Среди различных отклонений достаточно распространенным являются речевые нарушения. Современные психологические исследования указывают на рост числа детей, имеющих разнообразные по своим проявлениям и степени тяжести отклонения в формировании и развитии речи (Т.Н. Волковская) [1].
Одним из наиболее распространенных и в то же время достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи.
Наличие общего недоразвития речи препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей, вызывает затруднения в установлении контактов с окружающими, а также может приводить к изоляции в обществе.
Неспособность ребенка к организации процесса общения может спровоцировать личностные нарушения, что впоследствии может привести их к социальной дезадаптации.
Базовыми для нашего исследования являются работы, в которых имеются данные о коммуникативных нарушениях у детей с общим недоразвитием речи (Т.Н. Волковская, О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, Л.С. Дмитриевских, И.Ю. Левченко, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Г.Х. Юсупова и др.) [2, 3].
Однако анализ научных данных показал, что на сегодняшний день проблема коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи недостаточно изучена. Это приводит к практически полному отсутствию целенаправленной системы формирования общения с окружающими у детей этой категории.
Совокупность реальных социальных связей и отношений ребенка условно можно представить как систему, состоящую из двух социально-психологических подсистем: «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования специфики развития общения в этих двух сферах у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Полагаем, что выявление особенностей коммуникативного развития этих детей позволит углубить психолого-педагогические аспекты изучения сущности их когнитивных нарушений, оптимизирует поиск путей и средств преодоления нарушений в развитии психики этих детей и гармонизации их личностного развития.
По статистике речевых нарушений, как отдельного нарушения, так и в ключе системных нарушений наиболее часто встречающимся речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). Этот тип речевого нарушения весьма разнообразен по клинической картине и имеет разные причины появления, но всегда ведет к следующим вторичным проявлениям у детей: затрудняет становление контактов с окружающими, провоцирует дезадаптивные процессы в социальной сфере (Т.Н. Волковская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) [4, 5].
Экспериментальная база по данной проблеме мала. Ряд исследований на изучение системы их межличностных отношений (Е.Е. Дмитриева, О.Н. Двуреченская, О.С. Павлова, О.Е. Грибова и др.) [6–9].
Цель предпринятого нами исследования – теоретико-экспериментальное изучение особенностей коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, сферы их общения со взрослым и сверстником.
Наши основные теоретико-методологические принципы, в изучении вышеназванной проблемы базируются на основе теории деятельностного подхода к общению М.И. Лисиной. Данным теоретическим подходом определена модель программы исследования, проведенная нами.
В научной школе М.И. Лисиной реализовано системное изучение общения с окружающими на ранних этапах онтогенеза. Общение со взрослым и обучение со сверстником рассматриваются как разновидности одной и той же коммуникативной деятельности, а ее развитие – как смена форм общения (уровней коммуникативной деятельности). Благодаря данным исследованиям доказано, что взрослый является транслятором образцов поведения, способов реагирования и так далее, поэтому контакт со взрослым есть средство усвоения информации. Контакт же со сверстником заключается в применении усвоенных образцов поведения [10].
Программа диагностического исследования была подчинена решению задачи выявления ведущих форм общения (уровней развития общения) со взрослым и сверстником у старших дошкольников с ОНР.
Нами были взяты в качестве диагностических эталонов коммуникативного развития дошкольников с ОНР формы общения со взрослым и сверстником, выявленные в рамках деятельностного подхода и закономерно сменяющие друг друга на этапе дошкольного детства.
Общение со взрослым и его формы, выделенные в концепции Лисиной:
– ситуативно-личностная форма общения (СЛФО) – (2 мес. – 1 год);
– ситуативно-деловая форма общения (СДФО) – (1 год – 3 года);
– внеситуативно-познавательная форма общения (ВПФО) – (3 года – 5 лет);
– внеситуативно-личностная форма общения (ВЛФО) – (5 лет – 7 лет).
Формы общения со сверстником, выделенные в рамках деятельностного подхода к общению:
– эмоционально-практическая форма общения (ЭПФО) – (2 года – 4 года);
– ситуативно-деловая форма общения (СДФО) – (4 года – 6 лет);
– внеситуативно-деловая форма общения (ВДФО) – (6 лет – 7 лет) [10].
С целью диагностики развития общения со взрослым и сверстником у детей экспериментатор моделировал различные ситуации общения, создавал условия для активизации различных групп мотивов у детей (Е.Е. Дмитриева) [5].
На данном этапе экспериментального исследования было охвачено 122 ребенка, из которых 62 ребенка с общим недоразвитием речи, 60 детей, посещающих массовые детские учреждения.
Количественные данные эксперимента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ форм развития общения со взрослым у детей ( %)
Формы общения со взрослым |
Дети с общим недоразвитием речи |
Нормально развивающиеся дети |
% |
% |
|
СЛФО |
– |
– |
СДФО |
79 |
18,4 |
ВПФО |
16,2 |
30 |
ВЛФО |
4,8 |
51,6 |
Преобладающей в общении детей с общим недоразвитием речи является ситуативно-деловая форма общения (79 %), которая отмечается у детей с нормальным развитием в раннем возрасте. У детей с общим недоразвитием речи зафиксирована внеситуативно-познавательная форма общения со взрослым – 16,2 % детей, внеситуативно-личностная форма общения – у 4,8 % детей.
Нами были получены следующие данные по уровням формирования коммуникативной деятельности у нормально развивающихся детей. 81,6 % из них показали сформированность внеситуативных форм общения со взрослым, что в свою очередь является предпосылкой к их успешному психическому развитию в дальнейшем.
Познавательные мотивы общения у детей с общим недоразвитием речи находятся на низком уровне развития, что в свою очередь приводит к тому, что контакт со взрослым перестает быть информативно-значимым в коммуникации и является только неким средством привлечения внимания, выражение симпатии и антипатии ко взрослому и т.д. Это определено ситуацией конкретного общения и не выходит за рамки ситуации.
Анализируя речевую инициативу детей с ситуативно-деловой формой общения, выяснили, что у ребенка с общим недоразвитием речи процентное соотношение обращений ко взрослому и использование вербальных средств общения гораздо ниже, чем у сверстника с нормативным речевым развитием.
У детей с общим недоразвитием речи с ситуативно-деловой формой общения доминируют ситуативные высказывания об игрушках, животных, предметах, просьбы о помощи. 98 % всех высказываний детей данной категории – высказывания о себе.
У нормально развивающихся сверстников отмечаются высказывания, которые разнообразны по темам, а также по функциям и содержанию. Это не только высказывания о себе (34,4 %), но и вопросы, а также высказывания о своих сверстниках и взрослых (65,6 %).
Большинство контактов детей с общим недоразвитием речи имеют ситуативный характер. В основном это высказывания о предметах и явлениях (82,3 %). 17,7 % высказываний социального характера о себе, о своих достоинствах. Однообразные речевые высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются в ситуациях личностного общения.
У нормально развивающихся детей с данной формой общения в ситуации познавательного общения внеситуативные контакты наблюдаются в 2 раза чаще, чем у детей с общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием речи с внеситуативно-личностной формой общения в 1,5 раза реже обращаются ко взрослому в ситуации личностного общения по собственной инициативе.
У детей с общим недоразвитием речи преобладают ситуативные и информационно-констатирующие высказывания в ситуациях познавательного общения, большинство из которых – это социальные высказывания (20 %) и вопросы (40 %). Нормально развивающиеся дошкольники с внеситуативно-личностной формой общения показали высокий уровень речевой активности в ситуациях личностного общения, продемонстрировали вариативность использования речевых высказываний в различных ситуациях общения.
Полученные в исследовании данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи не реализованы возрастные возможности в развитии общения со взрослым. Наиболее доступной формой общения для них оказалась ситуативно-деловая, обслуживающая нужды практической деятельности. Внеситуативные формы общения вне специального обучения оказались этим детям практически недоступными.
Обратимся к рассмотрению развития общения детей с общим недоразвитием речи со сверстниками. Результаты диагностического изучения ведущих форм общения со сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развивающихся детей представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ форм развития общения со сверстником у детей ( %)
Формы общения со сверстником |
Дети с общим недоразвитием речи |
Нормально развивающиеся дети |
% |
% |
|
ЭПФО |
19,3 |
10 |
СДФО |
67,7 |
36,6 |
ВДФО |
13 |
53,4 |
Проведя сравнительный анализ, мы увидели, что ситуативно-деловая форма общения со сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи оказалась ведущей формой общения, в большинстве случаев дети с ОНР ею пользуются. Она фиксировалась у детей в 67,7 % случаев.
Дети с нарушением речи проявляли следующие поведенческие особенности: определенный комформизм в общении, безынициативность, следование за нормативно развивающимся сверстником. В некоторых эпизодах общения все же дети выражали инициативу, пытались выйти на контакт и наладить игру. У нормально развивающихся дошкольников ситуативно-деловая форма общения являлась доминирующей в 36,6 % случаев и связана с контекстом взаимодействия с другим сверстником.
В 19,3 % случаев ведущей формой общения со сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи стала эмоционально-практическая форма, характерная для детей 2–4 лет, развивающихся в норме. У детей с этим уровнем общения наблюдалась устойчивая мотивация к сотрудничеству и проведению совместных игр. Эмоциональный диапазон в процессе коммуникации был достаточно велик, дети показали свою возможность эмоциональной вовлеченности в игру. У старших дошкольников с нормальным развитием данная форма фиксировалась эпизодически (в 10 % случаев).
Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником фиксировалась у старших дошкольников с общим недоразвитием речи лишь в 13 % случаев. В данном случае дети проявляли способность к решению более сложных игровых задач, способность слышать правила и выполнять их. Ребенок проявлял инициативу, пытался помочь или посоветовать, был внимателен к действиям сверстника. Дети с общим недоразвитием речи показывали высокую чувствительность к действиям сверстника.
У нормально развивающихся детей данная форма общения является ведущей. Она наблюдается в 53,4 % случаев у детей. Этих детей отличают высокая эмоциональная вовлеченность в действия партнера, у них доминирует позитивная оценка сверстника и сопереживание ему. Ситуации «чистого общения» наблюдаются в 3 раза чаще, чем у детей с общим недоразвитием речи, при этом они более содержательны.
В общении со сверстником, по результатам констатирующего эксперимента, доминируют субъект-объектные отношения с партнером по общению, отмечается неспособность к диалогу, сотрудничеству, бесконфликтному взаимодействию, задерживается становление содержательных внеситуативных контактов со сверстником.
Экспериментально-психологическое исследование определило качественные характеристики коммуникации со взрослым и сверстником у старших дошкольников с общим недоразвитием речи:
– незрелость мотивационно-потребностной сферы общения детей;
– низкий уровень развития средств общения (как речевых, так и неречевых);
– ситуативный характер общения детей с окружающими, зависимость характера контактов от ситуации общения.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного психолого-педагогического сопровождения коммуникативного развития дошкольников с общим недоразвитием речи.