В Московском областном онкологическом диспансере обследованы и пролечены более 400 пациенток с морфологически верифицированным раком яичников. Целью исследования была оценка влияния методов оксигенотерапии на гомеостаз больных и на эффективность противоопухолевого лечения.
Обследование больных производилось трижды: в начале лечения, на 3-м курсе ПХТ и перед окончанием лечения на 6-м курсе ПХТ. Оценка критериев субъективной и объективной токсичности проводилась после каждого курса ПХТ, в исследовании использованы данные, полученные после 2-го курса ПХТ (этапное обследование перед 3-м курсом текущей линии ПХТ). Оксигенотерапию в группах НБО и ГБО больные получали на 2-м курсе ПХТ в соответствующих группах, за исключением контрольных. Все обследованные пациентки получали цитостатическую терапию на момент обследования. В исследовании использовались следующие схемы полихимиотерапии (ПХТ): СР (циклофосфан, цисплатин) и ТС (паклитаксел, карбоплатин) в стандартных дозировках, а также стандартная сопроводительная терапия. Для оценки интенсивности побочного действия цитостатической терапии в исследовании была использована шкала оценки токсичности CTC-NCIC, рекомендованная ВОЗ для применения в практической онкологии.
Эффективность лечения была исследована посредством оценки общей выживаемости, длительности безрецидивного периода и медианы выживаемости.
Способ лечения тканевой гипоксии при помощи нормобарической оксигенации (НБО) осуществлялся в соответствии с патентом на изобретение № 2184553 при помощи парового ингалятора.
Лечение тканевой гипоксии при помощи гипербарической оксигенации (ГБО) осуществлялся при помощи барокамеры ОКА-1.
В ходе исследования достоверно установлено, что в группах кислородотерапии были менее выражены цитостатическая анемия, лейкопения, нефротоксичность, боль, диспепсический синдром (тошнота, рвота), а также ухудшение общего состояния (оценка проводилась по проявлениям слабости и общего состояния по ECOG-WHO).
При исследовании влияния оксигенотерапии на эффективность лечения рака яичников достоверно установлено, что НБО незначительно увеличивает медиану выживаемости и общую трёхлетнюю выживаемость при первичном лечении рака яичников по сравнению с контролем, и не оказывает влияния на выживаемость в случае лечения рецидива рака яичников.
При этом ГБО достоверно увеличивает трёхлетнюю общую выживаемость больных по сравнению с контролем (на 23,4 %) и значительно увеличивает медиану выживаемости больных. Так трёхлетняя выживаемость в контрольной группе составила 64,2 %, в группе ГБО – 87,6 %, в группе НБО – 71,5 %. Медиана выживаемости на фоне ГБО составила 52 месяца, в группе НБО – 44 месяца, в контрольной группе 41 месяц (р=0,00205).
Выводы: 1) достоверно установлено, что оксигенотерапия в виде ГБО и НБО может способствовать профилактике и лечению токсических эффектов цитостатической терапии рака яичников; 2) методы оксигенотерапии могут повышать эффективность цитостатической терапии в процессе комбинированного лечения рака яичников, при этом наиболее эффективным методом является ГБО.