Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Грудной проток (ГП) человека и млекопитающих животных часто стано­вится объектом разноплановых исследований [16]. Но до сих пор вопросы строения и топографии ГП не освещены должным образом, прежде всего  их видовых осо­бенностей.

Мной проведено исследование строения и топографии ГП у человека (20), белой крысы (30) и собаки (10) с использо­ванием комплекса методов, в т.ч. предва­рительной инъекции синей массы Герота, препарирования, изготовления тотальных препаратов, окрашенных галлоцианином по Эйнарсону.

Наиболее простой и удобный доступ к ГП человека и животных  это выделение интеразигоаортального отрезка ГП, наиме­нее вариативного по строению и топогра­фии. Непарная вена (НВ) проходит справа, а грудная аорта  слева от ГП (рис. 1,2). Непостоянный и обычно неполный левый ГП проходит вдоль полуНВ, с медиальной стороны. У крысы НВ проходит слева от средней линии, ее место занимает полуНВ. У человека НВ образуется в результате слияния правых подреберной и восходя­щей поясничной вен. На уровне XVII грудного позвонка НВ принимает крупный левый приток  полуНВ. Нередко она со­единяется в один ствол с добавочной по­луНВ. У собаки хорошо выражен третий, левый корень. Он объединяет левые восхо­дящую и подреберную вены, может при­нимать 12 каудальные межреберные вены.

Поэтому полуНВ собаки заметно уступает добавочной полуНВ по диаметру, быстро истончается в каудальном направлении. У человека восходящая поясничная вена проходит латеральнее НВ (полуНВ), у со­баки  медиальнее. У одной собаки по­луНВ отсутствовала и левые межреберные вены впадали в НВ. Она проходила по вен­тральной и латеральной поверхностям тел позвонков до уровня VI грудного позвонка и лишь затем приобретала характерное для себя положение. Правая и левая восходя­щие поясничные вены лежали в углубле­нии между крупными поясничными мыш­цами, на латеральных и вентральных по­верхностях тел поясничных позвонков, принимая мелкие поясничные вены и анастомозируя между собой, формировали единый ствол  медиальный корень НВ. Слабое развитие поясничных вен сочета­лось с крупным диаметром каудальных диафрагмальных вен, которые проходили в поясничной области по периметру диа­фрагмы. Но и у человека, и у животных начальный отрезок ГП обычно лежит спра­ва от грудной аорты или позади ее правого края. На разных уровнях, от VII до III грудного позвонка, обычно после поворота полуНВ на другую сторону ГП смещается влево от средней линии, на уровне от IV до II грудного позвонка проходит позади аор­ты, чаще ее дуги, а затем  позади левого венозного угла шеи. Главные видовые раз­личия в строении и топографии ГП выяв­лены в его начальном и конечном отделах.

Цистерна в начале ГП встречается пример­но у 50% людей, цистерны поясничных стволов, чаще правого,  в 15 % случаев. Переходная с него на начало ГП цистерна поясничного ствола регистрируется как цистерна ГП. У животных постоянная цис­терна ГП преимущественно находится в брюшной полости, у человека  в грудной. У животных короткая шейная часть ГП не всегда формирует дугу, причем слабо выраженную, пологую, на уровне I грудного VII шейного позвонков.

 


Число клапанов ГП у человека и бе­лой крысы составляет 14,28±0,38 (1217) и 12,2±0,2 (1014). Первый клапан постоянно размещается в начале ГП, а последний  в его конце, около или в толще венозной стенки. В половине случаев ГП человека выходит из собственной цистерны на уровне XII грудного позвонка, где посто­янно находятся 13 клапана. В отсутствие цистерны на данном уровне клапаны опре­деляются в 58,3±11,1% случаев, а в 41,7±11,1% случаев, когда ГП начинается выше диафрагмы, первый клапан проеци­руется на X грудной позвонок. На осталь­ном протяжении ГП клапаны чаще всего размещаются на уровне XI, VI и IV груд­ных позвонков. У крысы постоянно и больше всего клапанов определяется непо­средственно над цистерной ГП, на уровне XIIIXII грудных позвонков, позади мощ­ной правой поясничной ножки диафрагмы, и в конечном отрезке, в области лимфовенозного соединения. Вариации размещения клапанов на протяжении ГП у человека и крысы соответствуют видовым особенно­стям топографии ГП, в т.ч. его взаимоот­ношений с диафрагмой, пищеводом и аор­той. Так у крысы дуга аорты находится на 0,51 позвонок краниальнее, чем у челове­ка, а лимфовенозное соединение  на 0,51 позвонок каудальнее. Уменьшение числа клапанов при высоком начале ГП человека, над диафрагмой (простое слияние пояс­ничных стволов) обусловлено не столько укорочением ГП, сколько уменьшением влияния на его начальный отдел пояснич­ной ножки диафрагмы.

 

 

 

Частота размещения клапанов на протяжении ГП человека и крысы различ­на, что соответствует видовым колебаниям длины ГП: у человека она равна 33,4±3,9 см или высоте 1212,5 позвонков (XI груд­ной  VII шейный  чаще всего), а у крысы

-    4,05±0,28 см (в 8,24 раза меньше) или 13­13,5 позвонков (XIIII грудные). У челове­ка один клапан приходится на 2,15±0,77 см длины ГП, выходящего из собственной цистерны (6,44% общей длины), а у крысы

-    на 0,34±0,02 см (8,5%). Более частое (в 1,32 раза) размещение клапанов ГП у чело­века можно объяснить вертикальным по­ложением его тела при прямохождении, а следовательно более высокой вероятно­стью и интенсивностью обратного лимфотока в ГП. Клапаны на протяжении ГП че­ловека (с цистерной) и крысы распределя­ются сходным образом, их больше всего в верхней (краниальной) и нижней (каудальной) 1/31/4 ГП, меньше всего  в средней 1/3  нижней (каудальной) средней 1/4. Последняя расположена между аортой, слева, и НВ (полуНВ), справа.

У собаки 1012 клапанов неравно­мерно распределяются на протяжении ГП постоянно и преимущественно в конечном отрезке, около лимфовенозного соедине­ния (12), около дуги аорты (2) и около диафрагмы, над цистерной ГП (24). В наименьшем количестве, вплоть до отсут­ствия клапаны определяются в среднегрудном отделе ГП. У собаки почти посто­янно встречаются коллатерали на протя­жении ГП вплоть до полного его удвоения. Наиболее постоянные и крупные «остров­ки» ГП у собаки, как и у человека, опреде­ляются в начальном отрезке и позади дуги непарной вены. В длинных коллатералях ГП постоянно находятся клапаны, нередко примерно на том же уровне, что и в основ­ном стволе ГП.

Заключение

ГП собаки и белой крысы могут служить моделью для изучения механиз­мов лимфотока в условиях возрастной нормы и при воздействии различных фак­торов с последующей интерпретацией на человека с учетом видовых особенностей строения и топографии ГП. Наибольшее сходство обнаружено у ГП животных и ГП человека с цистерной, особенно в интеразигоаортальном отрезке. Не выявлены большие видовые отклонения в распреде­лении клапанов на протяжении ГП: у чело­века и животных клапаны постоянно и ча­ще размещаются в тех участках ГП, где возникают значительные препятствия пря­мому лимфотоку и ускоряется обратный лимфоток. Эта закономерность сохраняет­ся у крысы с левосторонней НВ. Следова­тельно НВ не определяет морфогенез клапанов ГП. Он зависит от давления веноз­ной стенки (конечный отрезок ГП), аорты и ее ветвей, поясничной ножки диафрагмы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жданов Д. А. Общая анатомия и фи­зиология лимфатической системы. Л.: Медгиз, 1952, 336 с.

2.  Петренко В.М. Эволюция и онтогенез лимфатической системы. СПб: ДЕАН, 2003, 336 с.

3.  Петренко В.М. Функциональная мор­фология лимфатических сосудов. СПб: ДЕАН, 2008, 400 с.

4.  ElZawahry M.D., N.M. Saved, H.M. ElAwady et al. Int Surg, 1983. 68(2): p. 1358.

5.  Lee S.H., H.J. Wen and C.L. Shen. J Anat, 1993. 182 (Pt 2): p. 20512.

6.  Shimada K. and I. Sato. Clin Anat, 1997.10(3): p. 16372.