Введение
Важность грибковых инфекций как у человека, так и у животных за последние десятилетия возросла [1]. Грибковые инфекции, с которыми можно столкнуться в ветеринарной практике у животных, происходят из источников окружающей среды и могут передаваться человеку. Оппортунистические микозы представляют собой широкий спектр заболеваний от локализованных инфекций до смертельных диссеминированных заболеваний, таких как аспергиллез, мукормикоз, кандидоз, криптококкоз и глубокие микозы [2; 3]. Некоторые виды грибов, такие как Microsporum canis и Sporothrix brasiliensis оказывают сильное негативное воздействие на здоровье населения мира [4].
Кроме того, грибы являются источниками микотоксинов, которые определяются как химические вещества грибкового происхождения и являются крайне токсичными для теплокровных позвоночных и человека. Интоксикации афлатоксинами и охратоксинами представляют угрозу как для здоровья человека, так и для животных. Микотоксикозы наносят серьезный экономический ущерб современному животноводству, поскольку при поражении кормов токсинами грибов резко снижается их биологическая ценность и безопасность [5].
В борьбе с патогенными грибами применяется определенный спектр дезинфектантов и антисептиков, однако к противогрибковым препаратам может возникать устойчивость, при этом истинная эпидемиология резистентности у животных к противогрибковым препаратам неизвестна, а возможности лечения инфекций, вызванных резистентными инфекциями, ограниченны [6]. Распространенность патогенных грибов зависит от климатических условий региона [7].
В ветеринарной практике большую проблему представляют собой дерматомикозы, которые у домашних и сельскохозяйственных животных вызывают как мицелиальные грибы, так и дрожжи. Среди грибов наиболее часто от животных с поражениями кожи выделяют Malassezia pachydermatis (29,14%) и дрожжи рода Candida (27,07%), а также дерматофиты (23,5%), в том числе Microsporum canis (59,25%) и род Trichophyton в большинстве представленных T. mentagrophytes (40,7%). Malassezia pachydermatis представляет до 80% изолятов у животных с наружным отитом, более чем в 19% грибковых культур, полученных из наружных ушных каналов, были идентифицированы дрожжи Candida, в основном C. albicans [8].
В структуре грибковых инфекций кожи в 2020 году наиболее высокую распространенность получили микозы стоп и кистей (67,2%), доля микроспорий составила 26,3%, трихофития диагностировалась в 0,74% случаях. В динамике за 2005-2020 гг. показатели заболеваемости микозами стоп и кистей снизились на 31,8%, микроспорией – на 11,2%, трихофитией – на 46,2%, в то время как заболеваемость онихомикозами выросла на 13,3%. Отмечено увеличение заболеваний микроспорией и трихофитией в Российской Федерации детей в возрасте 0-14 лет [9].
Противогрибковые средства, такие как азолы, полиены, флуцитозин и эхинокандины, направленные на инфекционного агента и его молекулярные и клеточные мишени, являются препаратами выбора для лечения большинства микозов. Эффективность излечения пациентов при применении данных препаратов достигает порядка 80-90%, что позволяет считать результаты терапии вполне удовлетворительными [10].
Аналогично медицинской практике терапии микозов в ветеринарной практике доказана важность местных лекарственных форм с антифунгальным эффектом. Такие средства также обеспечивают высокую эффективность по отношению к грибковым инфекционным агентам и низкий уровень побочных эффектов [10]. Для местного применения в ветеринарии разработан большой ассортимент средств с такими лекарственными формами, как гели, лосьоны, спреи, шампуни, мази, кремы, присыпки с противогрибковыми препаратами (ПГП), использование которых обеспечивает клинический эффект при местном нанесении на поверхность кожи или шерсти животного. ПГП быстро и эффективно уничтожают грибковые клетки, проникая в кожный эпидермис и его роговые производные.
Изучение ассортимента наружных противогрибковых средств показало недостаточность на российском розничном рынке ветеринарных растворов для наружного применения [11].
Цель исследования: актуализировать сведения о розничном маркетинговом ассортименте ПГП для наружного применения, представленных на фармацевтическом рынке Российской Федерации для ветеринарного использования.
Материалы и методы исследования
Предметом исследования являлись лекарственные средства с противогрибковым эффектом, имеющие регистрацию в РФ и разрешенные к применению для лечения поверхностных грибковых инфекций кожи и поверхностей животных. Исследование вели на основании данных официального сайта Государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) [12] и данных электронного справочника лекарственных препаратов (ЛП) Видаля [13]. Для полноты и достоверности получения результатов в качестве методов исследования применяли метод описания, систематизации, сравнения и структурного анализа [14]. Для визуализации результатов использовали компьютерную программу Microsoft Exсel.
Результаты исследования и их обсуждение
Разрешенные к применению в России антифунгальные лекарственные средства исследовали по нескольким критериям: лекарственная форма (ЛФ), страна-производитель, моно- и многокомпонентность, комбинированность ЛП. На фармацевтическом рынке Российской Федерации, по данным сайта ГРЛС, на февраль 2021 г. представлено 129 противогрибковых ЛП для местного и наружного применения [15]. ПГП представлены тремя фармакологическими группами, 69 торговыми марками, 16 международными непатентованными наименованиями (МНН). Распределение ЛП по типам лекарственных форм показано на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение наружных ПГП по типам ЛФ
Рис. 2. Распределение наружных ПГП по ЛФ
Рис. 3. Распределение ЛП по составу ПГП
Газообразных форм с применением ПГП не обнаружено. Жидкие формы для наружного применения не занимают важных позиций, составляют 16% и представлены шампунями, гелями и растворами. Среди лидирующих в ассортименте твердых форм для местного применения ПГП представлены таблетками, порошками и суппозиториями. Мягкие формы представлены кремами, мазями и линиментами (рис. 2).
Распределение ЛП по включению противогрибковых препаратов показано на рисунке 3. В структуре ЛП, разрешенных для применения в ветеринарной практике, преобладают производные имидазола 81%.
В структуре ЛП, разрешенных для применения в ветеринарной практике, по компонентному составу абсолютное большинство принадлежит многокомпонентным средствам (74%), комбинированные и поликомпонентные препараты занимают всего 26% (рис. 4).
Распределение всех ЛП по компонентному составу и составу ПГП представлено на рисунке 5 (НГП – натрия 5-[(3,5-дихлор-2- гидроксибензилиден) амино]-2,4-диоксо- 3,4-дигидро-2Н- пиримидин-1-ид).
Наиболее популярным действующим веществом является клотримазол, составляя до 36% от всего ассортимента, его производители используют как в многокомпонентных, так и в комбинированных ЛП, при этом в монокомпонентных ЛП клотримазол задействован в доле 82,6% против 17,4% – в комбинации. Вторым по популярности является кетоназол, его доля в ЛП достигает 19,4%, в монокомпонентных препаратах его доля составила 92% против 8% – в комбинации. Третьим по популярности является натамицин – его доля составила 10%, в монокомпонентных препаратах его доля составила 61,5%, в комбинированных – 38,5%.
В комбинированных препаратах преобладают такие ПГП, как нистатин и миконазол, их доля в общем количестве ЛП составила по 6,2%. Миконазол в комбинированных препаратах представлен в 87,5% средств, нистатин – в 62,5%.
Рис. 4. Распределение ЛП по компонентности
Рис. 5. Распределение ЛП по компонентному составу и составу ПГП
Рис. 6. Распределение ЛП по производителям
Рис. 7. Распределение ЛП по странам-производителям
Распределение ЛП российских и зарубежных производителей показано на рисунке 6.
Среди всех ПГП в настоящее время преобладают зарубежные средства. Ассортимент ПГП для наружного применения производит порядка 29 российских фармацевтических предприятий, лидирующие позиции занимают такие фармацевтические колоссы, как химико-фармацевтический комбинат АО «АКРИХИН» (11,3% от всего ассортимента ЛП), ООО «Тульская фармацевтическая фабрика» (9,7%) и АО «Муромский приборостроительный завод» (9,7%). Среди зарубежных фармацевтических фирм, чья продукция разрешена на территории Российской Федерации, представлено значительное число стран, подавляющее число которых составляют европейские производители (рис. 7), при этом 46,8% ПГП производят фармацевтические компании Индии.
Заключение
ПГП являются важнейшей частью фармацевтического рынка, обеспечивая терапевтический сегмент для применения в медицинской и ветеринарной практике в обеспечении домашних и сельскохозяйственных животных терапией первой линии при крайне распространенных, опасных и сложно излечиваемых микотических поверхностных поражениях кожи и слизистых оболочек. Актуализация маркетингового ассортимента ПГП на фармацевтическом рынке страны позволила отметить недостаточную содержательность ассортимента, связанную с отсутствием на рынке газообразных ЛФ и наиболее удобной в использовании с животными жидкой лекарственной формы – спрея. Среди действующих веществ ПГП в основном рынок насыщен средствами – производными имидазола. Лидирующую позицию занимают препараты клотримазола и кетоконазола. В комбинированных препаратах преобладают такие ПГП, как нистатин и миконазол, однако доля комбинированных препаратов значительно ниже монокомпонентных. По-прежнему на рынке преобладают препараты зарубежных фармацевтических производителей, среди которых лидером является Индия. Очевидна необходимость увеличения комбинированных ПГП и средств российских производителей.