Scientific journal
International Journal of Applied and fundamental research
ISSN 1996-3955
ИФ РИНЦ = 0,593

1
1

Недостаток питательных веществ запускает адаптационные механизмы, что является отражением стресс-реакции и ведет, в конечном счете, к различным функциональным расстройствам [1]. Известно, что важную роль в функционировании репродуктивной системы играет целый ряд пищевых факторов, таких как белковая пища, витамины-антиоксиданты (витамин E, витамин C), а также минералы (цинк, селен) [2]. В России, как и во всём мире, стала ощущаться тенденция роста мужской субфертильности, следствием которой, в частности, стал низкий уровень воспроизводства населения. В этой связи представляет интерес исследование влияния бедной белком и лишённой витаминов и минералов пищи на функциональное состояние мужской репродуктивной системы.

Цель работы – рассмотреть эффекты недостатка питательных веществ на функциональное состояние разных звеньев репродуктивной системы самцов крыс. Исследование проводили на самцах крыс линии Wistar массой 200-220 г. Животных содержали на дистиллированной воде и очищенном рисе в умеренном количестве (5-10 г на животное) в течение 30 дней. По окончании экспериментальных воздействий в ткани семенников измеряли уровень малонового диальдегида (МДА) и кинетические показатели липопероксидации [3]. Кроме того, определяли количество дефективных эпидидимальных сперматозоидов.

Недостаток питательных веществ вызвал падение массы животных, которая оказалась на 27 % ниже, по сравнению с контролем (P < 0,01) к моменту окончания экспериментальных воздействий (175 ± 15,0 и 240 ± 9,8 г соответственно). О развитии окислительного стресса на фоне снижения антиоксидантного статуса животных ввиду недостаточного питания свидетельствует факт усиления перекисного гемолиза эритроцитов в 1,5 раза, по сравнению с контролем (P < 0,05). Отмечалось повышение исходного уровня МДА на 44 %, в сравнении с контролем (P < 0,001). В условиях проводимого эксперимента визуально отмечалось снижение общего количества эпидидимальных сперматозоидов. Процент дефективных форм сперматозоидов в контрольной группе составил 7,0 ±0,54 %, в то время как в опытной группе их количество превосходило более чем в 4,5 раза и составило 32,4 ± 1,63 % (P < 0,001). Ведущими патологиями были облом и потеря хвоста сперматозоидов, что коррелирует с повышенной динамикой процессов свободнорадикального окисления (СРО) в тестикулярной ткани в условиях низкого антиоксидантного статуса животных, вызванного недостатком питательных веществ.

Таким образом, пищевой стресс, обусловленный недостатком питательных веществ, вызывает интенсификацию процессов СРО в ткани семенников, что ведёт к угнетению репродуктивной функции.