Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Тимус и красный костный мозг рассмат­риваются как первичные лимфоидные органы, а селезенка относится ко вторичным лимфоидным органам. Но по строению красный костный мозг и селезенка  не чисто лимфоидные, а смешанные кроветворные органы, а тимус, по происхожде­нию и строению,  лимфоэпителиальный орган. Все три органа не участвуют в организации лимфооттока из других органов. Красный костный мозг и тимус служат источником лимфоцитов для остальных лимфоидных органов, а селезенка «очищает» кровь.

Тимус и селезенка впервые появляются уже у круглоротых (миноги), когда еще нет лим­фатической системы, а наблюдаются множест­венные венозные синусы, на месте которых у рыб появляются первые лимфатические сосуды. Ти­мус и селезенка миноги по своему строению да­леки от состояния самостоятельных анатомиче­ских образований. Примитивная селезенка пред­ставляет собой скопления лимфоцитов в связи с венозными синусоидами в области спирального клапана кишки. Эта лимфоидная ткань регресси­рует в процессе метаморфоза. У хрящевых рыб находят типичные тимус и селезенку, лимфатиче­ские сосуды.

До сих пор наиболее разработанным во­просом в механике развития лимфоидных органов остается морфогенез лимфоузла: в расширяющийся просвет эмбриональных лимфатических коллекторов вместе с их эндотелиальной стенкой инвагинируют прилежащие кровеносные сосуды с более толстыми стенками. В межсосудистой со­единительной ткани инвагинации постепенно накапливаются лимфоциты. Сходным образом можно представить морфогенез лимфоидных узелков и бляшек (комплекс кровеносных и лим­фатических микрососудов с интимными взаимо­отношениями  противоточная гемолимфомикроциркуляторная система). Эпителиальные зачатки тимуса происходят из III и IV жаберных карманов и щелей, которые омываются амниотической жидкостью (антигенная стимуляция ?). В эти же сроки (45 нед эмбриогенеза) образуются почки конечностей. Их рост сопровождается разраста­нием и деформацией первичного венозного русла в их области (множественные синусоиды  ло­кальные расширения микрососудов), что завер­шается закладкой яремных лимфатических меш­ков у эмбрионов 56 нед. В дальнейшем зачатки тимуса опускаются в грудную полость, а в дейст­вительности  они значительно увеличиваются в размерах и одновременно, с 6й нед начинается вычленение шеи эмбриона, которая быстро удли­няется у эмбрионов 78 нед. Разрушение части эмбриональных структур, в том числе  межще­левых перегородок в яремных лимфатических мешках, отток обломков в мешки могут служить источником антигенной стимуляции и миграции в очаг клеток крови (макрофагов, лимфоцитов), образования лимфоэпителиальной закладки тиму­са на 8й нед. Нечто подобное происходит в дор­сальной брыжейке желудка, где у эмбрионов 56 нед описывают закладку селезенки в виде сгуще­ния мезенхимных клеток: так называемые пово­роты желудка вокруг малой кривизны сопровож даются скручиванием брыжейки и деформацией ее венозных микрососудов, венозные синусоиды расширяются у эмбрионов 78 нед. Лимфопоэз в селезенке начинается уже у плодов, как и в зачат­ках лимфоузлов.

Следовательно, лимфатические пути и лимфоидные образования не исключают друг друга, а кооперируются различным образом для обеспечения гомеостаза организма и составляют лимфоиднолимфатический аппарат в составе сердечнососудистой системы. И этот факт индетерминирован генетически  самой закладкой лимфоидных образований и лимфатических путей на основе и в связи с венами. Лимфатические пу­ти дифференцируются как «модифицированные вены» или, точнее, как выключенная из кровотока коллатеральная часть венозного русла. И в эво­люции позвоночных животных, и в их онтогенезе лимфатическая система складывается раньше, чем лимфоидная. Первые лимфоузлы появляются у некоторых видов птиц, тогда как первые лимфа­тические сосуды регистрируются у хрящевых рыб. В онтогенезе человека и плацентарных мле­копитающих животных лимфоузлы формируются на основе лимфатических мешков и сосудов. Красный костный мозг, селезенка и тимус нахо­дятся в стороне от магистральных путей транс­порта лимфы, в отличие от остальных лимфоидных образований, а в эволюции и онтогенезе их закладки образуются на этапе появления предше­ственников лимфатических мешков и сосудов. Лимфатическая «непроточность» красного кост­ного мозга, тимуса и селезенки  их характерный признак с момента закладки, когда определяется сгущение мезенхимных клеток около венозных синусов  там, где замедляется ток крови и облег­чается ее контакт с перивазальной тканью. Веноз­ные синусоиды на всю жизнь остаются важным структурным компонентом красного костного мозга. Остальные лимфоидные образования воз­никают в связи с лимфатическими мешками или сосудами. Предшественниками последних служат сливающиеся лимфатические щели, которые, в свою очередь, возникают из обособившихся, от­делившихся от первичных вен их венозных кар­манов. Только после оформления региональных лимфатических коллекторов (разрушения их межщелевых перегородок  антигены) начинается заселение лимфоцитами стромальной закладки любого лимфоидного органа, в т.ч. тимуса (около яремного мешка) и селезенки (около селезеночно­го ствола).