Развитие медицины в целом и физической культуры в частности, а также педагогики и образовательного процесса неразрывно связано с общеметодологической философской проблемой биологического и социального, их соотношения, дуализма, параллелизма и диалектики [1, 2]. Особенную актуальность эти позиции приобретают в современном мире в связи с качественными изменениями парадигмы образования, в том числе в современной высшей школе – с одной стороны, с другой стороны – в связи с необходимостью расширения знаний и поиска новых подходов к проблемам здоровья и болезни в медицине и здравоохранении. Процессы обновления системы образования в нашей стране, с одной стороны, формируют новые тенденции, перспективы и возможности для позитивных преобразований, с другой стороны, способствуют появлению проблем, обусловленных интенсификацией образования и требующих разрешения применением инновационных подходов [3, с. 257–259, 4].
Адаптация – это одно из ключевых свойств живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды [5]. В период студенчества молодой человек сталкивается с совершенно новыми для него условиями и проблемами, и эффективность и качество обучения его во многом зависит от возможностей студента успешно адаптироваться в образовательной среде высшего учебного заведения, особенностей механизмов формирования и проявления адаптивного поведения студентов в наиболее сложные и критические периоды обучения [6, 7].
Известно, что вклад модифицируемых факторов риска (низкая физическая активность, гиподинамия и хроническая усталость) в развитие хронических неинфекционных заболеваний достаточно высок [8–10].
В настоящее время среди факторов здорового образа жизни выделяют:
1) рациональное сбалансированное питание, поддержание оптимальной массы тела;
2) оптимальная двигательная активность, гармоничное физическое развитие и хорошая физическая подготовленность, использование закаливающих процедур;
3) плодотворный труд, оптимальное сочетание труда и отдыха, активный отдых;
4) отсутствие вредных привычек, умеренное потребление алкоголя;
5) соблюдение личной гигиены, высокая медицинская активность, адекватное сексуальное поведение;
6) высокая культура общения и поведения, наличие физического и психического комфорта, поддержание в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни;
7) проживание в здоровой окружающей среде.
Адаптационные возможности человека отражают работоспособность, степень утомления и качество восстановления [11]. Существует переходное состояние между здоровьем и болезнью (третье состояние – предпатология), которое включает ряд признаков [12]:
1. Периодически повторяющееся недомогание.
2. Повышенная утомляемость.
3. Снижение качественных и количественных показателей работоспособности.
4. Одышка при умеренной физической нагрузке.
5. Неприятные ощущения в области сердца.
6. Склонность к запорам.
7. Боль в спине.
8. Повышенная возбудимость.
9. Тенденция к тахикардии.
10. Неустойчивый уровень артериального давления.
11. Похолодание конечностей.
Знание особенностей образа жизни и его влияние на организм студентов необходимо для совершенствования образовательного процесса и здоровьесберегающих технологий в высшей школе. Проблема изучения образа жизни, предпатологии, факторов риска хронических неинфекционных заболеваний для оптимизации и индивидуализации профилактических и реабилитационных программ весьма актуальна для прогрессивного развития медицинской науки и практического здравоохранения [13–15]. Поэтому изучение и анализ особенностей адаптации обучающихся, в том числе в условиях современной высшей школы, к изменяющимся условиям образовательного процесса представляется необходимым и является весьма актуальным в этих условиях.
Цель исследования – изучение и анализ особенностей образа жизни, специфики адаптационных возможностей и признаков предпатологии в студенческой среде при обучении в техническом вузе.
Материалы и методы исследования
Под нашим наблюдением находилось 30 студентов строительного факультета ВГТУ, среди них – 15 женщин и 15 мужчин. Из них сформированы три группы по 10 (5 женщин и 5 мужчин) студентов технического вуза: первая группа – обучающиеся на 1 курсе (средний возраст 19,1 ± 0,33); вторая группа – обучающиеся на 2 курсе (средний возраст 19,5 ± 0,16); третья группа – обучающиеся на 3 курсе (средний возраст 20,6 ± 0,15).
Образ жизни оценивался с помощью анкеты факторов здорового образа жизни. Для изучения адаптационных возможностей использовалась анкета РУВ (работоспособность, утомление, восстановление) [5]. Для выявления признаков предпатологии использовалась соответствующая анкета в нашей оригинальной модификации. На каждый вопрос анкеты возможны четыре варианта ответа:
- «нет, это совсем не так» – 1 балл;
- «пожалуй, так» – 2 балла;
- «верно» – 3 балла;
- «совсем верно» – 4 балла.
Все исследования проводили в соответствии с принципами национального стандарта «Надлежащей клинической практики» (Good Clinical Practice). Участники исследования были ознакомлены с целями и основными положениями исследования и подписали информированное согласие на участие.
Полученные данные обрабатывали статистически с помощью программ Microsoft Excel 5.0 и Statistica 6.0 for Windows c применением параметрических и непараметрических критериев. Критический уровень значимости р при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимали меньше 0,05. Рассчитывались средние значения (М), ошибки среднего (m), достоверность различий средних оценивалась с помощью критерия t (Стьюдента). Для оценки связи изученных показателей использовался коэффициент линейной корреляции r (Пирсена). Для сопоставления изменений показателей рассчитывался процент изменения относительно максимального прироста %И по формуле
,
где П – фактический показатель,
Пмакс. – максимальное значение,
Пмин. – минимальное значение показателя.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты исследования представлены на рис. 1–2.
При статистической обработке и последующем анализе полученных в результате исследования данных выявлено, что в первой группе обследованных студентов самооценка факторов здорового образа жизни (рис. 1) была статистически достоверно (р < 0,05) больше (21,1 ± 0,7), чем во второй группе (20,6 ± 0,5), и существенно статистически достоверно (р < 0,05) больше, чем в третьей группе (18,1 ± 0,1). Средний показатель интегративной оценки работоспособности (рис. 2) был наибольшим в первой группе, меньше во второй и статистически достоверно меньше в третьей группе (р < 0,05).
При анализе среднего показателя интегративной оценки утомления статистически достоверных отличий во всех группах не выявлено. Средний балл интегративной оценки восстановления был наибольшим в первой и третьей группах, несколько меньше во второй группе, однако статистически недостоверно (р > 0,05). Средний показатель общей оценки адаптационных возможностей оказался наибольшим в первой группе, несколько меньше в третьей группе и статистически достоверно меньше во второй (p < 0,05). Средний балл самооценки признаков предпатологии был наибольшим во второй группе.
При сравнительной оценке процента изменения относительно максимального прироста балльного показателя ( %И) в трех группах обследованных выявлено, что среди первокурсников (1-я группа) наибольшими были самооценки: факторов здорового образа жизни ( %И = 67), адаптационных возможностей ( %И = 64) и работоспособности ( %И = 63). У студентов второго курса (2-я группа) наибольшими были самооценки факторов здорового образа жизни ( %И = 65), адаптационных возможностей ( %И = 64) и работоспособности ( %И = 51): при сохранении высокой самооценки факторов здорового образа жизни уменьшились самооценки адаптационных возможностей и работоспособности. У студентов третьего курса (3-я группа) наибольшими были самооценки: адаптационных возможностей ( %И = 56), факторов здорового образа жизни ( %И = 53) и восстановления ( %И = 49).
Согласно полученным данным, здоровый образ жизни является главным фактором повышения адаптационных возможностей у первокурсников вуза. Среди обучающихся на 2 курсе образ жизни не оказывает существенного влияния на адаптационные возможности. Влияние образа жизни на 3 курсе на адаптационные возможности увеличивается. Таким образом, ведущим фактором предупреждения предпатологии у студентов технического вуза являются адаптационные возможности, которые зависят в свою очередь от ведения здорового образа жизни.
В результате проведения корреляционного анализа взаимосвязей образа жизни и адаптационных возможностей, образа жизни и признаков предпатологии, адаптационных возможностей и признаков предпатологии были выявлены прямые и обратные корреляционные связи между отдельными изучаемыми характеристиками. Статистически достоверные прямые корреляционные связи выявлены между образом жизни и работоспособностью (k = 0,67, р < 0,05), между образом жизни с восстановлением (k = 0,76, р < 0,05) в первой группе. Статистически достоверные обратные корреляционные связи выявлены между адаптационными возможностями и признаками предпатологии (k = –0,71, р < 0,05) в третьей группе обследованных. Отрицательные корреляционные взаимосвязи высокой и средней интенсивности между адаптационными возможностями и признаками предпатологии выявлены во всех группах, но в первой (k = –0,68), и в третьей (k = –0,84) группах они были статистически достоверны (р < 0,05).
Результаты проведенного исследования и их анализ позволяют констатировать, что первокурсники технического вуза ведут здоровый образ жизни, работоспособны, лучше восстанавливаются и обладают наибольшими адаптационными возможностями; признаки предпатологии у них менее выражены, чем у студентов второго и третьего курсов. В то же время на втором курсе у студентов наблюдаются существенное уменьшение работоспособности, ухудшение восстановления, снижение адаптационных возможностей и, несмотря на ведение здорового образа жизни, признаки предпатологии у них наиболее выражены. У студентов третьего курса происходит дальнейшее снижение работоспособности, при этом образ жизни ухудшается и теряет ведущее значение, на первое место выходят адаптационные возможности благодаря существенному улучшению восстановления.
Рис. 1. Особенности результатов оценки факторов здорового образа жизни и адаптационных возможностей у студентов технического вуза
Рис. 2. Особенности результатов оценки адаптационных возможностей и признаков предпатологии у студентов технического вуза
Следует подчеркнуть, что данное исследование является оригинальным, данный инновационный подход к изучению особенностей образа жизни, адаптационных возможностей и признаков предпатологии среди студентов разных курсов технического вуза применен в настоящем исследовании впервые.
Заключение
Первокурсники технического вуза ведут наиболее здоровый образ жизни, что значимо повышает их адаптационные возможности и предупреждает появление признаков предпатологии. На втором курсе, как и на первом, студенты ведут здоровый образ жизни, однако влияние на адаптационные возможности и предупреждение предпатологии уменьшается. У обучающихся на третьем курсе адаптационные возможности увеличиваются, становятся ведущими в предупреждении предпатологии, при этом снижается самооценка факторов здорового образа жизни.
Полученные данные следует учитывать при формировании здоровьесберегающих концепций, профилактических мероприятий, технологий и планов воспитательной работы, при определении методологии и организации педагогического процесса в высшей школе, в высших учебных заведениях страны.