета ренты в водопользовании позволит финансировать развитие водного сектора экономики не из федерального бюджета, а из средств самой водохозяйственной отрасли, а также осуществлять взаимовыгодное частно-государственное партнёрство.