«Высокие показатели смертности от рака яичников связаны, прежде всего, с тем, что проблема диагностики опухолей яичников остаётся одной из самых трудных в современной онкологии». Так оценивают состояние проблемы в головном институте России по изучению рака яичников - НИИ Онкологии им. Н.Н. Петрова (Бахидзе Е.В., Малек А.В., 2005). Первые попытки понять опухолевое заболевание яичников относятся к первой половине Х1 Х века. В дискуссиях по проблеме опухолей яичников участвует и Wirchow R., который ещё в 1848 году предложил опухоли яичников называть кистомами. Более 150 лет это заболевание пытались и пытаются осмыслить самые светлые умы в науке, однако, мнения известных онкологов по результатам лечения рака яичников (РЯ), по-прежнему, неоптимистичные: "...касаясь вопроса лечения рака яичников, следует признать, что предел возможного улучшения результатов в настоящее время уже достигнут" (Жордания К.И., 1992), но рак яичников остается "киллером номер 1 среди злокачественных заболеваний гениталий" (Tanimoto H. et al., 2001).
20-летнее применение для диагностики "специфического маркера рака яичников" - антигена СА125, показало его непригодность для диагностики курабельных форм заболевания. Недостаток этого маркера заключается не только в том, что он медленно реагирующий на заболевание маркер (уровень в крови повышается в инкура-бельных формах РЯ), и даже не в том, что он оказался белком сыворотки крови здоровых людей, а в том, что его применение не улучшило результаты диагностики и лечения РЯ.
Основным препятствием на пути улучшения результатов лечения РЯ, по-прежнему, является зашоренность онкологов-теоретиков на диагностику конечного этапа в эволюции опухолей яичников - РЯ, в отрыве и при полном игнорировании ранних форм единого опухолевого процесса -доброкачественных и пролиферирующих опухолей и, что без учета особенностей эволюции опухолевого заболевания яичников - это тупиковое и бесперспективное направление.
Особенность эволюции опухолей яичников -стержневая мысль уникального исследования -монографии "Опухоли яичников" академика Михаила Федоровича Глазунова (1896-1967). До настоящего времени по глубине проникновения в проблему - это самый фундаментальный труд в мировой научной литературе по опухолям яичников (Глазунов М.Ф., 1961). Глазунов М.Ф. делит опухоли яичников на доброкачественные (цистаденома и пролиферирующая цистаденома) и злокачественные (пограничная опухоль и рак яичников). В процессе эволюции серозных опухолей яичников, он выделяет 4 этапа/стадии в едином и непрерывном процессе: 1-доброкачест-венная цистаденома, 2 - доброкачественная про-лиферирующая цистаденома, 3 - пограничные опухоли или "начальные стадии развития рака" и 4 - рак яичников, т.е., при сохранных яичниках эти этапы неизбежно следуют друг за другом, как времена года.
При анализе собственных неудач в поиске специфических маркеров и причин неэффективности лечения РЯ нами была выявлена уникальная особенность метастазирования: распространение опухолевых клеток яичников происходит задолго до формирования злокачественной клетки (Борисенко С.А. и др., 2004). Известно, что распространение процесса при опухолях яичников происходит преимущественно имплантационным путем (Винокуров В.Л. и др., 1980; Глазунов М.Ф., 1961; Нечаева И. Д., 1987). По данным разных авторов оказалось, что эпителиальные имплантаты опухолевых клеток яичников по брюшине наблюдали уже на этапах развития ДО: при цистаденомах в 8,4%, а при папиллярных пролиферирующих цис-таденомах, по разным данным, - в 13 и 29% случаев (Бычков В.И. и др., 1969; Глазунов М.Ф., 1961; Селезнева Н.Д., Железнов Б.И.,1982). При пограничных опухолях диссеминация опухолевых клеток отмечена в 52% случаев при кистозно-солидных и в 81% - при папиллярных формах опухоли (Винокуров В.Л. и др.,1983; Нечаева И.Д., 1987). При раке яичников распространенный процесс у первичных больных составил 96,9%, а по данным аутопсии - 97% (Винокуров В.Л., Колосов А. Е., 1980). Из этого следует, что ранних стадий РЯ, когда процесс ограничен яичниками, практически нет - всего 3% больных; в остальных случаях процесс имеет широкое распространение.
Результаты Винокурова подтверждают и данные Антонеевой И. И., которые свидетельствуют о полном отсутствии 1 стадии РЯ по FIGO: средний срок жизни больных в 1 стадии РЯ после установления диагноза составил 21,84 мес, т.е., процесс у всех больных 1 стадией был распространенным (Антонеева И.И.,2007).
По данным Винокурова в НИИ Онкологии им. Н. Н. Петрова (СПб) после рецидивов в течение 3 лет умирают все больные РЯ, а средняя продолжительность их жизни при диплоидных опухолях составляет 20,8 мес, а при анеуплоидных -11,8 мес (Винокуров В.Л.; 2003); в Европейской части России (Ульяновская область) для 734 первичных больных РЯ средний срок жизни составил 9,44 мес. По стадиям FIGO средний срок жизни больных РЯ представлен следующим образом: 1 стадия - 21,84 мес, 11 ст. - 14,71 мес, 111 ст. -13,78 мес и 1У - 5,77 мес (Антонеева И.И., 2007).
Источниками происхождения опухолей яичников считают эмбриональные клетки покровного эпителия яичников, а также отторгающиеся клетки трубного (между менструациями) и маточного (во время менструаций) эпителиев. Следовательно, существует цикличная (2 раза в месяц) возможность ретроградного заброса эпителиев в брюшную полость и имплантирования их в покровный эпителий яичников и брюшину (Глазунов,1961). Наступающая беременность прерывает циклическое поступление имплантатов в полость брюшины, а имеющиеся имплантаты расплавляет и ассимилирует (Прокопенко П. Г., Те-рентьев А.А., 2009).
Следует особо отметить, что некоторые эпителии гениталий девочек созревают лишь к 20-ти годам (Я. В. Бохман,1989), что является биологическим сроком зрелости детородных органов и возрастом совершеннолетия девочки. По данным С.А.Борисенко (2004), из 192 больных РЯ от 17 до 22 лет было 2,6% больных, в возрасте 23-29 лет -активный детородный период, больных не было. Однако число больных нарастает в неактивный детородный период: от 30 до 40 лет было 7,2 % больных, а от 40 до 45 лет - 10,4 %.
Огромное, если не решающее, значение для предупреждения опухолевых заболеваний яичников имеет физиологическая беременность и вскармливание ребенка собственным молоком. Роль физиологической беременности для здоровья женщины трудно переоценить. Только одна беременность и роды снижают риск развития опухолей яичников в 2 раза, 2-3 родов - в 7,7 раза, а 4 и более - в 10,8 раз ( Нечаева И.Д., 1987; Серов В.Н., Кудрявцева Л.И., 2001). Среди больных раком маточных труб (неотличим от РЯ) 45% не рожавших и 71% - бесплодных женщин (Кэмпбелл С., Монг Э., 2003).
Важную роль для здоровья матери и ребенка имеет вскармливание грудным молоком: риск возникновения РЯ снижен почти в 2 раза у женщин вскармливающих грудью по сравнению с рожавшими, но не кормившими грудью (Scheider F.P., 1987). На решающее значение молока в программировании здоровья потомства обратили внимание вирусологи: вскармливание новорожденных мышат высокораковой линии мышами низкораковой линии практически переводило потомство высокораковой линии в низкораковую. И наоборот. Этот феномен настолько очевидно был связан с молоком вскармливающей самки, что получил название «фактор молока» (Зильбер Л.А., 1946]. Это свидетельство того, что биологический контроль здоровья матери и плода не заканчивается в родах, но продолжается на всем протяжении вскармливания и необходим не только для здоровья матери (снижение риска возникновения опухолей яичников), но и для здоровья потомства - с молоком матери «обучается» и совершенствуется иммунная система ребенка, программируется биологический цикл и качество жизни индивидуума.
Немаловажную роль в возникновении опухолей яичников могут играть и факторы окружающей среды, вследствие открытости брюшной полости женщины для сообщения с внешней средой (через маточные трубы). Ретроградный заброс менструальной крови в брюшную полость свидетельствует о разрежении в брюшной полости, создаваемом мышечной деятельностью маточных труб (Глазунов М.Ф., 1961). Любые материальные частицы из окружающей среды при проникновении в половые органы могут быть втянуты в брюшную полость (вирусы, сперматозоиды, тальк, асбест, пыль и др.) и имплантированы в покровный эпителий яичников и мезотелий брюшины, что делает женщину особо уязвимой в детородном периоде. Например, перенос талька от шейки матки в брюшную полость происходит всего за 25 мин. О роли ядерных белков сперматозоидов в индукции опухолей яичников сведений очень мало, однако тератогенной агрессии продуктов распада «чужих» сперматозоидов, в частности, прота-минов, онкологи уделяют всё большее внимание (Бохман Я.В.,1989).
Из приведенных данных следует, что отказ женщины от воспроизводства потомства (физиологическая беременность в назначенный природой срок) способствует широкому распространению эпителиальных имплантатов - потенциальных источников опухолей яичников. В отсутствии беременности - это «нормальная» физиология женщины детородного периода. С учетом мультицентричной малигнизации эпителиальных имплантатов (Глазунов М.Ф., 1961), малигни-зация происходит практически одновременно в яичниках и в самых отдаленных от яичников имплантированных клетках. Отсюда, уже на самых ранних этапах/стадиях РЯ, заболевание может иметь широкое распространение резистентных к лечению раковых клеток, что и подтверждают данные Антонеевой И.И. (2007). На этом этапе не помогут и специфические маркеры, которые будут констатировать только prognosis pessimus.
Применение диагностических комбинаций, включающих белки эмбриональные, неспецифические белки быстрого реагирования и маркеры пролиферативной активности позволят определять не только наличие, качество и источник опухолевого процесса, но и его эволюционный этап, при котором будет ещё возможно для лечения больной рекомендовать только одно средство -беременность.
Однако, 150-тилетний неудачный опыт диагностики и лечения РЯ, а также клинические наблюдения последних 50 лет свидетельствует о том, что заболевание связано с отказом от традиционного образа жизни и своевременного воспроизводства потомства женщиной. Это положение наглядно продемонстрировано на группе не рожавших или бесплодных женщин: отказ женщины от воспроизводства потомства приводит к элиминации особи из популяции. Поэтому, целомудрие, традиционная семья и воспроизводство здорового потомства в назначенный природой срок - это не только предупреждение заболеваний яичников, но и здоровье матери, ребенка и общества в целом; здоровое потомство - это поколение людей, способных к созидательному труду и защите Отечества, а природа и общество это доверило женщине.