Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

Kulyasov P.A. 1 1
1

Работами многих исследователей доказано, что инвазия гельминтами ослабляет сопротивляемость организма к инфекционными заболеваниям, часто провоцирует появление инфекционных и ряда вирусных болезней, который способствует переходу некоторых острых инфекционных заболеваний в хроническую и затяжную форму, отягощает течение основной болезни и удлиняет сроки выздоровления [10, 3].

Установлено, что течение инвазионных и инфекционных заболеваний, вызванных не одним, а несколькими возбудителями в ассоциации сопровождается тяжелым клиническим проявлением и патоморфологическими изменениями в организме животных, что в конечном итоге приводит к гораздо большему, чем при моноинвазиях и моноинфекциях, экономическому ущербу.

В последние годы имеется много публикаций по результатам изучения смешанных болезней, вызываемых гельминтами в ассоциации с пастереллами, сальмонеллами, эшерехиями, клостридиями, эймериями и криптоспоридиями [8, 2].

В настоящее время установлено, что в организме животных и человека между представителями паразитофауны, бактериями и вирусами существует разнообразные взаимоотношения, которые проявляются на фоне сложных реакций организма хозяина и паразитоценоза как целого. Взаимоотношения между отдельными сочленами паразитоценоза, в котором участвуют гельминты, изучали многие исследователи [4, 5].

По смешанным кишечным болезням свиней опубликовано довольно много работ, однако работ по этой проблеме в отношении поросят раннего возраста почти не встречается. Сведения о них помещаем, не дифференцируя, кроме тех которые касаются инвазий с участием простейших рода Cryptosporidium.

Наиболее часто в естественных условиях, по многочисленным литературным данным, у животных наблюдаются смешанные гельминто-протозойные инвазии [9,1].

Занимаясь изучением взаимоотношения между аскаридами, власоглавами и эзофагостомами в организме свиней, [10] установил, что приживаемость всех видов гельминтов уменьшается при двойных и тройных инвазиях в отличие от одинарных. Было выявлено более выраженное патогенное действие на организм свиней при смешанных инвазиях.

Авторами [6] были подвергнуты обследованию 9383 животных из 145 свиноводческих хозяйств Белоруссии и обнаружены балантидии, эймерии, стронгилоиды, трихомонады, аскариды и трихоцефалы. Всего им было обнаружено 44 сочетания различных кишечных паразитов. Наиболее частыми членами паразитоценоза являлись эймерии, стронгилоиды (21,1 %), балантидии, эймерии (8,3 %), балантидии, трихомонады (7,2 %), балантидии, эймерии, стронгилоиды (9,5 %).

Группа авторов [7] изучая, паразитологическую ситуацию в 29 хозяйствах Республики Татарстан, установили, что паразитарные болезни встречаются во всех обследованных хозяйствах республики. При этом зараженность свиней аскаридами в среднем составила 30,1, эзофагостомами – 26,9, трихоцефалами – 13,4 и кокцидиями 40,2 %. Они выявили следующие сочетания гельминтов и простейших: эзофагостомоз + аскаридоз; аскаридоз + кокцидиоз; аскаридоз + трихоцефалез + кокцидиоз; аскаридоз + эзофагостомоз; трихоцефалез + кокцидиоз.

Инвазированность свиней разными видами гельминтов и простейшими на территории РМ изучали путем анализа ветеринарной отчетности ветеринарных станций по борьбе с болезнями животных, документов районных ветеринарных лабораторий и результатов собственных исследований.

Обследованию подвергались животные разных возрастов из 26 хозяйств 7 районов республики Мордовия. Всего было обследовано 790 голов.

В результате копрологических исследований свиней всех возрастов установили инвазированность свиней балантидиями, эймериями, аскаридами, эзофагостомами и трихоцефалами. Пораженность регистрировали в течение всего года.

Из всех обследованных 790 голов только у 26 свиней (3,2 %) был полный состав указанных паразитов. Чаще всего в хозяйствах встречаются среди поголовья 2 – 4-месячного возраста балантидии, эймерии, трихоцефалы (16,5 %) и эймерии, эзофагостомы; балантидии, эймерии (13,0 %; 13,0 %). У остальных обследованных животных встречались паразиты в виде моноинвазии.

В настоящее время для лечения нематодозов у свиней используют препараты пиперазина, нилверм, фебантел, пигран и многие другие препараты. Однако эффективность этих препаратов при нематодозах свиней не всегда четко выражена, и мнения о действии этих препаратов расходятся. Поэтому, кроме испытания указанных антгельминтиков, мы включили в исследования в качестве лечебного средства фенбендазол, тиабендазол и альбендазол.

Гельминтоовоскопические исследования проводили по методу Котельникова, Хренова (1973) и Фюллеборна.

Сравнительное испытание эффективности фенбендазола, тиабендазола и альбендазола проводили в производственных условиях в свиноводческих хозяйствах Республики Мордовия и Ульяновской области.

Подопытных и контрольных поросят нумеровали, взвешивали и распределяли по группам по принципу аналогов с учетом их возраста, веса, упитанности и степени инвазированности. Все поросята находились в одинаковых условиях кормления и содержания.

Поросята были одновременно спонтанно инвазированы эзофагостомами, трихоцефалами, аскаридиями, эймериями и криптоспоридиями, поэтому при учете результатов проводили исследования одновременно на обнаружение яиц эзофагостом, аскарид, трихоцефал, ооцист эймерий и криптоспоридий.

Перед проведением основных опытов по выявлению эффективности фенбендазола, альбендазола и тиабендазола мы предварительно исследовали 40 поросят 2–4-месячного возраста. Испытанные препараты применяли групповым методом с кормом. Мы не установили их токсического действия на поросят. Препарат легко поедается поросятами.

Дальнейшие испытания проводили на большом поголовье поросят (350 голов) 2 – 4-месячного возраста, которые были распределены на 4 группы по принципу аналогов: три опытных по 100 голов в каждой и одну (четвертую) – контрольную в 50 голов. Антгельминтики давали поросятам первых трех групп в утренние часы с кормом методом вольного группового скармливания, без последующего ограничения кормления и водопоя.

Первой группе задавали фенбендазол в дозе 5,0 мг/кг массы тела три дня подряд по одному разу в день; второй группе – альбендазол в дозе 10,0 мг/кг однократно; третьей группе – тиабендазол в дозе 50 мг/кг однократно. Четвертая группа антгельминтики не получала.

Учет терапевтической эффективности, проведенный путем гельминтоовоскопии и гельминтоскопии на 3, 7, 9-й дни после дегельминтизации и вскрытия подопытных и контрольных поросят, а также исследования соскобов со слизистой кишечника с последующей окраской карбол-фуксином по Циль-Нильсену, у поросят первой группы показал 98,9 %-ю экстенсэффективность и 99,0-ю интенсэффективность при эзофагостомозе, 65,6 %-ю эффективность при эймериозе, 98,9 %-ю ЭЭ и 99,0 %-ю ИЭ при трихоцефалезе и 45,1 %-ю эффективность при криптоспоридиозе, при аскаридозе 100 %-ю эффективность и 99,0 %-ю интенсэффективность; альбендазол и тиабендазол были менее эффективными при эзофагостомозе и трихоцефалезе поросят (ЭЭ – 73,8 % и 81,3 % соответственно) и совершенно неэффективными при эймериозе и криптоспоридиозе.