Одним из ярких проявлений общественно-политической жизни СССР в 1920-е гг. стала профсоюзная дискуссия (ноябрь 1920 - март 1921 г.). Дискуссия была выражением кризиса не только профсоюзного движения, но и правящей партии и политики военного коммунизма. В ходе дискуссии выявилось несколько точек зрения на профессиональное движение.
Л. Д. Троцкий и его сторонники своими предложениями доводили до логического конца политику большевиков на огосударствление профсоюзов. Профсоюзам тред-юнионистского типа Л. Троцкий противопоставил революционные «производственные профсоюзы». Разрешение кризиса Троцкий видел в решительном разрыве профсоюзов с тред-юнионизмом и слиянии профсоюзных органов с хозяйственными.
«Платформа десяти» (В .И. Ленин, Г.Е. Зиновьев и др.), в отличие от Троцкого и его сторонников, признавала необходимость осуществления профсоюзами защитной функции.
Вместо военных методов «платформой десяти» предлагалось использование методов убеждения. Данную точку зрения активно поддержал И. Сталин, подписавший «Платформу десяти». Дискуссия о профсоюзах не ограничилась полемикой представителей только двух платформ. Кризис власти и профсоюзов породил массу фракционных групп в правящей партии. Каждая из них отражала определенный этап в развитии диктатуры пролетариата.
Вопрос о роли и задачах профсоюзов обсуждался на заседаниях X съезда РКП (б) 14 марта 1921 г. под председательством Л. Каменева. Голосование съезда было предрешено ленинским большинством. При голосовании резолюций «Платформа десяти» получила 336 голосов, сторонники Троцкого и Бухарина собрали 50 голосов, «Рабочая оппозиция» - 18.
Таким образом, дискуссия о профсоюзах показала, что профессиональное движение, как и вся система военного коммунизма, переживает кризис. В ходе дискуссии проявились все противоречия политики большевиков по отношению к профсоюзам. Например, С. Лозовский считал, что в дискуссии о профсоюзах было два ключевых момента. Первый касался вопроса сращивания профсоюзов с органами государственной власти, второй нужно ли профсоюзам заниматься защитой интересов рабочих. В то же время дискуссия о профсоюзах стала преддверием перехода к новой экономической политике, в рамках которой профсоюзы встали перед необходимостью пересмотреть сложившуюся практику взаимоотношений с советской властью.