Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

THE IMPACT OF HUMAN ECONOMIC ACTIVITY TO THE NUMBER OF GROUSE BIRDS IN YAKUTIA

Isaev A.P. 1
1 Institute of Biological Problems of Permafrost
From the middle of the 20th century, a decrease in the number of grouse birds has been observed throughout the northern hemisphere. Such a reduction cannot be explained by direct anthropogenic impact, since it is often observed in hard-to-reach and sparsely populated territories. In Yakutia, as a result of anthropogenic press strengthening (the development of the mining industry, construction industry, agriculture and fisheries) at the present, there was a noticeable reduction in the number of grouse birds, especially in the taiga part. Moreover, the human impact to grouse bird different species is not equal. The most vulnerable species to anthropogenic pressure is Spruce grouse; without drastic protection and restoration measures, this bird saving is unlikely today in Yakutia. The article does not touch upon the negative consequences of territorial industrial development to the state of grouse birds populations and has analysis of other factors. Among traditional trends in use of nature, the hunting has the greatest influence to grouse birds. Willow ptarmigan is important for hunting in tundra and forest-tundra zones of Yakutia, and even in modern times their commercial reserves are substantial amount. At the same time, due to the small size of the population, the anthropogenic influence on the number of partridges here is not large. Hazel grouse and Black-billed Capercaillie are the most important for hunting in the forest zone, and Black grouse somewhat lesser important. In General, bird hunting does not have a significant impact on the populations of these species in Yakutia. At the same time, there is a lack for sustainable use of bird resources in some areas. The most effective way to increase the number of grouse game is their habitats conservation. In order to preserve and increase the number of Capercaillie, it is necessary to ensure the observance of hunting rules, the development and introduction into practice of biotechnical measures.
Yakutia
grouse birds
anthropogenic press
objects of hunting
rational use of game

С середины прошлого столетия повсеместно отмечается снижение численности тетеревиных птиц. Такое сокращение наблюдается не только в местах с интенсивным антропогенным воздействием, но и на малонаселенных территориях, где практически отсутствует или минимально негативное влияние на птиц от хозяйственной деятельности человека. В то же время, в отдельных районах распространения тетеревиных птиц достоверно установлено, что они вызваны косвенными или прямыми антропогенными воздействиями, как на самих птиц, так и на места их обитания [1].

По результатам последних исследований, в Якутии из-за усиления антропогенного пресса (развитие горнодобывающей промышленности, стройиндустрии, сельского и промыслового хозяйства) произошло резкое сокращение численности тетеревиных птиц, особенно в таежной её части [2]. При этом воздействие от хозяйственной деятельности на отдельные виды неравнозначно. Например, тетерев как вид сформировался в лесостепной зоне. Затем расширение ареала на север в значительной степени было связано с вырубками лесов, а точнее, с появлением среди лесных массивов открытых пространств. Как показывает практика, тетерева охотно заселяют антропогенные ландшафты. Например, на Северо-Западе России в 1950–1970-е гг. наблюдалось заметное увеличение численности тетерева [1]. В те же годы в Якутии из-за интенсивного развития сельского хозяйства и раскорчевки лесов под пашни на больших площадях, по опушкам лесов начали произрастать березняки, и в 1970-х гг. в Лено-Амгинском междуречье на таких участках отмечались крупные стаи тетерева [2]. Затем в 1970–1980-е гг. во многих местах распространения вида в Якутии наблюдается заметное снижение численности, и это, скорее всего, было связано с интенсивным использованием химии в сельском хозяйстве, а также и прямым добыванием птиц человеком, которое носило массовый характер.

Цель исследования: выявление влияния в современное время хозяйственной деятельности человека на численность тетеревиных птиц Якутии.

Материалы и методы исследования

В работе представлены результаты многолетних исследований автора с 1984 г., а также материалы литературных и опросных сведений. Неоценимую помощь в сборе, обработке материалов оказали сотрудники ИБПК СО РАН Е.В. Шемякин, Р.А. Кириллин, В.Ю. Габышев и др.

Работа выполнена в рамках проекта VI.51.1.11. «Структура и динамика популяций и сообществ животных холодного региона Северо-Востока России в современных условиях глобального изменения климата и антропогенной трансформации северных экосистем: факторы, механизмы адаптации, сохранение».

Результаты исследования и их обсуждение

Не касаясь всех негативных последствий промышленного освоения территорий на состояние популяций тетеревиных птиц, которые нами и другими исследователями ранее обсуждались [1, 2], хотелось бы остановиться лишь на влиянии фактора беспокойства в период размножения. Так, частое вспугивание выводков тетеревиных приводит к гибели их птенцов [1, 3]. С.В. Кириков приводит сведения по южной полосе лесной зоны, где данный фактор вызывает гибель 7,2 % гнезд тетерева, 34,5 % гнезд белой куропатки [4]. У глухаря, даже обитающего в труднодоступных таежных районах, процент заброшенных кладок от фактора беспокойства составляет 4–18 % [5]. Такие случаи гибели кладок отмечены нами и в Якутии. Например, в июне – июле 2004–2005 гг. брошенные кладки каменного глухаря и рябчика находили в долине р. Алгама на местах проведения изыскательских работ для строительства Эльгинского каменноугольного месторождения. Заброшенные кладки рябчика и тетерева мы обнаружили в июле 2006 г. при проведении изыскательских работ после прокладки просеки для нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Заброшенное гнездо белой куропатки было найдено на одном из участков проведения изыскательских работ по строительству Тимптонской ГЭС в июле 2007 г.

Известно, что сплошные вырубки леса, особенно на больших площадях, ведут к резкому сокращению численности обыкновенного глухаря [6]. При этом сокращение численности глухаря определяется не только прямым истреблением самих птиц, сколько разрушением весенних местообитаний [1]. Такое наблюдается и по отношению к родственному ему виду – каменному глухарю, который относительно недавно в Якутии был многочисленным. В бассейне Вилюя каменный глухарь был обычным, местами многочисленным видом, а сейчас здесь количество сократилось, в первую очередь из-за рубок больших площадей леса, так как для нормального функционирования токовищ каменного глухаря в Якутии необходимы совершенно определенные условия древостоя [2].

Из тетеревиных птиц Якутии у дикуши, в силу её уязвимости, положение катастрофическое – ее численность быстро сокращается при освоении месторождений полезных ископаемых в таежных районах. Она как редкий вид мировой фауны внесена в Красный список МСОП [7], Красные книги Российской Федерации и в ряд региональных Красных книг. Запасы вида с каждым годом снижаются и в настоящее время оцениваются не более 4 тыс. особей и вид распространен лишь в южных Нерюнгринском и Алданском районах республики. Если до недавнего времени в Южной Якутии антропогенный пресс был не столь значителен, то строительство ГЭС, железной и других дорог, работы по разработке и добыче в Эльгинском месторождении каменного угля оказывают интенсивное негативное воздействие на дикушу. Из традиционных направлений природопользования (охота и рыболовство, сбор дикоросов) наибольшее влияние на этих птиц оказывает охота. У эвенков Южной Якутии есть интересный и, по нашему мнению, замечательный старинный обычай. Охотнику при встрече нельзя убивать дикушу, оставляя её на потом, когда он будет голодать и не сможет добыть другую пищу. То есть местное население раньше этих птиц использовало в пищу только в крайнем случае. Сейчас в регионе много приезжих и нередки случаи браконьерства. Следует отметить также вопиющий факт, когда некоторые охотники-промысловики добывают дикушу для использования в последующем в качестве приманки для соболя. Им прекрасно известно, что в зимний период мясо азиатской дикуши имеет довольно специфический горький привкус от её основного корма – хвои ели. Среди людей любителей такого «деликатеса» обычно нет, а в качестве приманки для соболя тетеревиные птицы всегда предпочтительны [8].

Как сохранить нам этот вид? На наш взгляд наиболее действенными и эффективными мерами для спасения азиатской дикуши в Южной Якутии является организация сети ООПТ с приоритетным направлением охраны вида и мест их обитания. Выделение ключевых местообитаний дикуши, нуждающихся в охране, потребует специальных исследований. Необходимо разработать биоэкологическое обоснование специализированных ООПТ для охраны дикуши. Примеров положительной роли резерватов в деле сохранения редких видов животного мира много. Особо охраняемые природные территории служат местами сохранения самых различных групп животных, в то же время следует отметить, что охрана реально возможна для ограниченного круга строго оседлых видов, которые могут формировать изолированные самовоспроизводящиеся популяции. К числу таких птиц можно отнести дикушу.

Одной из важных мер, направленных на стабилизацию и увеличение численности дикуши, является искусственное разведение. Следует отметить, что на сегодня есть опыт успешного разведения дикуши в Новосибирском зоопарке. В недалеком будущем и в нашей республике возможно создание питомника дикуши и реинтродукции их в природу.

В Якутии из традиционных направлений природопользования, как и во многих регионах, наибольшее влияние на тетеревиных птиц оказывает охота. В республике белая и тундряная куропатки, обыкновенный и каменный глухари, тетерев и рябчик являются разрешенными в установленные сроки объектами охоты. Следует отметить, что в Якутии объемы добычи птиц раньше статистикой не фиксировались. Поэтому мы имеем лишь данные, по которым трудно судить о заготовках дичи по всему региону. Так, в 1960–1980-е гг. через республиканский потребсоюз «Холбос» объем заготовок тетеревиных птиц составлял всего от десятка до нескольких сотен птиц в год. В последние десятилетия в республике организован контроль добычи этих птиц. В то же время корректную количественную оценку считаем, провести довольно трудно. К примеру, по сведениям Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) в сезон 2011–2012 гг. было добыто чуть более 2 тыс. птиц. Следует отметить, что количество добычи без разрешений на самом деле было значительно больше.

На сегодня в северных районах России запасы белой куропатки значительны, что позволяет вести промысловую их заготовку [9]. В тундровой и лесотундровой зонах Якутии основным объектом охоты также является куропатка, так как здесь сосредоточены более 90 % всех запасов. На сегодня общие запасы вида в Республике Саха (Якутия) составляют в среднем 1,4 млн особей колеблются в разные годы от 0,5 до 2,5 млн. В 1970–1980-х гг. добыча её только в северных районах республики в отдельные годы могла бы составить 450–600 тыс. птиц. Недопромысел этих птиц в Якутии сохраняется и сейчас. Так, в Нижнеколымском улусе, расположенном в тундровой зоне, по данным 2000-х гг. в объем добычи куропатки составлял 4000 особей, что менее 0,1 % общей численности птиц района [10]. В Верхоянском районе, расположенном в северотаежной подзоне, по данным опроса в зимний сезон 2015–2016 гг. было добыто более 2000 особей, что составляет менее 0,2 % общей численности птиц.

Тундряная куропатка обитает в труднодоступных и малонаселенных горных районах и приморской тундре Якутии, и её добывают крайне редко, в основном во время их перекочевок. Средние запасы её оцениваются в 280 тыс. особей.

В лесной зоне из тетеревиных птиц Якутии больше всего добываются рябчик, каменный глухарь, меньше – тетерев и намного реже – обыкновенный глухарь. По сведениям ресурсов тетеревиных птиц Российской Федерации, в 2008–2010 гг. по России рябчика добывают 2,5–4 млн особей в год, что составляет 1–2 % от общего запаса [11]. В Якутии официальными сведениями по добыче этого вида мы не располагаем. Судя по опросным данным, проведенным в 2003–2008 гг., даже в одном из наиболее заселенных и с интенсивной промышленной и хозяйственной активностью человека территории, в Нерюнгринском районе рябчика добывают в пределах 1–3 тыс. особей в год, т.е. 0,1–0,6 % от общего запаса. В целом по всей республике средние запасы его составляют более 500 тыс. особей и колеблются в разные годы от 240 до 1200 тыс.

Общие запасы тетерева в Якутии составляют в среднем около 110 тыс. особей при колебании численности в разные годы от 40 до 140 тыс. При этом вид распространен в наиболее густонаселенной западной части Якутии, доходя на север до 62 ° с.ш., и антропогенный пресс на неё, в первую очередь из-за незаконной охоты, довольно значителен. Не секрет, что многие охотники добывают этих птиц с использованием автотранспорта и мелкокалиберного оружия, выбивая при этом полностью целые стаи.

Каменный глухарь распространен по всей таежной зоне Якутии, численность его составляет в среднем около 230 тыс. особей и колеблется в разные годы от 100 до 460 тыс. Этот вид глухаря – один из самых почитаемых объектов охоты, и его добыча у якутских охотников сравнима с добычей лося. Ранее каменный глухарь в Якутии был многочисленным видом, и в начале 1960-х гг. кадровые охотники в бассейне Вилюя добывали попутно с пушными зверьками, в среднем 150–200 особей глухаря. С 1970-х гг. каменный глухарь во многих местах не является даже обычной птицей, на большей части ареала численность ее низкая. Установлено, что одной из основных причин снижения численности глухаря являются не только изменения в ходе хозяйственной деятельности человека местообитаний птиц, но и негативное влияние весенней охоты, так как она ориентирована на изъятие элитных производителей [6]. Известно, что весенняя охота на глухаря приводит к сокращению её численности, а отстрел на току более 20 % взрослых самцов ведет к исчезновению данного токовища [5]. Такое отмечается и у родственного вида – каменного глухаря. Как показывают исследования, к заметному снижению численности приводит отстрел птиц с применением транспортных средств [2, 6]. Для сохранения и увеличения численности каменного глухаря следует обеспечить соблюдение правил охоты, разработку и внедрение в практику биотехнических мероприятий.

Как мы отсюда видим, в Якутии общепринятому нормативу изъятия в 20 % [5, 12] больше всего соответствуют белая и тундряная куропатки и рябчик. В то же время следует отметить, что такое возможно лишь в годы, когда численность птиц сравнительна высока. В другие же годы рекомендуемая добыча не должна превышать 10 %. Для сохранения и увеличения численности каменного глухаря и тетерева следует обеспечить соблюдение правил охоты, разработать и внедрить в практику биотехнические мероприятия. Кроме этого, одним из перспективных направлений сохранения и увеличения численности каменного глухаря является искусственное разведение птиц с последующим выпуском в природу.

Заключение

По результатам последних исследований в Якутии отмечается, что в результате усиления антропогенного пресса (развитие горнодобывающей промышленности, стройиндустрии, сельского и промыслового хозяйства) произошло резкое сокращение численности тетеревиных птиц, особенно в таежной её части.

Сокращение численности глухаря определяется не столько прямым истреблением самих птиц, сколько разрушением весенних местообитаний.

Из тетеревиных птиц Якутии катастрофическое положение в силу ее уязвимости у дикуши, которая при освоении человеком таежных районов исчезает в первую очередь. Наиболее действенными и эффективными мерами для спасения азиатской дикуши в Южной Якутии является организация сети ООПТ с приоритетным направлением охраны вида и мест их обитания. Одной из важных мер, направленных на стабилизацию и увеличение численности дикуши, является искусственное разведение.

В Якутии из традиционных направлений природопользования наибольшее влияние на тетеревиных птиц оказывает охота. Общепринятому нормативу изъятия в 20 % больше всего соответствуют белая и тундряная куропатки и рябчик. В то же время следует отметить, что такое возможно лишь в годы, когда численность птиц сравнительно высока. В другие же годы рекомендуемая добыча не должна превышать 10 %.

Одной из основных причин снижения численности каменного глухаря являются не только изменения в ходе хозяйственной деятельности человека местообитаний птиц, но и негативное влияние весенней охоты. К заметному снижению численности приводит отстрел птиц с применением транспортных средств.

Для сохранения и увеличения численности каменного глухаря следует обеспечить соблюдение правил охоты, разработку и внедрение в практику биотехнических мероприятий.

Одним из перспективных направлений сохранения и увеличения численности вида является искусственное разведение птиц с последующим выпуском в природу. Вопрос трудный, пока конкретно с каменным глухарем не опробованный. Содержание и, возможно, разведение птиц имеет также и научный интерес. Как нам думается, работы в этом направлении необходимо начать с разработки технологии по содержанию и размножению в республиканском зоопарке «Орто-Дойду».