К числу важных проблем этики и философии права относится проблема соотношения права и нравственности в жизни общества. Она приобрела мировоззренческую остроту в отечественной философии, общественной мысли и юриспруденции XIX - начала XX в., сохраняя актуальность и в наши дни.
Освободить право от его авторитарной политической оболочки и согласовать с абсолютными ценностями нравственного сознания личности - эти основные задачи ставили перед собой крупнейшие российские философы и теоретики права. Среди них заметное место занимал Н.Н. Алексеев (1879 - 1964) - выдающийся русский правовед и философ, создатель аксиологической концепции права, построенной на основе новейших для его времени идей феноменологии и философской антропологии, преломленных через призму русской этики и религиозной философии. Н.Н. Алексеев вообще стремился в своих исследованиях к определенному синтезу, к интеграции взглядов, которые традиционно представляются диаметрально противоположными.
Ценностная природа права и нравственности должна учитываться при построении наук об этих феноменах. Существуют различные способы познания ценностей, в частности, следует отличать способность простого усмотрения ценностей от способности их более или менее глубокого чувствования, так же как и от их теоретического познания. «Различие это, - пишет Н.Н. Алексеев, - нужно считать основным для всякой теории ценностей и, в частности, для всякой этики. Оно определяется различными степенями интимности в общении с ценностями, различными глубинами погружения в ценностную стихию».
За правовой нормой может стоять охрана тех же ценностей, что и за нравственной нормой. Однако нравственная норма предполагает личное участие, заинтересованность, при которой правомочие органически врастает в обязанность. Долг и обязанность настолько важны, что невозможно не требовать правомочия их осуществления. Для права же вполне достаточно, что человек просто уважает и признает нечто как должное, причитающееся согласно иерархии ценностей, т.е. по справедливости. Право исходит из того понимания вещей, которое открывается разуму, предполагает дистанцию, а не то самозабвение и погружение в предмет, которые связаны с нравственностью.
Подобное теоретическое различение права и нравственности свидетельствует о расхождении идей Алексеева с классическим этическим направлением в русской философии права, представители которого стремились к отождествлению права и нравственности. В истории философской и юридической мысли справедливость всегда была спорной территорией между этикой и юриспруденцией. Юридический позитивизм стремился вынести понятие справедливости за пределы теории права, мотивируя это тем, что вопросы справедливости не могут иметь рационального решения. Н.Н. Алексеев же настаивает на том, что справедливость является категорией права, а не категорией этики. Порядок справедливости как порядок правильного соотношения ценностей есть порядок чисто идеальный, который не следует отождествлять с какими-либо реальными целостностями, например с «общественным целым».
Итак, Н.Н. Алексеев строит свою философско-правовую систему, разрабатывая темы, которые доминировали в русском философском правоведении: субъект права, ценность в праве, идеал правоотношений. Особое внимание уделяет исследователь связи проблем морали с правовыми нормами, подчеркивает связь правовых проблем с проблемами ценностей. Эти проблемы не сняты с повестки дня и в наше время. Их осмыслению должны способствовать исследования воззрений авторитетных российских философов права, таких, каким был и остается Н.Н. Алексеев.