Важнейшей тенденцией современного общественного развития становятся глобализация и крупномасштабная регионализация. Радикальные сдвиги в международных отношениях, произошедшие в последние годы, свидетельствуют о реальных процессах сближения и тесного сотрудничества стран и народов, усилении взаимодействия различных культур.
Мировоззренческий аспект, формирующий современную научную картину мира и направленный на новое миропонимание, требует разработки новых моделей системы образования. В условиях возрастания роли глобализационных и экологических проблем, когда человечеству в целом угрожает вселенская опасность самоуничтожения, нужна интегральная для всех система образования и воспитания, способная предвидеть последствия сегодняшних действий, помогающая жить в гармонии с природой и с другими людьми.
Сегодня в российской системе высшего образования происходят значительные позитивные изменения, создаются благоприятные условия для разработки международных проектов, установления прямых международных контактов со странами, культуры которых ранее казались загадочными и странными.
Создание Арктической модели межкультурного образования связано с новой ролью северных регионов в глобальном развитии, разработкой концепции об Арктике – как международного региона, как одной из самых жизнестойких и адаптированных к экстремальным условиям цивилизаций, и гипотезой о возможности приобретения арктических знаний как модели жизнеспособности, адаптированности, выживания в условиях возрастания глобализационных, экологических и технологических проблем [1, с. 346].
Первоначально арктическое образование было связано, прежде всего, с проблемами этнокультурного (национального) образования, направленного на сохранение и развитие существующих этнокультур и удовлетворение потребностей этнических групп населения и этнической самоидентификации. Однако, современная динамика культурных процессов указывает на иные тенденции. Сегодня на смену частным задачам этнокультурного образования пришли более сложные проблемы и задачи межкультурной арктической коммуникации, что является отражением новой национальной политики.
В условиях нового прочтения смыслов и задач, поиска новых целевых установок арктическое образование предполагает расширение и углубление сотрудничества как внутри, так и вне северных регионов. При этом в качестве основополагающего ориентира рассматривается взаимосвязанная нерасторжимая триада «человек – общество – природа», в которой каждый элемент равнозначен.
Особо значимо в этой триаде понятие «коренные народы», так как общая стабильность может быть достигнута, в первую очередь, при межкультурном изучении особенностей мировосприятия, этнокультурных традиций, самобытности, учета ментальности этих народов. Сходство опыта, культуры и профессиональных взглядов народов, населяющих Арктику, служит залогом полноценного сотрудничества и наращивания потенциала.
Арктическое образование как способ получения и трансляции знания становится необходимым компонентом прогресса и современной цивилизации. Будучи по большей части избавлен от многих острых проблем современности – терроризма, нехватки пресной воды, СПИДа и нищеты – Север способен быть движущей силой в современной геополитике, опыт Севера может дать миру желаемые модели развития [1, с. 347]. При этом принципиально важно, что функционирование межкультурных связей в рамках арктического образования основывается на принципах взаимодополняемости и взаимоизучения, сближения и взаимодействия.
В настоящее время проблема коренных малочисленных народов Севера (КМНС) является основополагающей для России, потому что в ней отражается огромный мир, состояние экономики, политики, духовности и нравственности страны, государства в целом. В частности, на выездном заседании Президиума Госсовета в Салехарде при обсуждении проблемы коренных народов Севера много говорилось о качестве их жизни, возрождении президентской программы «Дети Севера». На этом же заседании Президент В.В. Путин говорил о значимости так называемой «социальной ответственности бизнеса» и «политической воле местных властей». «Мы не должны растерять самое большое богатство страны», – сказал Президент, имея в виду северную культуру и традиции людей [1, c. 350].
В духе всех этих глобальных идей и преобразований современности заслуживает достойного внимания Институт народов Севера (ИНС) РГПУ им. А.И. Герцена, который на протяжении своей многолетней плодотворной деятельности по подготовке кадров высшей квалификации для регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации остается открытой для новаторских идей. В данном институте авангардно идет процесс перехода на многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавров и магистров). Возникают новые аспекты проблемы, в том числе многие вопросы, связанные с этнорегиональной спецификой и требующие вдумчивой проработки для успешного их решения. Происходит совершенствование работы по приему абитуриентов северных регионов: зачисление на все факультеты РГПУ им. А.И. Герцена осуществляется через ИНС, с целью сохранения государственной дотации на питание студентам из числа малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Большинство студентов северных регионов обучается теперь на базовых факультетах по заявкам департаментов образования соответствующих субъектов РФ.
Новые горизонты развития учебной, методической и научно-исследовательской работы студентов и преподавателей ИНС предоставляют введенные в эксплуатацию компьютерные классы с выходом в «Интернет» и лаборатории устной речи в учебном корпусе института. Разрабатываются новые учебно-методические пособия на основе информационных технологий, в том числе по языкам народов Севера.
Научно-исследовательская работа коллектива ИНС ведется по направлению «Североведение: образование и наука». Ученые института ежегодно издают научные монографии, сборники научных трудов (серии «Североведческие исследования», «Литература народов Севера»), проводят международные, российские конференции по проблемам североведения, в том числе по актуальным вопросам научно-педагогического образования на Севере. ИНС сотрудничает в этом направлении с другими научно-исследовательскими и образовательными учреждениями С-Петербурга и северных регионов России (Новосибирск, Якутск, Владивосток, Хабаровск, Магадан, Ханты-Мансийск, Улан-Удэ, Петрозаводск, Дудинка и др.).
В настоящее же время, в условиях роста национального самосознания и одновременно усиления межэтнической конфликтности студент ИНСа ориентируется не только на общесеверный эталон культуры, но и на этнокультурное своеобразие своего народа. Он призван выполнять культурно-экологические функции, участвуя в процессе сохранения, а иногда и восстановления своей культуры, проявляя в то же время воспитанную в условиях ИНСовского мультиверсума открытость к межкультурным и межэтническим взаимодействиям [1, с. 377].
Институт народов Севера является естественной лабораторией по изучению этнических взаимодействий, в которой вырабатываются средства легитимации возможных этнических конфликтов среди студентов. Особенность еще и в том, что возможность поступления в ВУЗ обусловливается во многом этнической принадлежностью и местом проживания абитуриентов. А само существование ИНС становится средством обеспечения равнодоступного образования для представителей разных этносов. Этническим и культурным своеобразием студентов диктуются также и формы обучения. Являясь носителем своей культуры, студент получает возможность практической ее демонстрации путем участия в фольклорном театре-студии, изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства. В конечном итоге, ИНС представляет собой мини-модель реально существующего в Сибири и на Севере этнического многообразия и проблем, которые в столь сжатом виде проявляются острее, но и решение их находится легче в совместной работе студента и преподавателя. Этническое взаимодействие в институте является фактором, способствующим взаимопониманию и толерантности. Формируется общность более широкая. В этом отношении весьма полезными могут быть мероприятия в рамках землячества (иногда городского, выходящего за рамки института). Культурное многообразие при этом может реализовываться в конкурсах, целью которых является демонстрация достижений своей этнической культуры или рассказ о ней (тем самым реализуется потребность в самоидентификации и защите своих ценностей и интересов). Изучение языков и культур разных народов, признание равной их значимости является важным воспитательным фактором. Это расширяет этническое представление студентов о своем собственном народе и обогащает их знания о других народах. В данном случае заведомо нейтрализуются возможные межэтнические конфликты, переводя их в сферу позитивного соперничества.
О результативности деятельности ИНСа свидетельствуют поколения специалистов высшей квалификации из числа коренных народов Севера. Многие писатели, поэты, художники, политические деятели, администраторы являются выпускниками ИНСа. Становясь элитой своего народа, выпускники ИНСа существенно влияют на ситуацию на местах. Они преодолевают этническую замкнутость, привнося в нее открытость созданного в институте мультиверсума.
В РГПУ им. А.И. Герцена, в целом, разработана концепция этнокультурологического образования, которая ориентирована на подготовку специалистов из числа малочисленных народов Севера. К особо важным особенностям этой подготовки относятся следующие:
– образование северян должно быть подлинно университетским и включать в себя развитый этнорегиональный североведческий компонент;
– образование должно быть многопрофильным и построенным на интеграции различных областей знания;
– образование должно быть ориентированным на формирование образа целостного культурно-образовательного пространства, интеграции собственно образовательной и культурно-просветительной деятельности (в частности, музейной, досуговой, информационной и т.д.) [1, с. 381].
Система высшего образования призвана помочь студентам-северянам состояться в плане осознания и реализации своего внутреннего потенциала. Их профессиональное будущее целиком зависит от уровня их развития, способности творчески мыслить, реализуя себя в образовательной деятельности. Перед высшей школой стоит задача активизации познавательной деятельности студентов. Как же актуализируется познавательная активность? При решении этого вопроса применительно к студентам Института народов Севера существенное значение имеют два фактора. Один из этих факторов связан с общей настроенностью студентов получить высшее образование, с их возросшей сознательностью и пониманием принятых на себя обязанностей. Вторым существенным фактором является потребность студентов в знаниях, увлеченность творчеством. Но успех достигается тогда, когда эти факторы сочетаются и выступают во взаимосвязи. Кроме того, большое значение для деятельности будущего специалиста имеет такой педагогический феномен как познавательная самостоятельность студента. Познавательная самостоятельность базируется на познавательной деятельности, познавательной активности, познавательном интересе.
Отличается своеобразными регионально-этническими особенностями факультет народов Севера (ранее отделение народов Крайнего Севера) Хабаровского государственного педагогического университета. Сегодня на ФНС ХГПУ обучается 117 студентов, из них на биолого-химическом факультете – 14, факультете специальной психологии и педагогики – 9, на историческом факультете – 11, факультете физической культуры – 9, факультете русского языка и литературы – 10, факультете английского языка – 8, художественно-графического факультета – 17, институте психологии управления – 11, институте математики, физики и информационных технологий – 28. Представлены следующие регионы: Корякский автономный округ – 16 чел., Чукотский автономный округ – 3, Эвенкийский автономный округ – 5, Таймырский автономный округ – 2, Республика Бурятия – 7, Приморский край – 5, Хабаровский край – 79. Национальный состав: нанайцы – 42, эвенки – 22, коряки – 13, ульчи – 7, эвены – 6, нивхи – 6, удэгейцы – 5, чукчи – 5, тазы – 3, долганы – 2, ессейские якуты – 1, тувинцы-тоджинцы – 1, челканцы – 1 [1, с. 383].
На начальном этапе деятельности руководство ФНС столкнулось с рядом проблем, которые были вызваны в большей степени пассивностью студентов, незнанием друг друга и их отстраненностью от жизни этноса. Обучаясь на различных факультетах, студенты-северяне, к сожалению, не всегда имели и имеют возможности общаться между собой, не имеют доступа к той информации, которая была бы напрямую связана с их этнической территорией. Чаще всего они не ориентируются в особенностях собственной культуры, этнической истории и не владеют родным языком.
Гуманизация и демократизация образования, несомненно, требуют более внимательного подхода к проблемам этничности. В 1996 г. в одной из поездок на Север со студентами художественно-графического факультета в нерюнгринской тайге преподаватели встретились с сотрудниками якутского телевидения. Они сплавлялись по реке Тимптон для встречи с 108-летней эвенкийской шаманкой М.С. Курбельтиновой. Мудрый и достойный представитель кочевого народа Матрена Степановна, которая сохраняла ясность ума и удивительную память в столь преклонном возрасте, высказалась: «Какой-то умный решил сделать нас всех одинаковыми. Он решил, что мы все должны одинаково мыслить, говорить. Это неправильно, каждый рожденный на Земле должен мыслить и говорит самостоятельно» [1, с. 383]. Данный пример и есть показатель отношения носителя культуры и языка к собственному этносу и дальнейшему его пути развития в современном мире.
Коренные малочисленные народы Севера, живя на своей этнической территории, в первую очередь, заинтересованы в самосохранении. Они претендуют на право называть себя своим именем и свободно выражать свои этнические особенности. Основной процент населения (80–85 %) остается на своих исконных землях и старается приспособиться к современным социально-экономическим условиям.
Жизнь в этих селах, прежде всего, связана со школой. Наличие полной общеобразовательной школы в селе дает возможность учащемуся оставаться в своей социокультурной среде. И он менее подвержен стрессам, защищен от негативных явлений, в сравнении со сверстником, который вынужден продолжать обучение в другом селе или городе, жить в интернате, общежитии или у родственников. В тех педагогических коллективах, где ориентируются на этнические традиции и вовлекают в сотрудничество жителей села – родителей, бабушек и дедушек, видны достижения. Заслуживает внимания то, что многие учителя являются выходцами из вышеназванных сел. Практика показала, что в северной школе должен работать специалист, разбирающийся в этнической специфике населенного пункта, умеющий использовать местный материал в своей профессиональной деятельности, быть толерантным. В этом отношении отрадно отметить, что выпускники Николаевского-на-Амуре педагогического училища народов Севера профессионально ориентированы на работу в северной школе. Их отличают коммуникабельность, самостоятельность и самоидентификация со своим этносом. Они не испытывают комплекса неполноценности и быстрее вовлекаются в учебно-воспитательный процесс.
В условиях внедрения многоуровневой системы и ФГОС высшего профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» реализует одно из основных направлений Программы своего стратегического развития (2011–2020 гг.) – обеспечение инновационного социально-экономического и культурного развития коренных народов Севера на основе традиционного уклада жизни и этнонациональной самобытности. В частности, в Педагогическом институте СВФУ в системе бакалавриата и магистратуры вводится этнокультурное образование с целью подготовки национальных кадров для школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. С 2012 г. введен новый совмещенный профиль педагогического образования «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера». Идет целенаправленная подготовка учителей широкого профиля для малокомплектных и кочевых школ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Востребованность в таких учителях обусловлена преобладанием сельских малокомплектностных школ (около 70 %), т.е. малой наполняемостью классов в этих типах школ, что является социально-экономической закономерностью в условиях Севера. Учебный план и основная образовательная программа нового совмещенного профиля разработаны по модульной системе, где преобладают модули этнокультурного образования, этнопедагогики и этнопсихологии, языков народов Севера и тьюторской подготовки. Отличительная особенность новых учителей заключается в том, что они, как универсальные учителя начальных классов, имеют возможность преподавать и в основной школе, а по тем предметам, которые не под силу, они становятся тьюторами и находят по дистанционной технологии обучения любого учителя и специалиста для непосредственной работы с учащимися. Тьютор берет на себя ответственность педагогического сопровождения учащихся по индивидуальной программе развития. В данном случае обеспечивается эрудированность и мобильность учителя, индивидуальная траектория развития каждого учащегося, ликвидируется нехватка учителя как следствие узкой специализации.
В этом отношении отрадно отметить, что в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», подписанном Президентом РФ В.В. Путиным от 30.12.12 г., учтены важнейшие предложения от Республики Саха (Якутия) о финансировании сельских малокомплектных школ вне зависимости от малочисленности учащихся, т.е. по реальным затратам, а заработная плата учителей должна быть не ниже уровня заработной платы занятых в сфере экономики субъектов [2].
Исходя из специфики жизненных реалий, социально-экономической закономерности малокомплектности северных школ России (75 % содержания образования), региональный компонент (25 % содержания образования) должны быть соответственно пересмотрены и переосмыслены в сторону переориентации вектора развития образования на вариативное решение локальных проблем с учетом самобытной жизни и деятельности, природно-климатических, национально-региональных особенностей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [3, 125].
Таким образом, межкультурное образование и формирование этнического самосознания северян в высших учебных заведениях способствует подготовке высококвалифицированных учителей, ориентированных на то, что в будущем образование на Севере становится социально-экономическим фактором самобытного этнокультурного развития народов Севера, которое остается открытой прогрессивным влияниям глобализации.