Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

THE ORGANIZATION OF PROTECTION OF FORESTS FROM FIRES IN THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG IN 1940–1960-IES (BY THE EXAMPLE OF KHANTY-MANSI (SAMAROVO) FORESTRY)

Tkachev B.P. 1 Tkacheva T.V. 1
1 Yugra State University
The article considers the condition and organization of fire protection activities in the Khanty-Mansiysk (Samarovsky) forestry of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. In the 1940s – 1960s, the availability of forest areas increased in conditions of intensive industrial development of forests, along with this the threat of forest fires grew. In the post-war years, the organization of fire protection in forestry was influenced by: a large area of the okrug, the residual principle of financing the forest industry, a weak material and technical base of forestry, a lack of qualified security personnel, and a lack of mobile vehicles to extinguish fires.The status of forest protection in the Khanty-Mansiysk forestry reflects the situation with the organization of the fire service in the forest industry of the okrug. In the period from 1949 to 1959 there was a decrease in the number of fires in the territory of the forestry, but due to violations of fire safety rules, the total land area covered by fires increased. In the 1960s, the strengthening of the security service became a priority area for okrug’s forestry. As a result of the gradual mechanization of security activities, timely detection of fires, the use of new methods and means of extinguishing, there is a sharp reduction in the number and area of fires in the Khanty-Mansiysk forestry.
forest protection
forestry
Khanty-Mansiysk forestry
forest fires
fire extinguishing

Лесные массивы занимают большую часть территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ХМАО-Югры), а лесные пожары представляют одну из главных природных опасностей. С ростом населения, развитием дорожной сети и техники увеличивалась доступность лесных участков, вместе с этим росла угроза лесных пожаров. Борьба с лесными пожарами становится все актуальнее, чему способствует и возрастающий интерес общества к экологической безопасности [1, с. 49]. Обращение к историческому опыту организации охранной деятельности от пожаров, защиты лесных ресурсов позволит охарактеризовать развитие лесной отрасли в ХМАО-Югре.

Цель исследования: на примере Ханты-Мансийского (Самаровского) лесхоза рассмотреть состояние и организацию охраны лесов от пожаров в Ханты-Мансийском автономном округе в 1940–1960-е гг.

Материалы и методы исследования

Источниковой базой для написания статьи явились ранее неопубликованные документальные и статистические материалы, хранящиеся в Казенном учреждении «Государственный архив Югры».

Истории лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры посвящены работы А.С. Решетникова [2], Н.Я. Крупинина [3], Б.Е. Чижова [4], А.В. Судакова [5]. Рассматриваемый период характеризовался развитием государственного управления лесами в условиях исключительной собственности государства на леса. При этом существовала командно-административная система управления лесами, жесткий централизм и партийность, остаточный принцип финансирования лесного хозяйства, плановое распределение ресурсов и продукции [6].

В центре внимания находились вопросы использования и охраны лесных ресурсов, рассматривались отдельные хронологические периоды, отдельные сюжеты истории становления и развития лесного хозяйства округа [7]. Вопросы охраны лесов от пожаров в ХМАО-Югре в рассматриваемый период исследовались фрагментарно без детального изучения.

В настоящее время, используя оценки экономической доступности лесных ресурсов, региональные органы власти имеют возможность разрабатывать планы с учетом внедрения различных механизмов стимулирования использования лесных ресурсов в регионе [8].

В то же время природная пожарная опасность молний связана с породным составом и почвенным покровом, в среднем по округу сравнительно невысокая из-за большого количества водоемов и болот. Высокая пожарная опасность определена на 17 % территории округа. Это сосняки беломошники, хвойный подрост, сосняки брусничники [9, с. 6].

Полученные данные согласуются с исследованиями В.А. Иванова, Г.А. Ивановой, которые указывают, что в Тюменской области пожары от молний в сосняках составляют 19 % [10, с. 5].

Результаты исследования и их обсуждение

Формирование в Ханты-Мансийском автономном округе лесного хозяйства как отрасли экономики, в функции которого входила охрана лесов от пожаров, началось после создания в СССР Министерства лесного хозяйства (4 апреля 1947 г.) и организации Тюменского управления лесного хозяйства.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа было организовано 4 лесхоза: Березовский, Кондинский, Сургутский и Ханты-Мансийский. Образованный в 1947 г. Ханты-Мансийский (Самаровский) лесхоз занимал административную территорию Самаровского района, 4 сельских советов Микояновского района, 1 сельский совет Сургутского района. Территория лесхоза была разбита на 4 лесничества: Цингалинское, Самаровское, Охлымское, Микояновское.

В условиях остаточного финансирования лесного хозяйства в исследуемый период производственно-финансовые планы лесхоза включали разнообразные виды работ: охрану леса от пожаров, уход за противопожарным разрывом, авиапатрулирование, ремонт и содержание пожарных вышек, ремонт и содержание телефонной и радиосвязи, наем временных пожарных сторожей, содержание дежурного транспорта, проведение информационного и технического просвещения работников и населения.

В 1940–1950-е гг. в состав лесной охраны входили: лесничие, помощники лесничих, инспектор охраны леса, лесные объездчики и лесники. Лесной охраной выполнялись ремонт и сооружение рабочих станций, патрулирование лесов, контроль по соблюдению правил пожарной безопасности. На пожароопасный период (май – август) был предусмотрен наем временных пожарных, но в связи со слишком низкой заработной платой не всегда удавалось найти людей на данную работу. Средств, выделяемых на наем временных сторожей, было недостаточно, в особенности в противопожарный период и при ежегодном увеличении лесозаготовок.

Лесники, не имея кордонов, были вынуждены проживать в населенных пунктах, в большинстве случаях далеко от своих охраняемых участков. Лесная охрана из личных средств оплачивала проживание в служебном жилье, аренду лошадей для обследования своих обходов, подвозку сена и топлива.

Ситуация с наличием кордонов и лошадей у лесной охраны начала постепенно улучшаться только к 1953 г., однако содержание поголовья лошадей было все еще затруднительным ввиду нехватки фуража для лошадей, который в основном заготавливался в лесхозе.

Расширение территории авиапатрулирования не приводило к увеличению парка авиатехники (табл. 1).

Таблица 1

Авиапатрулирование территории Ханты-Мансийского лесхоза (1947–1958 гг.)

Годы

Воздушный транспорт

Обслуживаемая площадь, тыс. га

Доля обнаруженных пожаров, %

1947

1 гидросамолет

1200

80

1949

1 самолет

2860

47

1950

1 самолет

2860

57

1951

1 самолет

3600

50

1953

1 самолет

3892

1954

1 самолет

3285

1955

1 самолет

3285

Авиапатрулирование осуществлялось самолетом, только в 1958 г. впервые площадь лесхоза стала обслуживатся вертолетом, что усилило мобильность при обнаружении пожара: с вертолета рабочие сразу же высаживались на места пожаров и очаги возгорания ликвидировались. Хорошие результаты показало патрулирование лесной охраной лесов на механизированном транспорте – лодках с подвесными моторами (в большинстве, собственных лодках лесников).

Одной из характеристик готовности лесной охраны к тушению пожаров являлось наличие пожарного инвентаря, количество которого в рассматриваемые годы не росло, а наоборот, постоянно уменьшалось, приходя в негодность. В перечень такого пожарного инвентаря входили лопаты, топоры, пилы (лучковые и поперечные), грабли, ведра.

Обслуживание лесных массивов затрудняло отсутствие пожарных вышек, которые были крайне необходимы, особенно в местах расположения крупных лесных массивов (например, в Охлымско-Назымской даче, пос. Новый Назым). Для нормативного обслуживания лесных массивов требовалось наличие моторного и гребного флота для патрулирования лесов и, в особенности, для быстрейшей переброски рабочих и пожарного инвентаря на тушение пожаров. В реальности на 1950 г. в лесхозе и пяти лесничествах имелись всего один катер и две моторные лодки.

Со стороны лесхоза и лесничеств был организован контроль по соблюдению правил пожарной безопасности путем обследования территорий, который проводился лесничими, инспектором охраны леса и самим директором лесхоза. К выявленным нарушениям при проверках относились: не полностью произведенные работы по очистке лесосек, недостаточное количество пожарного инвентаря, отсутствие на месте работы в лесу аншлагов противопожарного назначения, отсутствие минерализованной полосы на древесине в штабелях, несоблюдение положенных разрывов между постройками.

На нарушителей правил пожарной безопасности составлялись акты, выписывались штрафы, которые в ряде случаев уплачивались добровольно или по решению нарсуда. Постановления о наложении штрафов выносились областным Управлением лесного хозяйства на основании представленных лесхозом актов о нарушении правил пожарной безопасности. Постановления выходили с большой задержкой с момента направления лесхозом акта в Управление, процесс рассмотрения дел в суде и взыскание сумм штрафов сильно затягивались (например, акт направлен 30 мая 1953 г., а постановление о наложении штрафа высланы 15 октября 1953 г.).

Обязательной для работников лесхоза являлась работа по информационному и техническому просвещению: проводились беседы, лекции для населения («Назначение леса в народном хозяйстве СССР», «Возникновение лесных пожаров и борьба с ними», «Какой вред лесному хозяйству приносят лесные пожары»), в окружной газете «Сталинская трибуна» публиковались статьи по противопожарной тематике, в лесах выставлялись аншлаги противопожарного содержания. Благодаря этому просвещению были организованы добровольные пожарные дружины из числа местного населения (количество членов дружин достигало 1700 человек) с закреплением за ними пожарного инвентаря: топоров, лопат, пил, ведер, грабель, багров, лодок – собственности населения.

В целом с 1949 по 1959 г. произошло количественное уменьшение случаев пожара на территории лесхоза, однако число зафиксированных нарушений правил пожарной безопасности оставалось высоким, что в условиях интенсивного освоения лесных массивов приводило к увеличению площадей, охваченных пожарами (табл. 2).

Таблица 2

Лесные пожары на территории Ханты-Мансийского лесхоза (1949–1959 гг.)

 

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

Число случаев

17

14

14

29

13

30

25

21

10

22

14

Площадь, охваченная пожарами, га

382

300

800

1411

129

1842

2378

1046

1872

252

2368

Сумма убытков общая, руб.

69369

11218

12299

57133

4 482

176315

392525

12284

8152

7611

29929

В том числе расходы по тушению, руб.

12171

2761

1308

18124

2412

22775

9803

7182

2326

2872

1523

Нарушение правил пожарной безопасности

9

7

5

20

5

10

12

6

4

7

9

От молнии

1

2

3

2

3

4

1

6

1

6

2

Невыясненные причины

7

5

6

7

5

16

12

9

5

9

3

Годовые отчеты по отпуску леса показывают динамику лесных пожаров, зависящую от нарушений правил пожарной безопасности в лесу (45 %), природных, в первую очередь молний (15 %). Большую долю случаев составляли невыясненные причины (40 %).

Несмотря на проводимые мероприятия по охране лесов от пожаров, к началу 1960-х гг. в лесхозе сохранялся уровень средней пожароопасности, что свидетельствует о недостаточном уровне организации патрульной службы – несвоевременное обнаружение пожаров влекло за собой значительные трудозатраты, денежные расходы на тушение пожаров и убытки от гибели древесины.

К 1965 г. на территории Ханты-Мансийского лесхоза имелось 7 кордонов, 5 из которых требовали неотложного капитального ремонта. При этом лошадьми лесная охрана была обеспечена полностью. Хуже дело обстояло с водным транспортом: к 1965 г. имеющиеся в лесничествах мотолодки со стационарными «Л-6» и подвесными моторами «Москва» из-за длительности эксплуатации пришли в негодность, отработав 7–8 навигаций.

Территорию лесхоза в части авиапатрулирования и тушения лесных пожаров обслуживал один гидросамолет Ан-2 и частично вертолет МИ-4 с авиакомандой более 20 человек. Авиацией своевременно обнаруживалось 83–94 % пожаров. Почти все пожары были потушены силами авиаохраны, в некоторых случаях привлекалось местное население.

Во второй половине 1960-х гг. территория Ханты-Мансийского лесхоза увеличилась. В 1966 г. в его состав вошли 5 лесничеств, а в 1967 г. – 6 лесничеств: Самаровское (608574 га), Охлымкое (173560 га); Троицкое (833375 га), Зенковское (540583 га), Цингалинское (333034 га), Назымское (467878 га).

Для нормативного обеспечения лесной охраны водным транспортом лесхозу было необходимо 20 лодок с моторами, однако на 1966 г. только 4 лесничества имели по одному подвесному мотору, в одном лесничестве имелась 1 мотолодка с мотором. Дополнительно в распоряжении лесничеств должны были находиться по одному полуглиссеру и один катер – для лесхоза. В 1966 г. от Тюменского управления лесного хозяйства лесхоз получил катер БМК-90 из Уватского лесхоза, требующий капитального ремонта – замены двигателя, полуглиссер, которому был необходим ремонт, и автомашину ЗИЛ-151 с неработающим двигателем.

Ситуация с транспортом и связью стала налаживаться только концу 1960-х гг.: было получено 6 радиостанций и автомашина ГАЗ-66, на базе которой в лесхозе была создана первая пожарно-химическая станция (ПХС), которая стала обслуживать леса в зеленой зоне вокруг г. Ханты-Мансийска. Территорию лесхоза обслуживали уже два самолета Ан-2. При оперативном отделении находились постоянные пожарные десантники в количестве до 20 человек.

Первая половина 1960-х гг. характеризовалась увеличением количества случаев лесных пожаров по сравнению с периодом 1940–1950-х гг. Практически все пожары стали обнаруживаться. Только к концу 1960-х гг. произошло резкое сокращение количества и площадей пожаров на территории лесхоза по сравнению с предыдущим периодом благодаря не только их своевременному обнаружению, но и мобильной организации тушения (табл. 3).

Таблица 3

Лесные пожары на территории Ханты-Мансийского лесхоза (1960–1969 гг.)

 

1960

1961

1962

1963

1964

1965

1966

1967

1968

1969

Число случаев

7

30

69

91

51

56

33

45

26

10

Общая площадь, га

56

1174

1237

2416

596

143,8

418

31

13,6

В т.ч. покрытая лесом

280

292

861

От сельскохозяйственных палов

6

17

13

1

1

2

13

По вине лесозаготовителей

1

21

1

1

11

Неосторожное обращение с огнем

4

20

1

1

От молнии

26

37

12

4

8

Невыясненные причины

3

17

31

18

8

1

Всего убытков, руб.

4295

775

9873

5196

1946

65903

3942

Повреждено леса, м3

1850

290

7000

54618

На сумму, руб.

552

204

6866

1005

910

tkach1.wmf

Ежегодное количество и площадь лесных пожаров в 1995–2014 гг. [9]

Число случаев лесных пожаров, зависящее от природных факторов, в первую очередь молний, остается высоким (до 50 %). В арсенале лесной охраны появились ранцевые опрыскиватели и огнетушители, лучковые и поперечные пилы сменились бензопилами. В 1969 г. на территории обслуживаемой пожарно-химической станцией не было зафиксировано ни одного пожара.

Для сопоставления количества лесных пожаров 1940–1960-х гг. в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре выбран современный период с 1995 по 2014 г. Современный период характеризовался годами со значительным количеством пожаров (2003–2005, 2012), так и периодами с минимальным количеством пожаров (2001–2002, 2008, 2014) (рисунок).

Выводы

Таким образом, к числу наиболее распространенных причин возникновения пожаров относились: нарушения правил пожарной безопасности в лесу, природные (молнии), невыясненные случаи, большая доля которых имеет природный характер.

В 1940–1960-е гг. происходило устойчивое развитие охраны лесов от пожаров в лесных хозяйствах Ханты-Мансийского автономного округа. Положение дел с противопожарной деятельностью в Ханты-Мансийском лесхозе в рассматриваемый период являлось типичным для всех лесхозов округа. Производство древесины росло, расширялись осваиваемые лесные площади, что ставило охрану лесов от пожаров в число приоритетных направлений в развитии лесной отрасли округа.

Укрепление материально-технической базы лесных хозяйств привело к тому, что все большие объемы по противопожарным работам выполнялись механизированным способом, регулярным становился авиаконтроль за пожарной ситуацией в округе, действовали пожарно-химические станции, увеличивалась доля профессиональных и квалифицированных кадров, задействованных в противопожарной службе охраны лесов.

Сравнение характеристик пожаров 1940–1960-х гг. в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с современным периодом позволяет сформулировать вывод о значимости этого опасного явления для населения округа и в настоящее время.