Кризис современного естественно-научного образования налицо. Уровень обновления научно-технической информации столь велик, что нет возможности вносить постоянные коррективы в учебные программы, а тем более в учебные пособия по физике, химии, биологии для образовательных учреждений различного профиля. Имеется тенденция по сокращению учебных программ по физике в средней школе (в соответствии с новым Законом об образовании физика не является обязательным учебным предметом). Из базового блока средней школы несколько лет назад была исключена астрономия, которая всегда имела интеллектообразующий характер, формировала у обучаемых представления о строении, возникновении, развитии Вселенной и, в частности, Солнечной системы. Повсеместное «увлечение» компьютерным моделированием физических процессов приводит к вытеснению демонстрационного физического эксперимента и лабораторных натурных опытов из образовательной практики. Таким образом, инженер владеет информацией об ограниченном круге явлений, которые могли бы быть внедрены в прикладные технические решения. Знаниевая парадигма в обучении изживает себя.
Что можно предложить для решения уже возникших в естественно-научном образовании проблем? Решение видится в том, что акцент в обучении нужно перенести на организацию учебного процесса с акцентом на усвоение инвариантных знаний. Такими, в частности, выступают методологические знания о структуре и компонентах деятельности[1]. Актуальным вновь становится принцип политехнизма, но мы его понимаем в несколько ином аспекте, чем в традиционном в прошлом подходе . Политехнизм предполагает не усвоение знаний о некоторых производственных процессах, технических устройствах и установках. Мы полагаем, что идея политехнизма заключается в том, что обучаемые не должны получать знания о принципах действия конкретных технических устройств в готовом виде, не должны рассматривать физические явления вне привязки к будущей профессиональной деятельности. Обучаемые должны иметь инструментарий для расширения полученных знаний самостоятельно, для глубокого анализа вновь открытых фактов и явлений в практической деятельности.
Это означает, что процесс организации естественно-научного образования в школе и вузе должен быть изменен. Мы имеем такой инструментарий в виде приемов для анализа любых физических явлений, технических требований к разрабатываемым техническим устройствам и сопоставительного анализа для исследования возможности потенциального внедрения данных фундаментальных физических знаний в технические решения.
Методика такой организации обучения отрабатывается нами в реальном учебном процессе технического вуза. В результате решения поставленных перед обучаемыми задач возникают не только субъективно новые потенциальные технические устройства, но и реальные технические установки, защищенные патентами на полезную модель. Так, нами совместно с обучаемыми разработана установка для демонстрации гироскопического эффекта на модели реального одномоторного винтового самолета. Модель внедрена в практику и используется для наглядного показа возникающих в реальных условиях явлений, с которыми обучаемые, да и не только они (о ценности подобной модели имеются многочисленные отзывы пилотов с большим профессиональным стажем) сталкиваются в летной практике. Обучаемые имеют возможность многократно воспроизводить наблюдаемые явления, варьировать условия на этом лабораторном стенде, выполняющем роль минитренажера по отношению к реальному воздушному судну.
Таким образом, учебный процесс в вузе должен быть построен так, чтобы обучаемый получал знания о приемах получения и новых и развития имеющихся у него знаний. Естественные науки, а особенно, физика, располагает большими возможностями в этом плане. Будущий специалист имеет возможность самостоятельного получения новых для него знаний в процессе своей профессиональной деятельности, что является одним из критериев современного специалиста. Еще раз подчеркнем особую роль естественно-научных знаний в формировании интеллекта обучаемых, их мировоозрения.