Особый политико-правовой статус (V тип нашей классификации) имели союзные племена. Отличительной особенностью их положения было то, что они первоначально не были покорены оружием русских князей и по своему усмотрению принимали участие в военных предприятиях Киевской Руси. Едва ли они платили дань; а если даже и платили, то нерегулярно.
В 907 г. насчитывалось четыре племени, являвшиеся союзными по отношению к Древнерусскому государству – вятичи, хорваты белые, дулебы и тиверцы, «яже суть толковины», принявшие участие в победоносном походе Олега на Царьград [43, с. 29]. К тому времени они еще не были покорены Киевом и добровольно отправили свои дружины под знаменами Великого князя на Византию, рассчитывая на богатую добычу.
В 944 г. число «толковинов» уменьшилось – остались, согласно Повести временных лет, только тиверцы [43, с. 45], а по данным Тверской и Никаноровской летописей еще и вятичи [3, с. 50; 4, с. 20].
Наиболее надежными из них были тиверцы, обитавшие в юго-западной части восточнославянского ареала. В Повести временных лет очерчены границы их расселения – Днестр на востоке, Черное море на юге и Дунай на юго-западе [43, с. 13]. Они воевали с Киевом один раз, в правление Олега [43, с. 24], и после этого ни разу не обнажали оружие против князей русских. Тиверцы участвовали в обоих походах на Византию – в 907 и 944 гг. [43, с. 29, 45], явив собой классический пример «конфедератов». Летописцы ничего не сообщают об их последующем включении в состав Древнерусского государства – оно обошлось без насилия.
Иное дело вятичи, обитавшие по берегам Оки [43, с. 12]. Еще в 859 г., по летописной хронологии, хазары взимали дань с вятичей «по белеи веверице отъ дыма» [43, с. 19]. Однако победы Олега над хазарами [44, с. 21] пошатнули их власть в земле вятичей, и в 907 г. последние отправили свои дружины в составе войска киевского на Константинополь [43, с. 29]. Нестор, с такой тщательностью перечисливший данников Олега, не указал в их числе обитателей Оки. Это говорит об их относительной независимости и в то же время об их особом политико-правовом статусе, несколько напоминающем конфедеративные отношения, для которых характерно объединение двух суверенных государств в определенных сферах, например, в военной. Согласно Тверской и Никаноровской летописям, подобное объединение вооруженных сил имело место и впоследствии, в 944 г., когда «Игорь съвъкупи вои множество, Варягы, Русь, Поляне, Словяны, и Кривичь, и Вятичи и Тиверици, и Печенегы наа, и тали у нихъ поима, и поиде на Грекы въ лодиахъ и на конех» [3, с. 49; 4, с. 20]. Однако уже в 964 г. мы находим их под властью Хазарского Каганата. По данным Повести временных лет они платили хазарам «по щьлягу отъ рала» [43, с. 65]. В 964 г. Святослав направился на окские и волжские берега, и, достигнув земель вятичей, по преданию Нестора, спросил, кому они дают дань; те же ответили, что хазарам [43, с. 65]. Летописец Рогожский добавляет, что Великий князь тогда же «вза дань на нихъ» [2, с. 14]. К сожалению, в большинстве летописей нет доказательств этой гипотезы, остающейся на совести автора Рогожского манускрипта. В 965 г. Святослав напал на хазар. В случившейся битве киевское войско одолело неприятеля, овладело их городами, в том числе Белой Вежей. Заодно побеждены были Ясы и Касоги [43, с. 65; 1, с. 14], вскоре приведенные Святославом в Киев [5, с. 521]. На следующий год, 966, падает окончательная победа Святослава над вятичами и обложение их данью [43, с. 65], что явилось следствием крушения Хазарского Каганата. Вятичи из союзников-толковинов в 964-966 гг. превратились в великокняжеских данников. Они еще пытались отложиться от Киева, однако в 981 г. Владимир победил мятежников и наложил на них дань в размерах, установленных Святославом. В 982 г. вятичи вновь дерзнули восстать, но были разгромлены, на этот раз окончательно [43, с. 82].
Хорваты и дулебы, подобно тиверцам, обитали на юго-западе восточнославянских земель. Дулебы обосновались по берегам реки Буг и назывались по-разному, Бужанами и Волынянами [43, с. 11-13]. Что касается белых хорватов, то в летописях сохранилось о них весьма мало сведений. Будучи военными союзниками Олега в 907 г., потом они надолго исчезают из поля зрения летописца. Известно, что в 992 г. с ними воевал Владимир.